Вильгельм Вагенфельд. Стеклянный сервиз

 

Создан Вильгельмом Вагенфельдом, выходцем Баухауза. Изделиям Вагенфельда присущи чистота и лаконизм формы, в которой ясно прочитывается назначение вещи. Цель дизайнера достигнута, считает Вагенфельд, если созданная им вещь легко и естественно входит в быт, не навязывая потребителю вопроса о ее авторстве. Вагенфельд работал с металлами, керамикой, пластмассой. Он — настоящий виртуоз современного стеклоделия. Из стекла созданы лучшие его вещи - прозрачность замысла подчеркнута в них прозрачностью материала. Среди наиболее известных его творений — кухонная посуда из прессованного огнеупорного стекла, чайный сервиз из тонкого огнеупорного стекла, наборы бокалов и фужеров. Разработку сервиза из термостойкого стекла Вагенфельд сделал по заказу завода Jenaer Giaswerk. Дизайнер придумал заварочные чайники трех размеров, с внутренней колбой для чайного листа. Вагенфельд писал: «Витрины наших магазинов забиты бессмысленным хламом… Посуда делается все более броской и замысловатой, но лучше от этого не становится». Вагенфельду удалось сконструировать функциональное изделие, безупречное по форме.

КАССАНДР. TRIPLEX

В 1903 году французский химик Эдуард Бенедиктю совершенно случайно получил небьющееся стекло. В 1909 году он его запатентовал, а в 1920 году была учреждена марка Triplex. Нечаянно он уронил на пол стеклянную банку, в которой находился целлулоид, выпарившийся в результате опытов. Вопреки ожиданиям банка не разбилась, а дала лишь зигзагообразную трещину. Преимущества изобретения были вполне оценены в момент покушения на Жоржа Клемансо в 1919 году. Пуля, выпущенная в лобовое стекло, сделанное по новой технологии, не пробила его, что спасло жизнь.

 

 

НИКОЛАЙ СУЕТИН. ФАРФОРОВЫЙ СЕРВИЗ “БАБЫ”

Создан Николаем Суетиным на государственном фарфоровом заводе им. М.В.Ломоносова в духе конструктивизма. Поскольку Суетин испытал влияние супрематизма Казимира Малевича, роспись его фарфоровых работ абстрактно-геометрична, но в сервизе «Бабы» появляются крестьянские мотивы и условная образность. В этом народном мотиве выражается элемент агитации в авангардной форме. Как художник по фарфору он радикально изменил как декор, так и саму структуру изделий – отказался от каких бы то ни было исторических стилизаций ради элегантно-строгого геометризма.

 

ОСКАР БАРНАК. ФОТОКАМЕРА “LEICA”

Германия (1930) - образец камеры высокого качества, которой долгое время пользовались не только рядовые потребители, но и профессионалы. Изобретатель Оскар Барнак сконструировал первый компактный фотоаппарат с функцией перемотки пленки еще в 1913 году. Основная техническая проблема того времени – компактность камеры и множественность снимков - была решена в модели пленочной фотокамеры. Ручной механизм перемотки пленки, действующий вместе со взводом шторного затвора, надолго стал пружинно-механическим сердцем фотокамеры. В 1925 году усовершенствованная камера – первая серийная модель Leica, рассчитанная на 35-миллемитровую пленку, получила признание на Лейпцигской ярмарке. Революция, которую совершил в 1913 году Оскар Барнак, изобретатель маленькой и удобной ручной фотокамеры, расширила не только представления о размерах и формах аппаратов, но и о том, что вообще может стать объектом съемки. Фотоаппараты немецкой фирмы Leitz с брэндом Leica в 1930 году были доступны по цене и получили настолько хорошую оптику, что сделало фотографию общедоступной и качественной. Многие фотохудожники долгое время пользовались этой камерой. В 1953 году появляется LeicaM3 и признается лучшей профессиональной фотокамерой.

АЙНО ААЛТО. ПОСУДА

В 1932 году Aino Aalto выиграла конкурс компании Iittala и получила международное признание, затмив творчество своего именитого мужа. Вершиной творчества Айно стала победа на Миланской Триенеалле в 1936 году, где её коллекция посуды для Iittala, состоящая из 15 элементов, получила золотой приз. Отличительной чертой всех элементов коллекции стала плавная ступенчатая форма, напоминающая расходящиеся круги на воде. Элегантная красота, простота и функциональность всей коллекции из стекла, делает ее востребованной и в настоящее время.

ДЖОРДЖ БЛЕЙСДЕЛЬ. ЗАЖИГАЛКА “ZIPPO”

Первая бытовая зажигалка появилась в 1805 году. Немецкий химик Иоганн Вольфганг Дёберейнер изготовил настольный прибор на основе куркового механизма кремневого ружья. Усилителем огня являлась дорожка из пороха, которая и подводила пламя к масляному фитилю. Cостав кремня для зажигалок – сплав железа с церием - подобрал химик из Австрии Карл Ауэр фон Вельсбах (1903). После этого зажигалки стали компактнее и надежнее. В 1911 году в Австрии была принята на вооружение армии противоветровая зажигалка. Первая мировая война сделала австрийскую зажигалку самым желанным трофеем. Такая зажигалка попала к американским солдатам. В 1932 году Джордж Джи Блэйсдейл увидел своего друга, который на ветру воспользовался старенькой трофейной австрийской зажигалкой. С тех пор Джордж Блейсдел задумал производство надежных зажигалок. Предприниматель получил лицензию на импорт австрийских зажигалок в США. Однако зажигалки не продавались. Кроме того, он обнаружил в зажигалках ряд дефектов и постарался их устранить. Блейсдел изменил размеры зажигалки для удобного размещения в ладони. Он соединил петелькой крышку с корпусом, это дало возможность открывать и запаливать зажигалку одной рукой. Ветрозащитный экран вокруг фитиля он изменять не стал, оставив прежнее количество отверстий. Затем усовершенствовал колесико и кремень.

Новый товар получил название Zippo (от зип – открыться, зип - закрыться). Блейсдел предпринял рассылки рекламных листовок в магазины, бары и клубы. В листовках Zippo рекламировалась как самая надежная зажигалка, способная срабатывать даже тогда, когда дует сильный ветер. Для проверки качества товара и рекламы потребителям было предложено подвергнуть Zippo «фен-тесту» - она должна была зажигаться при обдувании вентилятором на расстоянии не более метра от него. Если зажигалка не срабатывала, то покупателю предоставлялась возможность вернуть ее продавцу и получить за нее деньги.

В 1913 году миру была представлена зажигалка RonsonWonderlight Луиса Аронсона. Выпуск газовых Ronson начался в 1954 году. В 1920-х появилась Dunhill, а в 1941 году - Dupont. Образцы современного дизайна производят в Японии под марками HugoBoss, Givenchy и т.п. Несмотря на то, что зажигалка Zippo появилась позже, она воспринимается как брэнд с культовым значением. Она отличается классическим дизайном, подчеркивающим качество, надежность и вечность продукта в условиях быстро меняющегося мира. Этот продукт используют, вертят в руках. Он является предметом с выраженным качеством приятной осязаемости. Чувственный дизайн зажигалки с защитной противоветровой системой превращает ее не только в функциональный предмет, но и в аксессуар.

 

ДЖОРДЖ КАРВАРДИН. ЛАМПА “ANGLEPOISE”

Настольная лампа Джорджа Карвардина Anglepoise (англ.: равновесие рычагов) спроектирована в 1932 году. Эта лампа знаменита тем, что является моделью всех степеней свободы человеческой руки и кроме того складывается в компактную упаковку. До сих пор лампа остается лидером по удобству перемещенного освещения в офисе. Она состоит из тщательно уравновешенных рычагов, поддерживающих колпак лампы и позволяющих перемещать свет в любом направлении. Работая в автомобильной промышленности, Карвардин увлекся перемещающимися вдоль объекта механизмами и весами, которые оставляют несущую платформу в определенном положении. Эти характеристики легли в основу конструкции лампы. Проблема заключалась в использовании пружин для множественных положений светового колпака в пространстве. Первоначально лампа была разработана для индустриальных нужд, но скоро стала популярной в офисах, больничных палатах и операционных. Во время Второй мировой войны Карвардин сделал миниатюрную Anglepoise для кабины бомбардировщика. Несмотря на то, что проект был усовершенствован, основные принципы перемещения остаются прежними.

Последующим решением проблемы степеней свободы конструкции стала настольная лампа Tizio Ричарда Саппера (1972), которая обрела и образный смысл. Ее скелетообразная хищная форма, напоминающая насекомое, украсила столы фешенебельных офисов. В конструкции Tizio немецкая функциональность сочетается с итальянской элегантностью. Эта высокотехнологичная конструкция сделана из ABS -пластика и алюминия с черным матовым покрытием. Галогеновая лампа с перфорированным отражателем уравновешивается двумя балансами. Тактильное удовольствие сочетается с восприятием утонченности деталей – выключатель, тонкие связки суставов. Точный механизм позволяет малейшим касанием руки перемещать светильник с высокой степенью свободы. Продолжая традицию «наибольшая степень свободы» Альберто Меда и Паоло Ризатто конструируют лампу Fortebraccio (1998).

Кроме высокотехнологичного решения, лампа Anglepoise подверглась редизайну в образно-метафорическом плане – настольные лампы Якоба Якобсена Luxo L-1 (1937), Кеннета Грейнджа (2003), Якофа Кауфмана Viviana (2002), Multix (1987), Антонио Читтерио KelvinT (2003), Филиппа Старка Archimoon (2000), Микеле де Луки Tolomeo (1987), Альберто Меда Berenice (1984). Луис Реньш вообще поставил лампу с ног на голову (2012).

МАРСЕЛЬ БРОЙЕР. КОНСОЛЬНЫЙ СТУЛ “B 32”

(см. 1926. МАРСЕЛЬ БРОЙЕР. КРЕСЛО “ВАСИЛИЙ”)_

НОРМАН БЕЛЛ ГЕДЕС. КНИГА “ГОРИЗОНТЫ”

 

Мечта человечества о счастливом будущем, основанном на развитии науки и технологии, воплощается в научной фантастике с XIX века. Достаточно вспомнить романы Жюля Верна. В ХХ веке эту мечту воплощает кинематограф, порой в безрадостном свете,- первый фильм Фрица Ланга «Метрополис» (1927).Вместе с тем, возникают проекты будущего, которые стимулируют развитие промышленного дизайна.Книга Нормана Белла Геддса «Горизонты» (1932) оказывает влияние на формирование аэростиля и становление американской мечты. Она иллюстрирована фантастическими проектами – изображениями каплевидных автобусов и автомобилей, поездов обтекаемой формы, океанских лайнеров и огромного летающего крыла. Белл Геддс сделал эскизы техники в стиле streamline - обтекаемых форм еще до того, как они были освоены промышленностью и вошли в моду.Деятельность Нормана Белла Геддса в «век машин» и его книга будоражили воображение и стимулировали устремленность общества в будущее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: