Некоторые аспекты развития уголовного законодательства преступлений против нравственности

Соотношение нравственности и права всегда являлось дискуссионной проблемой общества. Элементы нравственностии их отражение в правилах поведения или нормах встречаются начиная со времен первобытнообщинного строя, и до наших дней остаются дискуссионными.

Древние философы, исследуя категории морали и нравственности, пытались дать свою интерпретацию данным явлениям. Бесспорно, категория нравственности по-разному воспринимается человеческим сообществом, между разными его группами. В этой связи вывести некую общую формулу нравственности достаточно сложно. Особый отпечаток на нравственность накладывают культуры и религии. В каждом историческом отрезке времени существования человечества мы можем встретить свое понимание категории нравственности, основанное на устоявшихся и признанных ценностях данного социума.

Это можно увидеть в контексте становления и развития казахского сообщества.

Безусловно, нравственные устои казахов в ХIХ веке заметно отличаются от нравственных устоев ХХ века[3]. Одним из памятников древности является «ЖетыЖаргы», который в переводе воспринимался как «Уложения хана Тауке». Последний вполне отвечал требованиям времени и кочевого образа жизни казахов. В 1886 г. Семипалатинский статкомитет опубликовал материалы по обычному праву казахов, где указал, что кыргызы не различают деяний преступных, безнравственных и религиозных. В силу специфики того времени и уровня развития человеческого сообщества данный свод законов регулировал и земельные тяжбы, и брачные отношения, и межродовые споры, и ответственность за преступления, и споры из-за куна, а также обеспечивал национальную безопасность. Уголовно-правовые и гражданско-правовые были слиты воедино. Однако предусмотренное наказание в виде смертной казни могло быть применено за убийство, прелюбодеяние, изнасилование и кражу. Следует отметить, что и в данном случае не все было так однозначно. Такие деяния, как внебрачная половая близость, изнасилование, похищение женщины и прелюбодеяние больше тяготели к преступлениям против собственности, поскольку женщина рассматривалась как объект собственности. И вопрос решался с позиций не столько нравственного осуждения, сколько с позиций неприкосновенности права собственности.

Социальным регулятором выступает обычное право (адат), где устанавливаются определенные правила поведения и наказания за их нарушения. Источником адата становится эреже.Последнее представляет собой руководящее постановление Чрезвычайного съезда биев.

Представляет интерес ЭрежеТокмакского чрезвычайного съезда 1893г., которым установили правила киргизских обычаев. Так, например, в главе Х была предусмотрена ответственность за оскорбление чести и нарушение общественного спокойствия. В другом ЭрежеАтбашинского участка биев (1905 г., 18 сентября) устанавливается ответственность за ряд действий, связанных с похищением женщин, оскорблением словами, похищениемнепросватанной дочери, уходом жены от мужа, за отрезание у человека ушей и др. [17, c.452-453] Патриархальный строй заложил свои коррективы в ответственности мужчин и женщин. Прослеживался дискриминационный подход по признаку пола. Так, например, нарушение супружеской верности мужчиной не являлось преступлением и рассматривалось как вторжение в чужую семью. Напротив, женщина, совершившая прелюбодеяние, могла быть подвергнута суровому наказанию. Такого рода деяние рассматривалось как оскорбление мужа и могло преследоваться всем родом, поскольку женщина являлась собственностью мужа и продолжателем его рода.

Находясь в составе Российской империи, законодательство страны также развивалось с учетом всех процессов, проходивших в ней.

В связи с ростом венерических заболеваний у населения, в Уголовном уложении 1903г. была установлена ответственность за нарушение правил, установленных в домах терпимости в целях пресечения вредных последствий. А правила касались в основном случаев приема на работу женщин свыше 21 года, нельзя было удерживать женщин в притонах, которые пожелали бы его оставить.

В послереволюционный период, как пишет Н.Б.Левина, в 1919г. в Петрограде был выстроен концлагерь принудительных работ для женщин, 60% заключенных были женщины, которые занимались торговлей телом.[44, c.132-138].Была попытка социализировать этих женщин как жертв капитализма. Для них создавались специальные профилактории.

В период действия УК РСФСР 1922 г. (советский период) была установлена уголовная ответственность за проституцию при наличии физического или психического принуждения (ст.170). Параллельно развивались нормы ответственности за сводничество, содержание притонов для разврата и вербовку женщин для занятия проституцией. Закон учитывал при этом и интересы несовершеннолетних, защищая их от вовлечения в занятие проституцией. Санкции за них были незначительны – штраф или арест. УК РСФСР 1926 г. соответственно по данным нормам усилил уголовную ответственность и исключил из состава принуждения занятия проституцией такой признак, как физическое или психическое принуждение над личностью, оставив лишь совершение подобного деяния исключительно из корыстных и иных побуждений (ст.155). Фактически проституция была запрещена.

Параллельно с вышеназванными преступлениями ведется борьба и с порнографией. На основании постановления ЦИК и СНК СССР от 17.10.1935г. была дана рекомендация правительствам союзных республик включить в УК нормы касательно борьбы с порнографией. Впоследствии данная норма была с некоторыми редакционными уточнениями включена в УК Казахской ССР (в 1959г.).

В последующие годы идет процесс усиления уголовной ответственности за содержание притонов и сводничество (ст.291). Это можно видеть на примере проекта УК СССР 1939г., где срок лишения свободы достиг своего максимума – 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества или ссылкой. В УК РСФСР 1960г. была установлена ответственность за содержание притона для разврата и сводничество. Интересно, что к данной норме был привязан состав о содержании игорного притона. Таким образом, была предпринята попытка первой криминализации игорного бизнеса, несовместимого с советской доктриной развития общества и государства. Если проанализировать месторасположение данных преступлений в разделах Уголовного кодекса, то как таковой главы о преступлениях в сфере нравственности несуществовало. Все названные нами составы в УК были размещены в главе 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения».

Как видно, СССР долгое время не вводил уголовную ответственность за занятие проституцией, поскольку официально предполагалось, что социальные причины такого явления искоренены. В 1954г. при присоединении к Конвенции ООН 1949г. «О борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами» предполагалось, что государство должно принять на себя обязательства по искоренению проституции как явления социального и реально существующего. Однако тема проституции еще долгое время оставалась запретной для исследования или имела гриф для служебного пользования.

1959 г. был ознаменован принятием УК Казахской ССР. В главе IХ «Преступления против общественной безопасности и народного здравия» включены следующие составы преступления: жестокое обращение с животными (ст.200-2); организация азартных игр (ст.201-2); изготовление и сбыт порнографических предметов (ст.215); содержание притонов и сводничество (ст.215-1); изготовление или распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости (ст.215-2); надругательство над могилами (ст.216); уничтожение, разрушение или порча памятников истории и культуры или природных объектов (ст.216-1). Все названные составы преступлений были включены в УК в период 1983-1995 гг. В данный период наблюдается активное внесение изменений и дополнений в названные статьи. На страницах газет идет бурное обсуждение становления гражданского общества и борьбы с негативными социальными явлениями. В последующем, с развитием правовой системы страны данные нормы были включены в Уголовный кодекс современного Казахстана с некоторым уточнением. Как показал анализ данных статей УК, они не претерпели особой трансформации.

Впервые в УК Казахской ССР 1959 г. предусмотрена ответственность за надругательство над могилой и жестокое обращение с животными. Наблюдавшиеся факты вандализма на кладбищах и местах захоронения людей привели к необходимости правового регулирования данной проблемы.

Новый Уголовный кодекс независимого Казахстана, принятый 16 июля 1997 г., впервые предусматривает главу «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». Законодатель поместил в данную главу самые разные составы преступлений, группировка которых по объекту посягательства вызывает затруднения. С одной стороны, это группа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков или психотропных веществ, а с другой –с нарушением санитарно-эпидемиологических правил, сокрытием информации, выпуском в продажу товаров, не отвечающих требованиям безопасности, с незаконным игорным бизнесом, организацией или содержанием притонов для одурманивания с использованием лекарственных или других средств. Данная группа преступлений посягает на здоровье населения. Хотя трудно сказать, почему здоровье людей нарушается при осуществлении незаконного игорного бизнеса. Данный состав ближе к незаконному занятию предпринимательской деятельностью. Но это не входит в задачу нашего исследования.

Продолжая мысль огруппировке составов в главе 10, отметим, что к преступлениям против нравственности следует отнести по логике законодателя: вовлечение в занятие проституцией (ст.270); организацию или содержание притонов для занятия проституцией и сводничество (ст.271); незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст.273); изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних либо их привлечение для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера (ст.273-1); незаконное распространение произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия (ст.274); надругательство над телами умерших и местами их захоронений (ст.275); незаконное изъятие органов и тканей трупа человека (275-1); жестокое обращение с животными (ст.276). Система преступлений против общественной нравственности, как видно, из перечисленных составов преступлений находится в процессе совершенствования. Следует отметить влияние международного законодательства на процесс установления ответственности за совершенные общественно опасные деяния. Примером может служить ст. 273-1 УК РК.

Интерес вызывает возникновение нормы о незаконном распространении произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия. Перешедшая из УК Казахской ССР, она сыграла определенную роль в попытке поставить преграду духовной деградации личности. Впоследствии санкция статьи подверглась некоторому уточнению без изменения её диспозиции. Опасность данного деяния заключается в следующем. После обретения независимости в Казахстан, да и в иные республики постсоветского пространства хлынули фильмы, книги, видеокассеты, содержащие информацию о жестокости и насилии. Появились частные коммерческие залы для показа таких фильмов. В этой связи законодатель предпринял меры по урегулированию данного вопроса в УК.

Следует отметить, что такой нормы ни в УК Российской Федерации, ни в УК Кыргызской Республики нет. В УК Киргизской ССР 1961г. такая норма действительно была введена, однако впоследствии она не получила своего законодательного развития и закрепления в новом УК.

Законом Республики Казахстан от 02.03.2006 г. УК Республики Казахстан дополняется еще одной нормой, в которой предусматривается уголовная ответственность за незаконное изъятие органов и тканей труппа человека (ст.275-1). Действительно, данный вопрос остался неотрегулированным, поскольку возрос спрос на услуги трансплантологии и начался поиск биологического материала, источником которого могут быть трупы людей. При этом очень важно не затронуть существующие обычаи по отношению к усопшему при принятии решения об изъятии органов или тканей, а также установленные Законом Республики Казахстан правила.

Таким образом, исторически шел процесс, связанный с попыткой урегулировать и защитить те ценности сообщества, которые на тот период времени представлялись достаточно важными для социума.

Советский период несколько изменил облик нравственных устоев и ценностных ориентаций. Период построения некоего коммунистического общества поставил другие условия функционирования сообщества. Моральный кодекс строителя коммунизма изменил нравственные ориентиры человека. Соответственно это получило отражение и в законах.

В настоящее время построение новой государственности диктует необходимость изучения нравственного опыта прошлого и настоящего, основанного на подлинно человеческих ценностях. Таким образом, необходимо отметить тесную связь права и нравственности. Отметим важность в изучении основных исторических этапов становления законодательства страны с позиций дальнейшего совершенствования норм Уголовного кодекса.

Выводы

1. Нравственность выступает мерилом поведения человека.

2. Общественная нравственность представляет собой социальную ценность, которая подлежит правовой охране, в том числе нормами уголовного права.

3. Нравственность формируется обществом и находит отражение в обычаях и традициях народов. Каждому историческому периоду соответствуют свои нормы нравственности.

4. Общественная нравственность исторически подвержена изменениям, что находило отражение в законодательстве государств.

5. Нравственные нормы в своем развитии по мере развития человечества имеют тенденцию изменения и переформатирования. (например, отношение или к смертной казни, или к проституции, или порнографии).

6. Система преступлений против нравственности находится в постоянном развитии и изменении.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: