Годовые требования по классам. Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» построено с учетом возрастных особенностей детей


Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» построено с учетом возрастных особенностей детей.

Содержание учебного предмета включает следующие разделы и темы:

• Искусство Древнего мира

• Искусство Средних веков

• Древнерусское искусство X - начала XV вв.

• Возрождение

• Древнерусское искусство второй половины XV - XVII вв.

• Искусство Западной Европы XVII - XVIII вв.

• Искусство России XVIII века

• Искусство Западной Европы XIX века

• Искусство России XIX века

• Искусство Западной Европы конца XIX - первой половины XX вв.

• Русское искусство конца XIX - начала XX вв.

• Искусство Советского периода

• Искусство Забайкалья

• Изобразительное искусство ХХ в.

 

 

Учебно-тематический план

 

Срок освоения образовательной программы «Живопись» 8 (9) лет
№   Наименование раздела, темы     Общий объем времени в часах
максимальная учебная нагрузка самостоятельная работа аудиторные занятия
  1 год обучения I полугодие
Раздел 1. Искусство Древнего мира      
1.1. Введение. Первобытное искусство. Беседа      
1.2. Бесписьменные народы: искусство мифа Беседа      
1.3. Древний Египет Беседа      
1.3.1. Древнее и среднее царство Беседа      
1.3.2. Новое царство Беседа      
1.3.3. Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта Комбини рованный урок      
1.4. Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия Беседа      
1.5. Искусство Древней Индии Беседа      
1.6. Искусство Древнего Китая Беседа      
1.7. Скифское искусство Беседа      
1.8. Искусство народов древней Америки Беседа      
           
  1 год обучения II полугодие  
1.9. Античность        
1.9.1. Искусство Эгейского мира Беседа      
1.9.2. Древнегреческий храм Беседа      
1.9.3. Ансамбль Афинского акрополя Беседа      
1.9.4. Древнегреческая скульптура Комбини рованный урок      
1.9.5. Вазопись и греческий орнамент Беседа      
1.9.6. Эллинизм Беседа      
1.10. Искусство Древнего Рима        
1.10.1. Искусство этрусков Беседа      
1.10.2. Архитектура Древнего Рима. Шедевры Беседа      
1.10.3. Римский скульптурный портрет и исторический рельеф Беседа      
1.10.4 Римская живопись Беседа      
1.10.5. Зачет        
           
  2 год обучения I полугодие  
Раздел 2. Средневековое искусство      
2.1. Искусство Византии        
2.1.1. Раннехристианская архитектура. Храм св. Софии в Константинополе Беседа      
2.1.2. Византийская иконопись Беседа      
2.1.3. Византийский орнамент Беседа      
2.2. Средневековое искусство Западной Европы        
2.2.1. Введение. Искусство варваров Беседа      
2.2.2. Романский стиль Беседа      
2.2.3. Готический стиль Беседа      
2.2.4. Искусство средневекового орнамента Комбини рованный урок      
2.3. Искусство средневекового Востока Беседа      
           
  2 год обучения II полугодие  
Раздел 3. Искусство Древней Руси X - начала XV вв.      
3.1. Искусство Киевской Руси Беседа      
3.2. Искусство Новгорода. Беседа      
3.3. Владимиро-Суздальская архитектурная школа Беседа      
3.4. Феофан Грек и Андрей Рублев Беседа      
Раздел 4. Возрождение        
4.1. Архитектура и скульптура Флоренции Беседа      
4.2. Флорентийская живопись Беседа      
4.3. Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи Беседа      
4.4. Рафаэль Беседа      
4.5. Микеланджело Беседа      
4.6. Венецианская живопись. Тициан Беседа      
4.7. Творчество Веронезе и Тинторетто Беседа      
4.8. Возрождение в Нидерландах Беседа      
4.9. Босх и Питер Брейгель Старший Беседа      
4.10. Возрождение в Германии. Альбрехт Дюрер Беседа      
4.11. Орнамент эпохи Возрождения Беседа      
4.12. Зачет        
           
  3 год обучения I полугодие  
Раздел 5. Искусство Руси второй половины XV – XVII вв.      
5.1. Ансамбль Московского Кремля Беседа      
5.2. Своеобразие русской архитектуры Беседа      
5.3. Иконостас Беседа      
5.4. Школа Дионисия и Симон Ушаков Беседа      
5.5. Декоративно-прикладное искусство Беседа      
           
  3 год обучения II полугодие  
Раздел 6. Искусство Западной Европы XVII- XVIII вв.      
6.1. Архитектура и скульптура стиля барокко. Творчество Лоренцо Бернини Беседа      
6.2. Творчество Караваджо. Беседа      
6.3. Испанские гении. Диего Веласкес Беседа      
6.4. Архитектура Франции. Ансамбль Версаля. Стиль классицизм Беседа      
6.5. Никола Пуссен и Клод Лоррен Беседа      
6.6. «Малые» голландцы Беседа      
6.7. Рембрандт Беседа      
6.8. Рубенс Беседа      
6.9. Искусство Франции XVIII века. Антуан Ватто и художники стиля рококо Беседа      
6.10. Живопись и скульптура французского сентиментализма и классицизма Беседа      
6.11. Английская школа живописи XVIII века Беседа      
6.12. Орнамент барокко и классицизма Беседа      
           
Раздел 7. Русское искусство XVIII века      
7.1. Русское искусство первой половины XVIII века Беседа      
7.2. Архитектура и скульптура русского классицизма Беседа      
7.3. Русский живопись XVIII века Беседа      
7.4. Русское декоративно - прикладное искусство XVIII века Беседа      
7.5. Зачет        
           
  4 год обучения I полугодие  
Раздел 8. Искусство Западной Европы XIX века      
8.1. Искусство Испании конца XVIII - начала XIX вв. Франциско Гойя Беседа      
8.2. Французский классицизм Беседа      
8.3. Романтизм во Франции Беседа      
8.4. Романтизм в Англии. Прерафаэлиты Беседа      
8.5. Реализм во Франции. Барбизонцы Беседа      
8.6. Импрессионисты Беседа      
8.7. Огюст Роден Беседа      
8.8. Постимпрессионисты Беседа      
           
  4 год обучения II полугодие  
Раздел 9. Русское искусство XIX века      
9.1. Искусство первой половины XIX века. Архитектура Беседа      
9.2. Скульптура первой половины XIX века Беседа      
9.3. Живопись первой половины XIX века Беседа      
9.4. Русская живопись 60 -70 годов XIX века. Передвижники Беседа      
9.5. Русский пейзаж XIX века Беседа      
9.6. Илья Репин Беседа      
9.7. Василий Суриков и Виктор Васнецов Беседа      
9.8. Архитектура и скульптура второй половины XIX века Беседа      
9.9. Зачет        
           
  5 год обучения I полугодие  
Раздел 10. Искусство Западной Европы конца XIX - первой половины XX - века      
10.1. Модерн Лекция      
10.2. Символизм Лекция      
10.3. Стили и направления начала XX века Лекция      
10.4. Матисс Беседа      
10.5. Пикассо Беседа      
10.6. Абстрактное искусство Беседа      
Раздел 11. Русское искусство конца XIX - начала XX вв.      
11.1. Константин Коровин и Валентин Серов Беседа        
11.2. Михаил Врубель Беседа      
11.3. «Мир искусства» Лекция      
11.4. «Союз русских художников» Лекция      
11.5. «Голубая роза» Лекция      
11.6. Ранний русский авангард Лекция      
           
  5 год обучения II полугодие  
Раздел 12. Искусство советского периода      
12.1. Искусство периода Октябрьской революции Лекция      
12.2. «Четыре искусства», АХРР и ОСТ Лекция      
12.3. Искусство 30-х годов Лекция      
12.4. Искусство в период Великой Отечественной войны Лекция      
12.5. Искусство конца 40-х - начала 80-х годов Лекция      
12.6. Декоративно-прикладное искусство советского периода Лекция      
12.7. Подготовка к экзамену Тестиро вание      
           
                           

 

Содержание разделов и тем

РАЗДЕЛ 1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

 

1.1. Введение. Первобытное искусство

Сформировать представление о роли изображений в древности. Раскрыть связь с другими видами деятельности.

Показать разницу между древними изображениями и тем, что сегодня называется изобразительным искусством. Рассказать о версиях происхождения изобразительного искусства. Выявить функции, которые оно могло выполнять. Проследить эволюцию первобытного искусства: от отпечатков рук до развитой изобразительной деятельности, которая положило начало письму: сначала пиктографии, а затем и в виде изобразительных знаков. Познакомить с двумя основными темами искусства палеолита: изображением женщин и животных. Женская статуэтка из Виллендорфа (Австрия), рельеф «Женщина с рогом бизона» (Пещера Лоссель во Франции) и др. Памятники пещерной живописи. Живопись пещер Альтамира в Испании, Ласко во Франции. Познакомить с изменениями в искусстве в эпоху мезолита, выявить причины. Наскальные изображения (петроглифы) Восточной Испании, Африки. Основная тема: изображение охотничьих и военных сцен. Переход от наглядного образа к знаку в искусстве неолита. Древнейшие памятники Северной Европы. Петроглифы Каменных островов на Ангаре и др. Мегалитические сооружения. Менгиры, дольмены, кромлехи. Развитие первых ремесел. Возникновение орнамента.

Самостоятельная работа: сделать копию рисунка из первобытной пещеры (по выбору).

 

1.2. Бесписьменные народы: искусство мифа

Сформировать представления о синкретическом характере первобытного искусства.

На примере произведений художников-аборигенов Западной и Центральной Австралии показать, что искусство первобытного, или традиционного, искусства - это не столько изображение, сколько воображение. Художник - хранитель тайного знания. Тема смерти, культа предков - главная в первобытном искусстве. Священные (культовые) предметы - чуринги. Объектом изображения является не то, что художник видит, а то, что он знает о предмете. Форма передачи мифа - песня. Синкретический характер творчества.

Самостоятельная работа: составить видеоряд работ художников - аборигенов Австралии.

 

1.3. Древний Египет

1.3.1. Древнее и Среднее царства

Сформировать представление об искусстве эпохи Древнего царства, о значении заупокойного культа в Египте, о роли художника.

Познакомить с ансамблем первой в мире пирамиды Джосера в Саккара, пирамидами в Гизе и Сфинксом, Домом вечности фараона Хуфу - Великой пирамидой. Раскрыть роль художника в Древнем Египте; магический характер изображений; связь с заупокойным культом. Познакомить с памятниками скульптуры; с типами статуй; их размером. Рассказать о содержания рельефов на стенах гробниц. Раскрыть связь живописи с рельефом. Рассмотреть изобразительный характер древнего письма и специфическую условность приемов древнего искусства. Палетка фараона Нармера (Египет, конец 4 тыс. до н. э.). Выделить характерные черты: условность изображения; выделение главного размером; следование канону при изображении человека; построчное построение изображений, сочетание реальных образов с их символическими изображениями. Сделать вывод о том, что форма сама по себе не позволяет судить о значении и назначении произведения. Раскрыть рост значения погребальных храмов как центров культа фараонов в эпоху среднего царства. Рассказать о связи архитектуры с природой Египта. Познакомить с обелисками, колоссальными изваяниями фараонов. Рассказать о возникновение нового стиля в скульптуре, о возникновение реалистического портрета, о развитии жанра похоронной продукции - деревянных изображений слуг (ушебти).

Самостоятельная работа: нарисовать фигуру человека по египетскому канону.

1.3.2. Новое царство

Сформировать представление об архитектуре культовых центров в Карнаке и Луксоре.

Познакомить с архитектурными памятниками в Карнаке и Луксоре. Выявить ориентацию по сторонам света и годовому движению солнца. Рассказать об Алле сфинксов. Рассказать о деятельности фараона-еретика Эхнатона. Познакомить с шедеврами Амарнского периода: сцены семейной жизни фараона; бюст царицы Нефертити, скульптурное изображение Эхнатона.

Самостоятельная работа: зарисовка рельефа «Поклонение богу Атону» или другого произведения Амарнского периода.

1.3.3. Египетский орнамент

Сформировать представление о египетском орнаменте. Рассмотреть образцы произведений декоративно-прикладного творчества; выявить характерные мотивы и цветовые сочетания; раскрыть связь орнамента с природой Египта и основными занятиями людей; с представлениями о загробной жизни. Познакомить с образцами предметов быта из гробницы Тутанхамона и музейных коллекций.

Самостоятельная работа: зарисовка египетского амулета или орнамента.

 

1.4. Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия

Сформировать представление об искусстве стран Междуречья. Познакомить с археологическими открытиями XIX-XX веков. Рассказать об основных занятиях жителей - скотоводстве и ирригации - как технологии, позволившей заселить Южную Месопотамию.

A) Искусство Шумер. Урук - один из древнейших шумерских городов, построенных из кирпича, высушенного на солнце; зиккурат - жилище бога. Выявить основные декоративные средства. Познакомить с памятниками изобразительного искусства: рельефами, мозаикой, скульптурой. Рассказать о возникновении письменности, о первой библиотеке.

Б) Искусство Ассирии. Появление в Ассирии нового типа города - города-крепости с единой строгой планировкой. Главная тема ассирийского искусства - героическая царская личность. Крылатые гении-хранители - шеду. Гибель Ассирии.

B) Нововавилонское царство как центр месопотамской культуры. Вавилонская башня и ее прототип зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Дворец Навуходоносора. Ворота богини Иштар. Преобладание в искусстве Вавилона религиозных сюжетов.

Г) Искусство Персии. Персия как наследница культуры Передней Азии. Имперский стиль. Рельефы дворца в Персеполе. Декоративно- прикладное искусство Персии. Сделать вывод о том, что «Ахеменидский имперский стиль» создал единство культуры Инда до побережья Малой Азии и подготовил условия для нового этапа в искусстве - эллинизма.

Практическая работа: зарисовка шеду; просмотр по Интернету:

1) документального фильма «Художественная культура Месопотамии» (2005) из сериала «История мировой художественной культуры»;

2) мультфильма «Легенда о Гильгамеше» Детско-юношеский центр «Старая мельница». Худ. рук. Л. Лазарева, мастерская анимации.

 

1.5. Искусство Древней Индии

Познакомить учащихся с искусством Индии. Познакомить с древними городами Хараппа и Мохенджо-Даро, с учением о мироздании; с эпосом «Рамаяна» и «Махабхарата»; со священной музыкой Индии, ее способностью приводить в согласие внутреннее состояние человека и гармонизировать его с внешним миром; рассказать о возникновении Буддизма и познакомить с основными памятниками. Ступа (Большая Ступа в Санчи, III-II вв. до н. э.) - грандиозный памятник в честь деяний Будды. Рельефы с изображением людей, животных, растений как пример неразделимости архитектуры и скульптуры, характерной для искусства Индии. Стамбха (колонны) и места, связанные с деятельностью Будды. Львиная капитель (250 -233 гг. до н. э.) - как олицетворение могущества буддизма. Символические изображения Будды: отпечаток человеческой ноги, колесо закона. Первые изображения Будды в облике человека в области Гандхара (теперь Пакистан). Канон изображений Будды. Пещерные монастыри. Монументальная живопись и скульптура храмов. Росписи монастырей Аджанты.

Самостоятельная работа: посмотреть по Интернету документальный фильм «Ступа в Санчи»; мультфильм «Рамаяна».

 

1.6. Искусство Древнего Китая и Японии

Сформировать представления об искусстве Древнего Китая и Японии. Познакомить с земледельческой культурой жителей рек Янцзы и Хуанхе (III-II тыс. до н.э.). Рассмотреть изображения сил природы на гончарных изделиях Яншао. Рассказать об иероглифической письменности. Рассмотреть возникновение знаков письма из рисунков на примере иероглифов, например: «дерево», «зеленый», «поток». Рассказать о планировке городов, мест погребений, в основе которых лежала разработанная символика природных стихий и соблюдение строгой социальной иерархии. Бронзовые сосуды XVI-XII вв. до н. э. Раскрыть триединство искусства слова, музыки и танца; китайское обозначение музыки «юэ» и русское понятие «красота» и «гармония». Рассказать об учении Конфуция и возникновении даосизма. Зарисовать знак «инь-ян» и объяснить его значение. Рассказать о наивысшем подъеме культуры в III в. до н. э.: об установлении Великого шелкового пути, строительстве Великой китайской стены. Познакомить с культом предков. Рассказать об открытии в 1974 году многотысячной армии глиняных воинов императора Цинь Шихуанди. Рассмотреть погребальную утварь, плоские рельефы стен с сюжетами легенд и мифов.

Эпоха Японской древности. Связь искусства этого периода с религией японцев - синтоизмом. Ориентация эпохи Нара (VII - VIII вв.) на духовные ценности и эстетику буддизма, пришедшего из Китая. Эмоционально- философское отношение к природе и последовательное развитие всех видов искусства. Сады дзэнских монастырей.

Самостоятельная работа: узнать и зарисовать в тетради знаки четырех стихий: воды, огня, воздуха, земли; сделать сообщение о искусстве Японии.

 

1.7. Скифское искусство

Сформировать представление об искусстве скифов; познакомить с декоративно-прикладным искусством скифов Северного Причерноморья и Восточного Алтая.

Познакомить со скифо-сибирским «звериным стилем» изображения животных в культурах позднего бронзового и раннего железного века евразийских степей. Рассмотреть петроглифы. Выявить связь с тотемизмом - почитанием священного животного (зверя, птицы, дракона). Рассказать о богатых курганных захоронениях (Пазырыкских курганах), о раскопках кургана могильника тюркской женщины Ак-Алаха (принцессы Укока).

Самостоятельная работа: зарисовать орнаментальный мотив по выбору (лось, олень, лошадь, грифон).

 

1.8. Искусство народов Древней Америки

Сформировать представления об особом мире древности - искусстве народов Древней Америки.

Рассказать о версии заселения Америки людьми из Сибири. Познакомить со ступенчатыми храмами-пирамидами Мексики, построенными ольмеками; с пирамидами майя и ацтеков. Выявить их отличие от египетских пирамид. Рассказать о мифологических представлениях и их отражении в орнаментальном искусстве. Рассмотреть каменные рельефы, ювелирные и керамические изделия; знаки богов и стихийных сил природы в орнаменте. Познакомить с искусством майя: украшением построек алебастровыми рельефами и живописью. Каменные стелы с вязью рельефа и письменными иерографическими знаками. Цивилизация ацтеков. Пафос устрашения.

Самостоятельная работа: скопировать фрагмент рельефа искусства

майя.

 

1.9. Античность

1.9.1. Искусство Эгейского мира

Сформировать представление об искусстве Эгейского мира. Рассказать о том, что открытие эгейской культуры археологами Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом было одним из важнейших завоеваний археологии начала XX века. Познакомить с культурами бронзового века, существовавшими на побережье Эгейского моря.

Кикладская скульптура. Кносский дворец-лабиринт на острове Крит. Сложность плана постройки. Мотивы быка и игр с быком как один из самых характерных в критском искусстве. Критская керамика. Искусство Феры. Образы живописных фресок. Гибель о. Фера и критской культуры. Приход на смену микенской культуры, носившей военный характер. Тиринф и Микены - древнейшие крепости Европы. «Циклопическая» кладка стен. «Львиные» ворота в Микенах. Сводчатая усыпальница. Мегарон или тронный зал. Золотые клады: «Маска Агамемнона» и «Клад Приама».

Самостоятельная работа: зарисовка мотива фресок о. Фера.

1.9.2. Древнегреческий храм

Сформировать представление о греческом ордере. Познакомить с композицией греческого храма; выявить образную идею; зарисовать храм как жилище бога на земле. Композиция храма. Сформировать понятие «ордер» - порядок расположения архитектурных частей греческого храма. Название элементов. Соразмерность пропорций человеческой фигуре. Виды ордера и их особенности.

Самостоятельная работа: зарисовать элементы дорического ордера; подписать названия основных элементов; зарисовать колонны ионического и коринфского ордеров.

1.9.3. Древнегреческая скульптура

Сформировать преставление об античной скульптуре. Дать понятие о сквозном мотиве античной культуры - теме оживающего произведения, «живого» изображения. Миф о Пигмалеоне. Связь изобразительного искусства античности с игровой, обрядовой сферой. Изображения - предмет религиозного культа, являются его атрибутами. Сформировать представления о том, что высшие достижения греческой скульптуры относятся к разработке образа человека в статуях богов и богинь, героев, а также воинов - куросов. Скульпторов интересовало в образе человека не индивидуальные черты, а типичные, идеальные. Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало. Рассмотреть этапы развития греческой скульптуры от статичной пластики, подобной египетским изваяниям к передаче естественного движения. Образ гражданина - воина и атлета - как центральный в искусстве классики. Познакомить с творениями прославленных в древности скульпторов: Мирона - «Дискобол», «Афина и Марсий», Поликлета - «Дорифор». На примере творчества мастеров поздней классики Скопаса («Менада»), Праксителя («Гермес и с Дионисом») и других рассказать о том, как скульптура, отражая настроение в обществе, ставила проблему передачи противоречивых переживаний человека.

Самостоятельная работа: игра «Скульптор и глина». Два ученика исполняют роль «скульптора» и «глины». «Скульптор», рассматривая иллюстрацию греческой скульптуры, пытается передать ее движение, используя в качестве «материала» пластику тела другого учащегося. Другие ученики исполняют роль зрителей.

1.9.4. Ансамбль Афинского акрополя

Дать понятие о гуманистическом начале, благородном величии и гармонии как основе греческого искусства.

История Афинского акрополя. Миф о споре Афины и Посейдона и его отражение в композиции акрополя. Название основных сооружений. Проследить использование ордерной системы в постройках. Познакомить со скульптурным убранством. Рассказать о творчестве Фидия.

Самостоятельная работа: зарисовать фрагмент рельефа храма Парфенон (по выбору).

1.9.5. Вазопись и греческий орнамент.

Сформировать представления о том, что вазопись была тесно связана с развитием живописи.

Дать представление о четырех стилях росписи: геометрическом, ковровом, чернофигурном и краснофигурном. Познакомить с шедеврами этого вида искусства. Рассказать об особенностях греческого орнамента, о том, как в его мотивах отражена природа Греции и мировоззрение ее обитателей.

Самостоятельная работа: скопировать мотив росписи греческой вазы (по выбору).

1.9.6. Эллинизм

Сформировать понятие «эллинизм» как культуры, возникшей на развалинах империи Александра Македонского и объединившей в себе черты греческой культуры и восточных традиций. Основные достижения искусства связаны с дальнейшим развитием образа человека в монументальном искусстве. Утрата душевного равновесия и самообладания пришли на смену образу идеального человека-гражданина. «Ника Самофракийская», «Венера Милосская», рельефы «Пергамского алтаря» и др. Познакомить с искусством глиптики. «Камея Гонзага» и другие шедевры.

Самостоятельная работа: копирование рисунка камеи (по выбору).

 

1.10. Искусство Древнего Рима

1.10.1. Искусство этрусков

Сформировать представления о развитой цивилизации этрусков, существовавшей 2500 лет назад на северо-западе Аппенинского полуострова.

Рассказать о культуре, о государственном устройстве, о быте древних племен и о работе ученых, изучающих историю Этрурии. Городской характер цивилизации. Искусство во многом связано с украшением гробниц. Торговые отношения с греками. Влияние греческого искусства затрагивало внешние формы: этруски восприняли от греков алфавит, мифы, сделав их своими, заимствовали аристократические пиры, охоту и спортивные игры. Черты этрусской архитектуры: использование арочных конструкций в архитектуре; тосканские колонны - широкие колонны с круглыми капителями - этрусский вариант дорического ордера; акротерии - статуи, установленные по углам и на вершине фронтона. Выдающееся достижение этрусков в архитектуре - принцип плотной подгонки каменных блоков и их опоры друг на друга, на котором основывается система арочного и сводчатого перекрытия. Тесная связь живописи с погребальной архитектурой; пересечение по стилю с вазописью; по технике является разновидностью фрески. Гробницы Тарквинии - крупнейший центр росписей. Тематика живописи: сюжеты из земной жизни покойника. Вымысел заменял утраченную действительность. Скульптура. Ее связь с культом мертвых. Канопы и саркофаги. Материалы скульптуры. Крылатые кони из терракоты. Аполлон из Вей. Саркофаги супругов. Капитолийская волчица. Декоративное искусство этрусков. Стиль черной керамики - буккеро.

Самостоятельная работа: зарисовать мотивы декоративного искусства этрусков (по выбору).

1.10.2. Архитектура Древнего Рима

Сформировать представление о том, что основой художественного мышления римлян были: точность и историзм мышления, суровая проза; божества римлян - покровители отдельных видов человеческой деятельности.

Познакомить с хронологическими рамками искусства; с влиянием, оказанным на искусство другими народами (этрусками, греческими колонистами, искусством эллинизма). Рассказать о ведущей роли архитектуры в период расцвета искусства Древнего Рима; о достижениях инженерного искусства, многообразии типов сооружений, о богатстве композиционных форм и масштабе строительства. Раскрыть красоту и мощь римской архитектуры в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, в лаконизме архитектурных средств. Показать широту градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и в провинции - как отличительную черту римской архитектуры. Композиция древнеримского города. Форум, храмы, базилики, лавки торговцев, рынки. Колонны и портики. Форум Романум (6 век до н.э.) - древнейший форум в Риме; Аппиева дорога; квадратный дом в Ниме; арка Тита в Риме; Колизей и др. Главное завоевание римлян в строительстве общественных сооружений - создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор. Храм Пантеон в Риме. Основная форма перекрытия - цилиндрический свод из бетона и камня. Крестово-купольный свод. Создание ордерной аркады. Секрет долговечности римской архитектуры - водоупорный бетон.

Самостоятельная работа: сделать запись в тетради о значении римской архитектуры; записать название основных памятников; посмотреть видеосюжет об архитектуре по Интернету.

1.10.3. Римский скульптурный портрет и исторический рельеф

Сформировать представление о том, что скульптурный портрет и бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом являются главным вкладом римлян в искусство скульптуры.

Рассмотреть развитие в искусстве образа человека-гражданина, сознающего свое значение как самоценной личности; увидеть, что истоки интереса к передаче индивидуальных черт лица лежат в традиции изготовления посмертных масок в связи с развитым культом предков; раскрыть особенности портретов республиканской эпохи и римской империи; рассказать о влиянии на скульптуру искусства этрусков, греков и эллинов и других покоренных народов; познакомить с шедеврами римских скульпторов. Статуя оратора (Авл Метелл). Надгробная стела Вибия и его семьи. Статуя Августа из Прима Порта. Портрет Люция Цецилия Юкунда. Портрет Каракаллы. Портрет сириянки. Конная статуя Марка Аврелия в Риме.

Самостоятельная работа: перечислить в тетради основные памятники скульптуры; посмотреть дополнительный материал по Интернету.

1.10.4. Римская живопись

Сформировать представление о стилях помпейских росписей (инкрустационном, архитектурно-перспективном, ориентирующим и орнаментальном) и роли их в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы; дать представление о фаюмских портретах, о римских мозаиках и ранних христианских изображений римских катакомб. Фрески виллы Мистерий в Помпеях; фрески дома Веттиев в Помпеях; «Портрет молодой женщины из Фаюма» и др.

Самостоятельная работа: перечислить стили помпейских росписей; скопировать фаюмский портрет (по выбору).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: