Ребросклеивающие машины

Классификация. Ребросклеивающие машины предназначены для соединения полос строганого или лущеного шпона и отрезков пленок на основе пропитанных бумаг при формировании из них облицовок. Применяются они в мебельной и фанерной промышленности.

По направлению подачи соединяемых полос машины делят на два класса: с продольной и поперечной подачей листов. В машинах первого класса соединяемые кромки шпона параллельны направлению подачи, а в машинах второго класса ­­- перпендикулярны (рис. 64).

Соединение полос шпона гуммированной лентой применяется редко на небольших предприятиях и выполняется вручную.

Предварительно полосы шпона в пачке прифуговывают или обрезают на гильотинных ножницах типа НГ-18 и НГ-30 или бумагорезательных машинах БРП-4М, 2БР-36. Шероховатость поверхности кромок Rm max для деталей мебели не должна превышать 32 мкм. Не допускаются зазоры между кромками полос шпона, сколы, риски, вырывы. Отклонение от прямолинейности кромок не должно превышать 0,33 мм/м.

При ребросклеивании гуммированная лента 2 наклеивается на пласти соединяемых полос 1 вдоль кромки (рис. 65, а). Гуммированная лента обеспечивает высокую прочность соединения полос шпона, достаточную для того, чтобы при формировании пакета для склеивания облицовка не развалилась.

 
 

Рис. 64. Схема классификации ребросклеивающих машин

 

Однако этот способ соединения имеет существенный недостаток. Если при формировании пакета облицовку положить на щит гуммированной лентой наружу, то в процессе последующего прессования на детали от ленты образуется вмятина глубиной до 0,1 мм. При последующей обработке детали гуммированную ленту и вмятину надо сошлифовать. Процесс шлифования становится чрезвычайно трудоемким. Если при формировании пакета облицовку положить лентой внутрь пакета, то понижается прочного клеевого соединения между облицовкой и основой. При эксплуатации таких деталей происходит отклеивание облицовки от основы.

Рис. 65. Схемы ребросклеивания:

а – гуммированной лентой; б – с клеевым слоем по кромке;

в – со швом по пласти; г – с точечным швом; д – термопластичной

нитью

 

Для устранения указанного недостатка гуммированную ленту перфорируют или используют комбинированную ленту. Комбинированная лента предназначена для ребросклеивания сырого и сухого шпона. Ее готовят путем последовательной односторонней пропитки бумажной ленты сначала основным клеем, плавящимся при нагревании, а затем мездровым клеем.

Комбинированная лента наклеивается на шпон так же, как и гуммированная лента. Затем состыкованная облицовка подается в сушильную камеру, где одновременно с сушкой происходит вторичное соединение полос шпона посредством расплавленного основного слоя клея.

Если облицовка формируется из полос сухого шпона, то вторичное соединение шпона с лентой происходит в процессе облицовывания в горячем прессе.

Склеивание делянок шпона на гладкую фугу, то есть на ребро (рис. 65, б), давно применяется мебельщиками. В настоящее время технология ребросклеивания выполняется так. Пачка шпона обрезается гильотинными ножницами, и на обрезанную поверхность пачки наносится клей и подсушивается. Затем делянки шпона укладываются ребрами друг к другу на стол вдоль направляющей линейки ребросклеивающей машины (рис. 66) и продвигаются вперед до захвата их механизмом подачи.

Подающий механизм представляет собой гусеницу, расположенную над столом. Под гусеницей располагаются подающие диски, прижимающие делянки друг к другу. Кроме того, под гусеницей расположен нагреватель, обеспечивающий ускоренное отверждение клея на кромках делянок. На выходе из машины, длина рабочей зоны которой составляет не более одного метра, достигается прочное соединение делянок, практически равнопрочное со шпоном и не раскрывающееся при его перегибах.

С появлением клеев-расплавов в 60-х годах прошлого столетия конструкции ребросклеивающих машин изменились коренным образом. В группе машин с безленточным соединением появились машины, наносящие клей расплав тонкой пленкой по пласти (рис. 65, в) или точками (каплями) по шву (рис. 65, г). ВПКТИМ разработано оборудование, клей расплав и режим точечного ребросклеивания: оптимальная скорость подачи полос при ребросклеивании 16…32 м/мин, толщина шпона 0,3…1,5 мм, шаг клеевых точек 20…30 мм и диаметр капель 5…10 мм.

При использовании этого способа возникла проблема, заключающаяся в том, что соединительный клей капли, при последующем плавлении в прессе, за счет своей высокой вязкости выдавливался через фугу и раскрывал ее, образуя щель между делянками. Из-за этого в производстве мебели такой способ ребросклеивания не применяется.

В последние годы в отечественной и зарубежной практике для продольного ребросклеивания шпона широкое распространение получили машины, соединяющие полосы шпона термопластичной нитью. Нить на линию стыка наносится зигзагом (рис. 65, д). Соединение полос получается прочным, эластичным и обеспечивает плотное прилегание кромок шпона. Кроме того, такое соединение не вызывает затруднений при выполнении последующих технологических операций по наклеиванию облицовок.

Термопластичную нить получают из нити стекловолокна, которую пропитывают в клее-расплаве и пропускают через калибровочное отверстие диаметром 0,28…0,38 мм. Клеевая нить поступает потребителю в бобинах.

Ребросклеивающие машины. На мебельных предприятиях страны широко применяются машины модели РС-9. На ребросклеивающей машине (рис. 67) клеевая нить из бобины 1 подается в электрический нагреватель 2 с температурой в нем 500…520°С. В нагревателе клей на нити плавится. Нитеводитель 5, совершая возвратно-поступательные движения, укладывает нить зигзагом на пласти соединяемых полос 8. Ролик 6 прижимает расплавленную нить к полосам 8. Для того чтобы нить прилипала к полосам шпона, а не к ролику, ролик постоянно смазывают пропитанной в масле губкой 7.

Механизм подачи машины выполнен в виде двух наклонных дисков 4, расположенных по обе стороны направляющей линейки 3.

Технические характеристики некоторых ребросклеивающих машин приведены в табл. 11.

В качестве примера на рис. 68 приведены общие виды машин.

 

а       б
Рис. 68. Ребросклеивающие машины: а – FW/J-920 (Германия); б – РС-9А (Россия)

 

Таблица 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: