Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» построено с учетом возрастных особенностей детей.
Содержание учебного предмета включает следующие разделы и темы:
• Искусство Древнего мира
• Искусство Средних веков
• Древнерусское искусство X - начала XV вв.
• Возрождение
• Древнерусское искусство второй половины XV - XVII вв.
• Искусство Западной Европы XVII - XVIII вв.
• Искусство России XVIII века
• Искусство Западной Европы XIX века
• Искусство России XIX века
• Искусство Западной Европы конца XIX - первой половины XX вв.
• Русское искусство конца XIX - начала XX вв.
• Искусство Советского периода
• Искусство Забайкалья
• Изобразительное искусство ХХ в.
Учебно-тематический план
Срок освоения образовательной программы «Живопись» 8 (9) лет | |||||||||||||
№ | Наименование раздела, темы | Общий объем времени в часах | |||||||||||
максимальная учебная нагрузка | самостоятельная работа | аудиторные занятия | |||||||||||
1 год обучения I полугодие | |||||||||||||
Раздел 1. Искусство Древнего мира | |||||||||||||
1.1. | Введение. Первобытное искусство. | Беседа | |||||||||||
1.2. | Бесписьменные народы: искусство мифа | Беседа | |||||||||||
1.3. | Древний Египет | Беседа | |||||||||||
1.3.1. | Древнее и среднее царство | Беседа | |||||||||||
1.3.2. | Новое царство | Беседа | |||||||||||
1.3.3. | Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта | Комбини рованный урок | |||||||||||
1.4. | Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия | Беседа | |||||||||||
1.5. | Искусство Древней Индии | Беседа | |||||||||||
1.6. | Искусство Древнего Китая | Беседа | |||||||||||
1.7. | Скифское искусство | Беседа | |||||||||||
1.8. | Искусство народов древней Америки | Беседа | |||||||||||
1 год обучения II полугодие | |||||||||||||
1.9. | Античность | ||||||||||||
1.9.1. | Искусство Эгейского мира | Беседа | |||||||||||
1.9.2. | Древнегреческий храм | Беседа | |||||||||||
1.9.3. | Ансамбль Афинского акрополя | Беседа | |||||||||||
1.9.4. | Древнегреческая скульптура | Комбини рованный урок | |||||||||||
1.9.5. | Вазопись и греческий орнамент | Беседа | |||||||||||
1.9.6. | Эллинизм | Беседа | |||||||||||
1.10. | Искусство Древнего Рима | ||||||||||||
1.10.1. | Искусство этрусков | Беседа | |||||||||||
1.10.2. | Архитектура Древнего Рима. Шедевры | Беседа | |||||||||||
1.10.3. | Римский скульптурный портрет и исторический рельеф | Беседа | |||||||||||
1.10.4 | Римская живопись | Беседа | |||||||||||
1.10.5. | Зачет | ||||||||||||
2 год обучения I полугодие | |||||||||||||
Раздел 2. Средневековое искусство | |||||||||||||
2.1. | Искусство Византии | ||||||||||||
2.1.1. | Раннехристианская архитектура. Храм св. Софии в Константинополе | Беседа | |||||||||||
2.1.2. | Византийская иконопись | Беседа | |||||||||||
2.1.3. | Византийский орнамент | Беседа | |||||||||||
2.2. | Средневековое искусство Западной Европы | ||||||||||||
2.2.1. | Введение. Искусство варваров | Беседа | |||||||||||
2.2.2. | Романский стиль | Беседа | |||||||||||
2.2.3. | Готический стиль | Беседа | |||||||||||
2.2.4. | Искусство средневекового орнамента | Комбини рованный урок | |||||||||||
2.3. | Искусство средневекового Востока | Беседа | |||||||||||
2 год обучения II полугодие | |||||||||||||
Раздел 3. Искусство Древней Руси X - начала XV вв. | |||||||||||||
3.1. | Искусство Киевской Руси | Беседа | |||||||||||
3.2. | Искусство Новгорода. | Беседа | |||||||||||
3.3. | Владимиро-Суздальская архитектурная школа | Беседа | |||||||||||
3.4. | Феофан Грек и Андрей Рублев | Беседа | |||||||||||
Раздел 4. Возрождение | |||||||||||||
4.1. | Архитектура и скульптура Флоренции | Беседа | |||||||||||
4.2. | Флорентийская живопись | Беседа | |||||||||||
4.3. | Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи | Беседа | |||||||||||
4.4. | Рафаэль | Беседа | |||||||||||
4.5. | Микеланджело | Беседа | |||||||||||
4.6. | Венецианская живопись. Тициан | Беседа | |||||||||||
4.7. | Творчество Веронезе и Тинторетто | Беседа | |||||||||||
4.8. | Возрождение в Нидерландах | Беседа | |||||||||||
4.9. | Босх и Питер Брейгель Старший | Беседа | |||||||||||
4.10. | Возрождение в Германии. Альбрехт Дюрер | Беседа | |||||||||||
4.11. | Орнамент эпохи Возрождения | Беседа | |||||||||||
4.12. | Зачет | ||||||||||||
3 год обучения I полугодие | |||||||||||||
Раздел 5. Искусство Руси второй половины XV – XVII вв. | |||||||||||||
5.1. | Ансамбль Московского Кремля | Беседа | |||||||||||
5.2. | Своеобразие русской архитектуры | Беседа | |||||||||||
5.3. | Иконостас | Беседа | |||||||||||
5.4. | Школа Дионисия и Симон Ушаков | Беседа | |||||||||||
5.5. | Декоративно-прикладное искусство | Беседа | |||||||||||
3 год обучения II полугодие | |||||||||||||
Раздел 6. Искусство Западной Европы XVII- XVIII вв. | |||||||||||||
6.1. | Архитектура и скульптура стиля барокко. Творчество Лоренцо Бернини | Беседа | |||||||||||
6.2. | Творчество Караваджо. | Беседа | |||||||||||
6.3. | Испанские гении. Диего Веласкес | Беседа | |||||||||||
6.4. | Архитектура Франции. Ансамбль Версаля. Стиль классицизм | Беседа | |||||||||||
6.5. | Никола Пуссен и Клод Лоррен | Беседа | |||||||||||
6.6. | «Малые» голландцы | Беседа | |||||||||||
6.7. | Рембрандт | Беседа | |||||||||||
6.8. | Рубенс | Беседа | |||||||||||
6.9. | Искусство Франции XVIII века. Антуан Ватто и художники стиля рококо | Беседа | |||||||||||
6.10. | Живопись и скульптура французского сентиментализма и классицизма | Беседа | |||||||||||
6.11. | Английская школа живописи XVIII века | Беседа | |||||||||||
6.12. | Орнамент барокко и классицизма | Беседа | |||||||||||
Раздел 7. Русское искусство XVIII века | |||||||||||||
7.1. | Русское искусство первой половины XVIII века | Беседа | |||||||||||
7.2. | Архитектура и скульптура русского классицизма | Беседа | |||||||||||
7.3. | Русский живопись XVIII века | Беседа | |||||||||||
7.4. | Русское декоративно - прикладное искусство XVIII века | Беседа | |||||||||||
7.5. | Зачет | ||||||||||||
4 год обучения I полугодие | |||||||||||||
Раздел 8. Искусство Западной Европы XIX века | |||||||||||||
8.1. | Искусство Испании конца XVIII - начала XIX вв. Франциско Гойя | Беседа | |||||||||||
8.2. | Французский классицизм | Беседа | |||||||||||
8.3. | Романтизм во Франции | Беседа | |||||||||||
8.4. | Романтизм в Англии. Прерафаэлиты | Беседа | |||||||||||
8.5. | Реализм во Франции. Барбизонцы | Беседа | |||||||||||
8.6. | Импрессионисты | Беседа | |||||||||||
8.7. | Огюст Роден | Беседа | |||||||||||
8.8. | Постимпрессионисты | Беседа | |||||||||||
4 год обучения II полугодие | |||||||||||||
Раздел 9. Русское искусство XIX века | |||||||||||||
9.1. | Искусство первой половины XIX века. Архитектура | Беседа | |||||||||||
9.2. | Скульптура первой половины XIX века | Беседа | |||||||||||
9.3. | Живопись первой половины XIX века | Беседа | |||||||||||
9.4. | Русская живопись 60 -70 годов XIX века. Передвижники | Беседа | |||||||||||
9.5. | Русский пейзаж XIX века | Беседа | |||||||||||
9.6. | Илья Репин | Беседа | |||||||||||
9.7. | Василий Суриков и Виктор Васнецов | Беседа | |||||||||||
9.8. | Архитектура и скульптура второй половины XIX века | Беседа | |||||||||||
9.9. | Зачет | ||||||||||||
5 год обучения I полугодие | |||||||||||||
Раздел 10. Искусство Западной Европы конца XIX - первой половины XX - века | |||||||||||||
10.1. | Модерн | Лекция | |||||||||||
10.2. | Символизм | Лекция | |||||||||||
10.3. | Стили и направления начала XX века | Лекция | |||||||||||
10.4. | Матисс | Беседа | |||||||||||
10.5. | Пикассо | Беседа | |||||||||||
10.6. | Абстрактное искусство | Беседа | |||||||||||
Раздел 11. Русское искусство конца XIX - начала XX вв. | |||||||||||||
11.1. | Константин Коровин и Валентин Серов | Беседа | |||||||||||
11.2. | Михаил Врубель | Беседа | |||||||||||
11.3. | «Мир искусства» | Лекция | |||||||||||
11.4. | «Союз русских художников» | Лекция | |||||||||||
11.5. | «Голубая роза» | Лекция | |||||||||||
11.6. | Ранний русский авангард | Лекция | |||||||||||
5 год обучения II полугодие | |||||||||||||
Раздел 12. Искусство советского периода | |||||||||||||
12.1. | Искусство периода Октябрьской революции | Лекция | |||||||||||
12.2. | «Четыре искусства», АХРР и ОСТ | Лекция | |||||||||||
12.3. | Искусство 30-х годов | Лекция | |||||||||||
12.4. | Искусство в период Великой Отечественной войны | Лекция | |||||||||||
12.5. | Искусство конца 40-х - начала 80-х годов | Лекция | |||||||||||
12.6. | Декоративно-прикладное искусство советского периода | Лекция | |||||||||||
12.7. | Подготовка к экзамену | Тестиро вание | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
Содержание разделов и тем
|
|
РАЗДЕЛ 1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
1.1. Введение. Первобытное искусство
Сформировать представление о роли изображений в древности. Раскрыть связь с другими видами деятельности.
Показать разницу между древними изображениями и тем, что сегодня называется изобразительным искусством. Рассказать о версиях происхождения изобразительного искусства. Выявить функции, которые оно могло выполнять. Проследить эволюцию первобытного искусства: от отпечатков рук до развитой изобразительной деятельности, которая положило начало письму: сначала пиктографии, а затем и в виде изобразительных знаков. Познакомить с двумя основными темами искусства палеолита: изображением женщин и животных. Женская статуэтка из Виллендорфа (Австрия), рельеф «Женщина с рогом бизона» (Пещера Лоссель во Франции) и др. Памятники пещерной живописи. Живопись пещер Альтамира в Испании, Ласко во Франции. Познакомить с изменениями в искусстве в эпоху мезолита, выявить причины. Наскальные изображения (петроглифы) Восточной Испании, Африки. Основная тема: изображение охотничьих и военных сцен. Переход от наглядного образа к знаку в искусстве неолита. Древнейшие памятники Северной Европы. Петроглифы Каменных островов на Ангаре и др. Мегалитические сооружения. Менгиры, дольмены, кромлехи. Развитие первых ремесел. Возникновение орнамента.
Самостоятельная работа: сделать копию рисунка из первобытной пещеры (по выбору).
1.2. Бесписьменные народы: искусство мифа
Сформировать представления о синкретическом характере первобытного искусства.
На примере произведений художников-аборигенов Западной и Центральной Австралии показать, что искусство первобытного, или традиционного, искусства - это не столько изображение, сколько воображение. Художник - хранитель тайного знания. Тема смерти, культа предков - главная в первобытном искусстве. Священные (культовые) предметы - чуринги. Объектом изображения является не то, что художник видит, а то, что он знает о предмете. Форма передачи мифа - песня. Синкретический характер творчества.
Самостоятельная работа: составить видеоряд работ художников - аборигенов Австралии.
1.3. Древний Египет
1.3.1. Древнее и Среднее царства
Сформировать представление об искусстве эпохи Древнего царства, о значении заупокойного культа в Египте, о роли художника.
Познакомить с ансамблем первой в мире пирамиды Джосера в Саккара, пирамидами в Гизе и Сфинксом, Домом вечности фараона Хуфу - Великой пирамидой. Раскрыть роль художника в Древнем Египте; магический характер изображений; связь с заупокойным культом. Познакомить с памятниками скульптуры; с типами статуй; их размером. Рассказать о содержания рельефов на стенах гробниц. Раскрыть связь живописи с рельефом. Рассмотреть изобразительный характер древнего письма и специфическую условность приемов древнего искусства. Палетка фараона Нармера (Египет, конец 4 тыс. до н. э.). Выделить характерные черты: условность изображения; выделение главного размером; следование канону при изображении человека; построчное построение изображений, сочетание реальных образов с их символическими изображениями. Сделать вывод о том, что форма сама по себе не позволяет судить о значении и назначении произведения. Раскрыть рост значения погребальных храмов как центров культа фараонов в эпоху среднего царства. Рассказать о связи архитектуры с природой Египта. Познакомить с обелисками, колоссальными изваяниями фараонов. Рассказать о возникновение нового стиля в скульптуре, о возникновение реалистического портрета, о развитии жанра похоронной продукции - деревянных изображений слуг (ушебти).
Самостоятельная работа: нарисовать фигуру человека по египетскому канону.
1.3.2. Новое царство
Сформировать представление об архитектуре культовых центров в Карнаке и Луксоре.
Познакомить с архитектурными памятниками в Карнаке и Луксоре. Выявить ориентацию по сторонам света и годовому движению солнца. Рассказать об Алле сфинксов. Рассказать о деятельности фараона-еретика Эхнатона. Познакомить с шедеврами Амарнского периода: сцены семейной жизни фараона; бюст царицы Нефертити, скульптурное изображение Эхнатона.
Самостоятельная работа: зарисовка рельефа «Поклонение богу Атону» или другого произведения Амарнского периода.
1.3.3. Египетский орнамент
Сформировать представление о египетском орнаменте. Рассмотреть образцы произведений декоративно-прикладного творчества; выявить характерные мотивы и цветовые сочетания; раскрыть связь орнамента с природой Египта и основными занятиями людей; с представлениями о загробной жизни. Познакомить с образцами предметов быта из гробницы Тутанхамона и музейных коллекций.
Самостоятельная работа: зарисовка египетского амулета или орнамента.
1.4. Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия
Сформировать представление об искусстве стран Междуречья. Познакомить с археологическими открытиями XIX-XX веков. Рассказать об основных занятиях жителей - скотоводстве и ирригации - как технологии, позволившей заселить Южную Месопотамию.
A) Искусство Шумер. Урук - один из древнейших шумерских городов, построенных из кирпича, высушенного на солнце; зиккурат - жилище бога. Выявить основные декоративные средства. Познакомить с памятниками изобразительного искусства: рельефами, мозаикой, скульптурой. Рассказать о возникновении письменности, о первой библиотеке.
Б) Искусство Ассирии. Появление в Ассирии нового типа города - города-крепости с единой строгой планировкой. Главная тема ассирийского искусства - героическая царская личность. Крылатые гении-хранители - шеду. Гибель Ассирии.
B) Нововавилонское царство как центр месопотамской культуры. Вавилонская башня и ее прототип зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Дворец Навуходоносора. Ворота богини Иштар. Преобладание в искусстве Вавилона религиозных сюжетов.
Г) Искусство Персии. Персия как наследница культуры Передней Азии. Имперский стиль. Рельефы дворца в Персеполе. Декоративно- прикладное искусство Персии. Сделать вывод о том, что «Ахеменидский имперский стиль» создал единство культуры Инда до побережья Малой Азии и подготовил условия для нового этапа в искусстве - эллинизма.
Практическая работа: зарисовка шеду; просмотр по Интернету:
1) документального фильма «Художественная культура Месопотамии» (2005) из сериала «История мировой художественной культуры»;
2) мультфильма «Легенда о Гильгамеше» Детско-юношеский центр «Старая мельница». Худ. рук. Л. Лазарева, мастерская анимации.
1.5. Искусство Древней Индии
Познакомить учащихся с искусством Индии. Познакомить с древними городами Хараппа и Мохенджо-Даро, с учением о мироздании; с эпосом «Рамаяна» и «Махабхарата»; со священной музыкой Индии, ее способностью приводить в согласие внутреннее состояние человека и гармонизировать его с внешним миром; рассказать о возникновении Буддизма и познакомить с основными памятниками. Ступа (Большая Ступа в Санчи, III-II вв. до н. э.) - грандиозный памятник в честь деяний Будды. Рельефы с изображением людей, животных, растений как пример неразделимости архитектуры и скульптуры, характерной для искусства Индии. Стамбха (колонны) и места, связанные с деятельностью Будды. Львиная капитель (250 -233 гг. до н. э.) - как олицетворение могущества буддизма. Символические изображения Будды: отпечаток человеческой ноги, колесо закона. Первые изображения Будды в облике человека в области Гандхара (теперь Пакистан). Канон изображений Будды. Пещерные монастыри. Монументальная живопись и скульптура храмов. Росписи монастырей Аджанты.
Самостоятельная работа: посмотреть по Интернету документальный фильм «Ступа в Санчи»; мультфильм «Рамаяна».
1.6. Искусство Древнего Китая и Японии
Сформировать представления об искусстве Древнего Китая и Японии. Познакомить с земледельческой культурой жителей рек Янцзы и Хуанхе (III-II тыс. до н.э.). Рассмотреть изображения сил природы на гончарных изделиях Яншао. Рассказать об иероглифической письменности. Рассмотреть возникновение знаков письма из рисунков на примере иероглифов, например: «дерево», «зеленый», «поток». Рассказать о планировке городов, мест погребений, в основе которых лежала разработанная символика природных стихий и соблюдение строгой социальной иерархии. Бронзовые сосуды XVI-XII вв. до н. э. Раскрыть триединство искусства слова, музыки и танца; китайское обозначение музыки «юэ» и русское понятие «красота» и «гармония». Рассказать об учении Конфуция и возникновении даосизма. Зарисовать знак «инь-ян» и объяснить его значение. Рассказать о наивысшем подъеме культуры в III в. до н. э.: об установлении Великого шелкового пути, строительстве Великой китайской стены. Познакомить с культом предков. Рассказать об открытии в 1974 году многотысячной армии глиняных воинов императора Цинь Шихуанди. Рассмотреть погребальную утварь, плоские рельефы стен с сюжетами легенд и мифов.
Эпоха Японской древности. Связь искусства этого периода с религией японцев - синтоизмом. Ориентация эпохи Нара (VII - VIII вв.) на духовные ценности и эстетику буддизма, пришедшего из Китая. Эмоционально- философское отношение к природе и последовательное развитие всех видов искусства. Сады дзэнских монастырей.
Самостоятельная работа: узнать и зарисовать в тетради знаки четырех стихий: воды, огня, воздуха, земли; сделать сообщение о искусстве Японии.
1.7. Скифское искусство
Сформировать представление об искусстве скифов; познакомить с декоративно-прикладным искусством скифов Северного Причерноморья и Восточного Алтая.
Познакомить со скифо-сибирским «звериным стилем» изображения животных в культурах позднего бронзового и раннего железного века евразийских степей. Рассмотреть петроглифы. Выявить связь с тотемизмом - почитанием священного животного (зверя, птицы, дракона). Рассказать о богатых курганных захоронениях (Пазырыкских курганах), о раскопках кургана могильника тюркской женщины Ак-Алаха (принцессы Укока).
Самостоятельная работа: зарисовать орнаментальный мотив по выбору (лось, олень, лошадь, грифон).
1.8. Искусство народов Древней Америки
Сформировать представления об особом мире древности - искусстве народов Древней Америки.
Рассказать о версии заселения Америки людьми из Сибири. Познакомить со ступенчатыми храмами-пирамидами Мексики, построенными ольмеками; с пирамидами майя и ацтеков. Выявить их отличие от египетских пирамид. Рассказать о мифологических представлениях и их отражении в орнаментальном искусстве. Рассмотреть каменные рельефы, ювелирные и керамические изделия; знаки богов и стихийных сил природы в орнаменте. Познакомить с искусством майя: украшением построек алебастровыми рельефами и живописью. Каменные стелы с вязью рельефа и письменными иерографическими знаками. Цивилизация ацтеков. Пафос устрашения.
Самостоятельная работа: скопировать фрагмент рельефа искусства
майя.
1.9. Античность
1.9.1. Искусство Эгейского мира
Сформировать представление об искусстве Эгейского мира. Рассказать о том, что открытие эгейской культуры археологами Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом было одним из важнейших завоеваний археологии начала XX века. Познакомить с культурами бронзового века, существовавшими на побережье Эгейского моря.
Кикладская скульптура. Кносский дворец-лабиринт на острове Крит. Сложность плана постройки. Мотивы быка и игр с быком как один из самых характерных в критском искусстве. Критская керамика. Искусство Феры. Образы живописных фресок. Гибель о. Фера и критской культуры. Приход на смену микенской культуры, носившей военный характер. Тиринф и Микены - древнейшие крепости Европы. «Циклопическая» кладка стен. «Львиные» ворота в Микенах. Сводчатая усыпальница. Мегарон или тронный зал. Золотые клады: «Маска Агамемнона» и «Клад Приама».
Самостоятельная работа: зарисовка мотива фресок о. Фера.
1.9.2. Древнегреческий храм
Сформировать представление о греческом ордере. Познакомить с композицией греческого храма; выявить образную идею; зарисовать храм как жилище бога на земле. Композиция храма. Сформировать понятие «ордер» - порядок расположения архитектурных частей греческого храма. Название элементов. Соразмерность пропорций человеческой фигуре. Виды ордера и их особенности.
Самостоятельная работа: зарисовать элементы дорического ордера; подписать названия основных элементов; зарисовать колонны ионического и коринфского ордеров.
1.9.3. Древнегреческая скульптура
Сформировать преставление об античной скульптуре. Дать понятие о сквозном мотиве античной культуры - теме оживающего произведения, «живого» изображения. Миф о Пигмалеоне. Связь изобразительного искусства античности с игровой, обрядовой сферой. Изображения - предмет религиозного культа, являются его атрибутами. Сформировать представления о том, что высшие достижения греческой скульптуры относятся к разработке образа человека в статуях богов и богинь, героев, а также воинов - куросов. Скульпторов интересовало в образе человека не индивидуальные черты, а типичные, идеальные. Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало. Рассмотреть этапы развития греческой скульптуры от статичной пластики, подобной египетским изваяниям к передаче естественного движения. Образ гражданина - воина и атлета - как центральный в искусстве классики. Познакомить с творениями прославленных в древности скульпторов: Мирона - «Дискобол», «Афина и Марсий», Поликлета - «Дорифор». На примере творчества мастеров поздней классики Скопаса («Менада»), Праксителя («Гермес и с Дионисом») и других рассказать о том, как скульптура, отражая настроение в обществе, ставила проблему передачи противоречивых переживаний человека.
Самостоятельная работа: игра «Скульптор и глина». Два ученика исполняют роль «скульптора» и «глины». «Скульптор», рассматривая иллюстрацию греческой скульптуры, пытается передать ее движение, используя в качестве «материала» пластику тела другого учащегося. Другие ученики исполняют роль зрителей.
1.9.4. Ансамбль Афинского акрополя
Дать понятие о гуманистическом начале, благородном величии и гармонии как основе греческого искусства.
История Афинского акрополя. Миф о споре Афины и Посейдона и его отражение в композиции акрополя. Название основных сооружений. Проследить использование ордерной системы в постройках. Познакомить со скульптурным убранством. Рассказать о творчестве Фидия.
Самостоятельная работа: зарисовать фрагмент рельефа храма Парфенон (по выбору).
1.9.5. Вазопись и греческий орнамент.
Сформировать представления о том, что вазопись была тесно связана с развитием живописи.
Дать представление о четырех стилях росписи: геометрическом, ковровом, чернофигурном и краснофигурном. Познакомить с шедеврами этого вида искусства. Рассказать об особенностях греческого орнамента, о том, как в его мотивах отражена природа Греции и мировоззрение ее обитателей.
Самостоятельная работа: скопировать мотив росписи греческой вазы (по выбору).
1.9.6. Эллинизм
Сформировать понятие «эллинизм» как культуры, возникшей на развалинах империи Александра Македонского и объединившей в себе черты греческой культуры и восточных традиций. Основные достижения искусства связаны с дальнейшим развитием образа человека в монументальном искусстве. Утрата душевного равновесия и самообладания пришли на смену образу идеального человека-гражданина. «Ника Самофракийская», «Венера Милосская», рельефы «Пергамского алтаря» и др. Познакомить с искусством глиптики. «Камея Гонзага» и другие шедевры.
Самостоятельная работа: копирование рисунка камеи (по выбору).
1.10. Искусство Древнего Рима
1.10.1. Искусство этрусков
Сформировать представления о развитой цивилизации этрусков, существовавшей 2500 лет назад на северо-западе Аппенинского полуострова.
Рассказать о культуре, о государственном устройстве, о быте древних племен и о работе ученых, изучающих историю Этрурии. Городской характер цивилизации. Искусство во многом связано с украшением гробниц. Торговые отношения с греками. Влияние греческого искусства затрагивало внешние формы: этруски восприняли от греков алфавит, мифы, сделав их своими, заимствовали аристократические пиры, охоту и спортивные игры. Черты этрусской архитектуры: использование арочных конструкций в архитектуре; тосканские колонны - широкие колонны с круглыми капителями - этрусский вариант дорического ордера; акротерии - статуи, установленные по углам и на вершине фронтона. Выдающееся достижение этрусков в архитектуре - принцип плотной подгонки каменных блоков и их опоры друг на друга, на котором основывается система арочного и сводчатого перекрытия. Тесная связь живописи с погребальной архитектурой; пересечение по стилю с вазописью; по технике является разновидностью фрески. Гробницы Тарквинии - крупнейший центр росписей. Тематика живописи: сюжеты из земной жизни покойника. Вымысел заменял утраченную действительность. Скульптура. Ее связь с культом мертвых. Канопы и саркофаги. Материалы скульптуры. Крылатые кони из терракоты. Аполлон из Вей. Саркофаги супругов. Капитолийская волчица. Декоративное искусство этрусков. Стиль черной керамики - буккеро.
Самостоятельная работа: зарисовать мотивы декоративного искусства этрусков (по выбору).
1.10.2. Архитектура Древнего Рима
Сформировать представление о том, что основой художественного мышления римлян были: точность и историзм мышления, суровая проза; божества римлян - покровители отдельных видов человеческой деятельности.
Познакомить с хронологическими рамками искусства; с влиянием, оказанным на искусство другими народами (этрусками, греческими колонистами, искусством эллинизма). Рассказать о ведущей роли архитектуры в период расцвета искусства Древнего Рима; о достижениях инженерного искусства, многообразии типов сооружений, о богатстве композиционных форм и масштабе строительства. Раскрыть красоту и мощь римской архитектуры в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, в лаконизме архитектурных средств. Показать широту градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и в провинции - как отличительную черту римской архитектуры. Композиция древнеримского города. Форум, храмы, базилики, лавки торговцев, рынки. Колонны и портики. Форум Романум (6 век до н.э.) - древнейший форум в Риме; Аппиева дорога; квадратный дом в Ниме; арка Тита в Риме; Колизей и др. Главное завоевание римлян в строительстве общественных сооружений - создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор. Храм Пантеон в Риме. Основная форма перекрытия - цилиндрический свод из бетона и камня. Крестово-купольный свод. Создание ордерной аркады. Секрет долговечности римской архитектуры - водоупорный бетон.
Самостоятельная работа: сделать запись в тетради о значении римской архитектуры; записать название основных памятников; посмотреть видеосюжет об архитектуре по Интернету.
1.10.3. Римский скульптурный портрет и исторический рельеф
Сформировать представление о том, что скульптурный портрет и бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом являются главным вкладом римлян в искусство скульптуры.
Рассмотреть развитие в искусстве образа человека-гражданина, сознающего свое значение как самоценной личности; увидеть, что истоки интереса к передаче индивидуальных черт лица лежат в традиции изготовления посмертных масок в связи с развитым культом предков; раскрыть особенности портретов республиканской эпохи и римской империи; рассказать о влиянии на скульптуру искусства этрусков, греков и эллинов и других покоренных народов; познакомить с шедеврами римских скульпторов. Статуя оратора (Авл Метелл). Надгробная стела Вибия и его семьи. Статуя Августа из Прима Порта. Портрет Люция Цецилия Юкунда. Портрет Каракаллы. Портрет сириянки. Конная статуя Марка Аврелия в Риме.
Самостоятельная работа: перечислить в тетради основные памятники скульптуры; посмотреть дополнительный материал по Интернету.
1.10.4. Римская живопись
Сформировать представление о стилях помпейских росписей (инкрустационном, архитектурно-перспективном, ориентирующим и орнаментальном) и роли их в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы; дать представление о фаюмских портретах, о римских мозаиках и ранних христианских изображений римских катакомб. Фрески виллы Мистерий в Помпеях; фрески дома Веттиев в Помпеях; «Портрет молодой женщины из Фаюма» и др.
Самостоятельная работа: перечислить стили помпейских росписей; скопировать фаюмский портрет (по выбору).