Несколько слов о инновационном поведении

 

Инновации, затрагивающие образ жизни, интересы и привычка людей, могут вызывать у них болезненные явления. Это обусловлено блокированием жизненных потребностей в безопасности, защищенности, самоутверждении, комфорте и др.

Антиинновационный барьер — понятие, традиционно используемое в социологической и психологической литературе. Психологический, внутриличностный барьер обусловлен как индивидуальными особенностями учителя, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит. Внешне этот барьер выступает в защитных высказываниях, которые часто отражают стереотипы, существующие в обществе относительно конкретных инноваций. А.И. Пригожин выделяет несколько инновационных стереотипов, некоторые перечислены.

1. «Это у нас уже есть» Приводится пример, действительно сходный в некоторых чертах с предлагаемым новшеством.

2. «Это у нас не получится» Перечисляется ряд особенностей, объективных условий, которые делают невозможным данное нововведение.

З. «Это не решает наших главных проблем» Поза сторонника радикальных решений. Инноватор в этом случае получает черты недостаточно смелого и активного проводника подлинного прогресса.

4. «Это требует доработки» У новшества выделяются его действ тельные недостатки, ограничения, недоработанные элементы, которые всегда неизбежны, ибо всякий проект нуждается в апробации и доводке в рабочем режиме.

5. «Здесь не все равноценно» — ставка на отсечение некоторых де талей по любому аз названных выше соображений, отчего новшество либо становится «безобидным» по своему инновационному потенциалу, «приручается», либо оказывается бессмысленным по той же при чине, ибо ощутимого эффекта уже не предвидится.

б. «Есть и другие предложения» Подразумевается вполне реальная альтернатива данному новшеству, выдвигаемая другими авторами, школами.

К инновационным барьерам, по мнению А.К. Марковой, можно от нести и барьеры творчества:

1. Склонность к конформизму (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка), выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым и смешным в своих суждениях.

З. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем непринятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее суждение: критиковать человека — значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение.

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, МЫ обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко вы ступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

5. Личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие («Я-концепция»), характеризующееся заниженной самооценкой личности, боязнью открыто высказывать свои идеи.

б. Ригидность («вязкость») мышления которую можно рассматривать, как свойство использовать приобретенные знания «в их оконча тельном понимании без возможности разнообразия».

Инновационное поведение не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализации. Педагог должен проникнуться мыслью: если кто-то отказывается от части своих ценностей и идеалов, он нарушает свою моральную и интеллектуальную целостность, становиться несчастным, утрачивает свободу. Свобода предполагает уважение себя, как личности. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписанию. В сознании накапливается все больше раз личных готовых образцов педагогической деятельности.

Но развитие общества требует от педагога инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности.

 

С позиций системного подхода все звенья педагогического образования должны максимально стимулировать проявление всех компонентов инновационной деятельности в их единстве.

• Реализация рефлексивно-деятельностного подхода — предполагает развитие способности входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе, как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика.

Компетентностный подход обеспечивает выявление и формирование у педагога творческой индивидуальности, развитие инновационного сознания, индивидуального стиля деятельности.

Под инновационной готовностью понимается интегративное качество личности, объединяющее сформированную внутреннюю потребность в профессиональной инновационной деятельности, способности и компетенции.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: