Богословские школы и виднейшие учителя Церкви 2-3в

В послеапостольское время христианское учение развивалось и стало принимать научную богословскую форму. Этому способствовали следующие обстоятельства: приход в Церковь образованных язычников, борьба Церкви с еретиками и языческими философами. Возникают центры богословского просвещения. В зависимости от характера преобладавшего там философского направления, от особенности богословских воззрений основателей и наиболее талантливых представителей в этих богословских училищах создаются целые направления в науке. Такие направления богословской мысли называются «богословской школой». Крупнейшими школами были: малоазийская, северо-африканская, александрийская и антиохийская. Школы малоазийская и северо-африканская отличались верным хранением апостольского предания.

Малоазийская школа

Крупнейшим представителем малоазийской школы является святитель Ириней, епископ Лионский, ученик святого Поликарпа Смирнского (ум. 202 г.), написавший сочинение «Против ересей», которое отличается верностью апостольскому преданию.Кроме него известен епископ пристани близ Рима Ипполит. Между его сочинениями замечательны толкования на Священное Писание, а также труд литургического характера «Апостольское предание». Юлий Африкан – первый христианский историк – составил христианскую Всемирную историю в пяти книгах, которые сохранились только фрагментами в трудах церковных писателей.

Североафриканская школа

Тертуллиан, пресвитер карфагенской церкви, первый латинский церковный писатель (ум.ок. 223 г.), сын римского сотника, высокообразованный адвокат. Обладал блестящим умом и твердой волей. Его стремление к строгости жизни и ревностное служение было причиной уклонения его в особый раскол с очень строгими нравственными правилами. Тертуллиан написал очень много апологетических сочинений, вероучительных и нравоучительных (о крещении, покаянии, молитве, посте) и полемических.

Святитель Киприан, епископ Карфагенский (ум. 258 г.), происходил из богатой семьи. Был ритором, славился учёностью. Принял христианство на сороковом году жизни. В сане епископа прославился мудростью и ревностью служения. Он глубоко чтил Тертуллиана, но не разделял его крайностей. Святой Киприан написал много полемических и апологетических сочинений («О суете идолов», «Свидетельство против иудеев»). Самое главное его творение – «О единстве Церкви», против раскольников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: