Общественные преобразования, начавшиеся в России на рубеже веков, вызвали к жизни необходимость нового осмысления феномена человека, его преобразовательного потенциала, его способности создавать новое.
Интеграция России в мировое сообщество делает актуальной проблему инновационного развития социума и личности, способной к адекватному отражению социальных изменений. Готовность личности к переменам во всех сферах жизни общества, к участию в них и принятию нового как ценности является условием прогресса.
Инновации приобретают статус генерального индикатора культурного процесса общества.
Инновационный контекст общества информационной эпохи сопровождается обострением противоречия между количеством, качеством и масштабностью социальных проблем и отсталостью культурных, интеллектуальных ресурсов, архаичностью управленческих решений по их преодолению.
История общества и его от дельных подсистем: хозяйственной, политической, образовательной, - показывает, что именно возникновение технических, технологических и социокультурных новаций (новообразований) всегда подготавливало и обеспечивало переход отдельных процессов и общества в целом на качественно новый уровень развития.
|
|
Практически всегда нововведение затрагивает вопросы технологии — то, как мы делаем нечто, существующий способ думать и делать. Появление любого нововведения изменяет принятые способы думать и делать и, как следствие, меняет сознание и самоопределение больших масс людей.
Изменение сознания людей и привычных и устоявшихся десятилетиями (а иногда и столетиями) способов делать - чрезвычайно инерционный и длительный процесс. Если технико-технологическая часть инновационного процесса занимает от 12 до 20 лет, то изменения в сознании, перестройка систем обучения и подготовки кадров, социальных систем, культурных норм могут растягиваться на многие годы. Однако необходимо констатировать, что в последней четверти ХХ века общество уже столкнулось с феноменом «перепроизводства инноваций, который вызван неспособностью отдельных людей, групп и коллективов быстро и эффективно перестраивать свои установки, навыки и способности в соответствии с появлением и распространением инновационных волн. Иными словами, если «нового» в обществе становится слишком много, возникает установка на его ограничение. Формируются институциональные барьеры, препятствующие его по явлению и распространению, которые в основе своей носят ментальный характер.
Актуализация проблемы освоения нововведений в сфере образования обусловлена рядом причин:
- интеграцией российского образования в европейское образовательное пространство,
|
|
- принятие национального проекта «Образование» и т.д.
В управленческой практике всё большее значение уделяется роли совокупности знаний и навыков, принятых всеми сотрудниками, для осуществления проектов и достижения целей. Анализ опыта успешной деятельности в любой сфере показывает, что ему во всех случаях предшествовало полное или частичное изменение рамок мышления и деятельности - представлений о мире, в котором мы живем и о роли (месте) человека в этом мире (необходимость нового осмысления феномена человека, его преобразовательного потенциала, его способности создавать новое).
У педагогического сообщества в новом веке существует чрезвычайно значимая миссия - продвижение инновационной модели развития. От того, как будет происходить подобное продвижение, зависит и место России в мире, и конкурентоспособность отдельных экономических и социокультурных проектов и адаптационные возможности отдельного человека.
Принятие этой миссии позволит реализовать универсальную систему ценностей и гуманитарно-технологический потенциал отечественного образования.
Реализация названной миссии зависит от того, как будет артикулирован в новых условиях философско-антропологический идеал идеал, новый образ человека.
Во многих областях и сферах деятельности происходят, как отмечая еще в начале 80-х годов минувшего века Г.П.Щедровицкий, значимые трансформации:
• Перестраиваются традиционные системы воспроизводства (прежде всего сфера обучения, образования и подготовки кадров), складывается реальность индивидуальных образовательных программ.
• Растет социальная и культурная мобильность;
• Большую роль начинают играть семиотические системы, определяющие индивидуальную и групповую идентичность и групповую идентичность — профессиональную, этническую, конфессиональную, гражданскую.
• Повышается роль сетевых форм организации групп и сообществ, изменяется инфраструктура глобальных коммуникаций, сфера обобщения и переноса опыта, исследования действием и консультирования — прежде всего обучающего.
• Формируется новый инструментарий локального и регионально го экономического и социокультурного развития — в том числе, комплексного проектирования среды обитания человека и трансферта технологий.
• Возникают новые инфраструктуры, призванные обеспечить доступ человека к ресурсам глобального развития.
• Меняется роль государства в обеспечении качества жизни, поддержке инфраструктур и инновационных форм мышления и деятельности.
• Меняются требования к процессам принятия решения и системам управления, обеспечивающим принятие решений в условиях не полной информации и коллективного действия.
• Значимые сдвиги происходят в сфере культурной и социальной политики на основе инвестиционного подхода.
Общественная потребность в новой стратегии образования вызревала не одно десятилетие, прежде чем стала осознанной и вылилась в требование смены традиционной системы обучения.
Традиционная образовательная система, существующая в тех формах, которые возникли в Европе в ХУIII — нач. ХIХ вв., хотя и эволюционировала, но тем не менее, осталась прежней по своей социокультурной ориентации и в настоящее время исчерпала себя.
Произошло отставание образования от новых реальностей жизни, девальвация его общественной значимости. Особенности экономической и социокультурной системы требуют постоянного изменения и обновления характера направленности образовательной и профессиональной подготовки.
Само понятие «инновация» — впервые появилось в исследованиях культурологов в ХIХ веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.
|
|
Первоначально предметом изучения инноватики были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Но довольно быстро интересы новой отрасли расширились и стали охватывать социальные новшества, и, прежде всего, нововведения в организациях и на предприятиях.
Инновация педагогическая (нововведение):
- целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
- поиск идеальных методик и программ, их внедрение в Опии их творческое переосмысление.
Педагогическая инновация – это внедрение и распространение педагогических систем, разработка новых технологий проектирования, управления, обучения и воспитания.
Педагогическая инновация как педагогическая деятельность приобретает устойчивый характер творческой педагогической деятельности.
Под инновацией следует понимать все новое, оригинальное, что вводится в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения, а способы этого введения могут быть различными