Возраст опрошенных людей колебался от 13 до 16лет. Всего в анкетировании приняли участие 70 человек.
По сравнению с 2011 годом положение намного улучшилось. Количество наказываемых детей упало до0%.
1. На вопрос «Часто ли тебя наказывают?» опрошенные отвечали:
2011г-Да-10(14,3%), нет- 48(68,6%), иногда-12(17,1%)
2014г-Да-0(0%), нет- 45(64,2%), иногда-25(35,7%)
2. 2011г-У 5(7,1%) респондентов плохие отношения с родителями.
2014г- У 2(2,8%) респондентов плохие отношения с родителями.
3. 2011г-В ходе анкетирования выяснилось, что у 3(4,3%) человек из 70 появлялось желание убежать из дома. (Из-за плохих отношений с родителями)
2014г- что у 2(2,8%) человек из 70 появлялось желание убежать из дома.(Из-за маленьких сестёр и братьев)
4. 2011г-На вопрос «Есть ли у Вас друзья в школе?» положительно ответили 53 человека(75,7%), отрицательно-17(24,3%).
2014г- положительно- 58 человек(82,8%), отрицательно-12(17,1%).
5. В процессе проведения исследования было установлено, что количество учащихся пробовавших курить снизилось на 47,2%
|
|
2011г-пробовали курить- 45(64,3%) из70.
2014г- пробовали курить- 12(17,1%) из70.
6. 2011г-На вопрос «Можете ли Вы отказаться от курения?» положительно ответили 47 человек(67,1%), отрицательно-14(20%), не знаю-9человек(12,9%).
2014г- положительно ответили 12 человек(100%)
7. 2011г-48(68,6%) человек из 70 опрошенных пробовали алкогольные напитки.
Понравилось-15 человек(21,5%)
Больше никогда не буду пить-25 человек(35,7%)
Не знаю-8 человек(11,4%)
2014г- 62 (88,6%) человек из 70 опрошенных пробовали алкогольные напитки.
Понравилось-27 человек(43,5%)
Больше никогда не буду пить-25 человек(40,3%)
Не знаю-10 человек(16,1%)
8. 2011и 2014гг-К счастью, из 70(100%) опрошенных, никто не употреблял наркотические вещества.
Проведя анкетирование, можно сделать вывод, что в школе №1, не много учащихся подросткового возраста с девиантным поведением. Многие, попробовав алкоголь и табак, отказались от них. Но всё же, вызывают опасение те дети, которым понравились спиртные напитки, сигареты, те, у которых появлялось желание сбежать из дома. Пускай их не очень много, но эта группа риска уже вызывает опасение.
Сравнив с данными 2011 года, можно сделать вывод, что количество подростков с девиантным поведением стало меньше, так как в школе проводятся мероприятия направленные на устранение негативного поведения.
По утрам в школе проводится физзарядка, проводится мониторинг пребывания учащихся в школе, который позволяет своевременно выявить причину отсутствия и места пребывания учащихся. Совместно с военной частью ежегодно проводятся соответствующие мероприятия, в которых принимают участие юноши нашей школы. Работают спортивные и интеллектуальные кружки. В процессе у молодежи повышается физическая и умственная активность, самооценка, формируются взгляды на жизнь, модель здорового социального поведения. Но чтобы осуществить полноценную работу с детьми, требуется содействие семьи. Особенностями нашего района являются национальные традиции, в частности, совместное проживание нескольких поколений, т.е. дети всегда находятся под присмотром старших и не предоставлены сами себе, пока их родители находятся на работе. Почитание старших, уважение к семейным ценностям и традициям сильно выражено у представителей молодежи. С нашей работой мы выступали на родительских собраниях и в классах перед учениками.
|
|
Рекомендовано:
Устраивать трудовые десанты
Выявлять семьи, в которых нет взаимопонимания и работать с ними
Провести анкетирование в младших классах для
выявления девиантного поведения в более раннем возрасте
Проводить психологические тренинги
Вовлекать учащихся в работу кружков
Все это позволит занять досуг молодёжи, тем самым уменьшить склонность к девиантному поведению.
Заключение
Девиантное поведение основано на противоречиях, существующих в обществе, социальных группах между личностями и, наконец, внутри самой личности. Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент преобладает. Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, т.к. даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво.
В случае если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих людей, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие «нарушение правил» или провести переоценку социальных норм. В последнем случае поведение, которое считалось девиантным, оценивается как новая норма. Для того чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:
а) расширять доступ к законным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;
б) соблюдать социальное равенство перед законом;
в) постоянно совершенствовать само законодательство, приводить его в соответствие с новыми социальными реалиями;
г) стремиться к адекватности преступления и наказания.
Все это в совокупности позволит снизить социальное напряжение в обществе, уменьшить его криминализацию. Только при выполнении вышеперечисленных требований общество имеет право называться правовым и демократичным.
Поскольку любое девиантное поведение – это отклонение от общепризнанной, неоднократно проверенной практикой нормы поведения, оно всегда несет в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности. Поэтому девиация и риск – стороны одной медали, социальной мутации. Состояние риска – своего рода граница, черта, разделяющая хаос и порядок, инновацию и устоявшуюся нормативно-ролевую форму поведения. Чемменьше риск, тем вероятностнее действие индивида, более предсказуемо поведение системы в целом.
Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и др. можно выделить следующие зависимости:
§ Чем более высокий уровень социальных норм нарушается, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность – естественные права человека.
|
|
§ Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т.д.)
§ Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля.
§ Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия.
§ Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.
Подчеркнем еще раз, девиантное поведение – естественная реакция человека на возникающее в обществе противоречие между социальной целью и социальными нормами ее достижения. Созидательные девиации выполняют важнейшие позитивные социальные функции. Они необходимы, чтобы общество было гибким и готовым к переменам. Девиантное и нормативное поведение – две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Для нормального протекания социогенеза (понимаемого в широком смысле слова) девиантное поведение человека имеет не меньшее значение, чем его нормативное поведение.
Список литературы
1. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов. СПб.; 2000.
2. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков – правонарушителей. СПб.; 2002.
3. Гилинский Я.Н. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория// Социологические исследования, 1991, №4.С.74.
4.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Тверь, 1998.
5.Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980
6.Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999
7.Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987
8.Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1988