Незаконное распространение произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия (ст.274 УК РК)

 

Незаконное распространение произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия – деяние, пожалуй, наиболее часто встречающееся всовременном мире.

Особенно опасна пропаганда насилия по телевидению, а сейчас и с использованием Интернета.

В советский период существовала достаточно строгая цензура всего материала, который выходил в эфир (телевидение, радио), а также в печатных изданиях. Уголовная ответственность за подобные действия в Уголовном кодексе не предусматривалась. Соответственно никакие научные исследования в данном направлении не проводились. Обретение Казахстаном независимости привело к тому, что резко изменилась социокультурная ситуация. В данный период аудиовизуальная информация выпала из поля правового регулирования. В страну хлынули низкопробные боевики, фильмы-ужасы с элементами насилия, убийства, изнасилования. Не были установлены никакие возрастные ограничения. Развилась сеть частного закрытого проката подобных фильмов.

Какие-либо критерии наносимого вреда психическому и нравственному развитию потребителей низкопробной кинематографии не исследованы. Однако можно констатировать тот факт, что увеличение числа убийств, нанесения тяжкого вреда здоровью людей, изнасилования также могут стать последствием такого «экранного насилия». Особую опасность представляет негативное влияние такого насилия на детскую психику. Это стало предметом обсуждения в рамках КонвенцииООН о правах ребенка. В данной конвенции декларируются принципы создания благоприятных условий контакта несовершеннолетней аудитории с массмедиа. Так, в ст. 13 Конвенции сказано, что ребенок имеет право свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью иных средств по выбору ребенка. Однако, как вытекает из конвенции, осуществление этого права может быть подвергнуто некоторым ограничениям, которые должны быть предусмотрены законом и которые необходимы: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Аналогичные ограничения для телевидения прописаны и в Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. с целью обеспечения защиты здоровья и нравственности населения.

Каким образом данная проблема решается в Казахстане? Так, в Законе РК «О средствах массовой информации» (1999г.) в ст. 13 регламентирован порядок приостановления выпуска СМИ либо его распространение, основанием которого являются пропаганда или агитация культа жестокости и насилия. А в ст. 25 сказано, что собственник и главный редактор (редактор) средства массовой информации несут ответственность за распространение сообщений и материалов, содержащих…культ жестокости, насилия и порнографии, независимо от источника их получения (ч.2-1). Запрет на законодательном уровне является также требованием Конвенции ООН по правам ребенка.

Требования подобного рода жестко проводятся в странах Запада. Так, например, Европейская конвенция по трансграничному телевидению содержит требование, согласно которому все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда они могли бы их смотреть (ст.7). Данное положение нашло свое отражение в Законе РК «О телерадиовещании» лишь в 2012 г. В частности, в ст.29 данного Закона закреплена норма, связанная с защитой детей и подростков при распространении телепрограмм. В период с 6.00 час. утра до 22.00 час. не допускается распространение телепрограмм, которые могут нанести вред физическому, психическому, нравственному, моральному и духовному развитию детей и подростков, а также фильмов, индексируемых в соответствии с Законом РК «О культуре» индексом «Е-18». Законом «О культуре» регламентирован порядок индексирования фильмов по зрительскому возрастному цензу.

Таким образом, в Казахстане предприняты действия по установлению ограничений в отношении программ, могущих нанести вред здоровью несовершеннолетних, а также полный запрет на распространение программ,содержащих сцены насилия и жестокости. Опыт других государств по данной проблематике также интересен. В Российской Федерации защита детей от негативной информации регламентирована Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». По некоторым сведениям примерно от 5 до 20% актов насилия спровоцированы актами насилия, полученными из прессы и телевидения. [70]

Следует отметить, что исследования, связанные с воздействием пропаганды насилия на поведение подростков, незначительны. Однако имеются некоторые данные по Российской Федерации. Так, по данным Российской академии образования по материалам 116 час. эфира в среднем на один час приходится примерно 4,2 сцены насилия и эротики. Это, по мнению исследователей, оказывает вредное влияние на подростков и их здоровье.[15] Аналогичный вывод сделали исследователи Калифорнийского университета. При этом, по их мнению, пропаганда насилия способствует формированию агрессивного поведения у подростков. [94]Достаточно интересное исследование проблем влияния жестокости и насилия в средствах массовой коммуникации на агрессивное поведение несовершеннолетних провела М.Б.Чабанянц. Она приходит к выводу, что потребности правоприменительной практики ставят перед криминологией и уголовным правом задачу углубленного изучения субъективной стороны насильственного преступления для дифференциации ответственности за него, учета особенностей криминальной мотивации личности и других обстоятельств. При этом автор приходит к выводу о необходимости установления уголовной ответственности за распространение жестокости и насилия в средствах массовой коммуникации.[90,c.7]

Опыт законодательного регулирования данной проблемы в зарубежных странах различен. В УК Германии к уголовной ответственности может быть привлечен субъект, который распространяет или передает материалы либо производит информационные носители, которые демонстрируют жестокое или бесчеловечное насилие над людьми или животными. Во Франции установлен запрет на посещение интернет-ресурсов, пропагандирующих терроризм, насилие и жестокость. Несколько раньше данный вопрос был предметом дискуссии в Германии, где предлагалось установить запрет компьютерных игр, пропагандирующих насилие. Однако данный запрет не был поддержан законодателями. Тем не менее Интернет становится сильным ресурсом и может быть использован для распространения информации, направленной на пропаганду жестокости и насилия. Все это подвигло Межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан в 2010 г. рассмотреть вопрос о снижении негативного влияния (рисков) компьютерных клубов на развитие детей и подростков. В результате была установлена административная ответственность за нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилых помещений в ночное время, в том числе в компьютерных клубах.

Что касается ответственности за пропаганду жестокости и насилия, то законодатели разных стран в одном случае устанавливают административную, а в другом – уголовную ответственность. Так, в Узбекистане в 2012 г. введена административная ответственность за изготовление или ввоз на территорию Узбекистана с целью распространения, рекламирования, демонстрации, а равно распространение, рекламирование продукции, пропагандирующей культ жестокости и насилия (ст.189-1). В случае совершения данного деяния после применения административного взыскания наступает уголовная ответственность. Законодатель Республики Молдова предусмотрел административную ответственность за изготовление или распространение работ, пропагандирующих культ насилия и жестокости (ст.171.5). Аналогичная норма нашла свое закрепление в административном законодательстве Республики Беларусь (ст.178). Законодатель Российской Федерации предусмотрел административную ответственность за злоупотребление свободой массовой информации (ст.13.15), которая в итоге воздействует на подсознание людей и (или) оказывает вредное влияние на их здоровье. А в ст.13.21 того же кодекса предусмотрел ответственность за нарушение порядка распространения среди детей продукции средств массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию. Однако, как показывает практика, подобные действия пресекаются путем внесения прокуратурой представления с требованием недопущения нарушений и соответственно дисциплинарной ответственностью. [18] В УК Украины в ст.300 предусмотрена ответственность за ввоз, изготовление или распространение произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия, расовую, национальную, или религиозную нетерпимость и дискриминацию. Как видно, предмет преступления в данном составе расширен за счет произведений иного порядка.

Такой небольшой экскурс в зарубежное законодательство приводит к выводу, что законодательное регулирование вопросов пропаганды культа жестокости и насилия решается не везде одинаково. Вернемся к законодательству нашей республики. В Кодексе Республики Казахстан об административной ответственности в ч.1 ст.344 предусматривается ответственность за изготовление, хранение, ввоз, перевозку, распространение на территории Республики Казахстан продукции средств массовой информации, а равно иной продукции, направленной на пропаганду или агитацию…культа жестокости, насилия и порнографии. А в ч.4 этой же статьи предусмотрена ответственность за изготовление, хранение, ввоз, перевозку, распространение на территории Республики Казахстан иной продукции, не относящейся к средствам массовой информации, содержащей сведения и материалы, направленные на пропаганду или агитацию…культа жестокости, насилия и порнографии, если эти действия не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния. Как видно из диспозиции ч.1 и ч.4 ст.344 Кодекса об административной ответственности, разграничение проводится по предмету. В одном случае речь идет о продукции СМИ, а в другом о продукции, не относящейся к СМИ. Далее, в ч.4 добавляется еще один признак – распространение и отсутствие признаков уголовно-наказуемого деяния. Обратимся к Уголовному кодексу РК, где в ст.274 предусмотрена ответственность за незаконное распространение произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия. В частности, диспозиция данной нормы гласит: «Незаконные изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование, демонстрация кино- и видеоматериалов и других произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия, а равно незаконная торговля печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, пропагандирующими культ жестокости и насилия, наказывается…». Как видно, законодательное регулирование данного вопроса вызывает много нареканий у правоприменителя. Первое, как определить опасность и вредоносность деяния, которое связано, например, с хранением, ввозом и перевозкой вышеобозначенной продукции или материала, с их рекламированием, демонстрацией и торговлей. Хранение как свойство любого последующего действия всегда присуще перевозке, продаже, изготовлению продукции. Фактически расширяется сфера усмотрения правоохранительных органов, мотивированных на то, чтобы за что-то, но наказать.

Такой разброс признаков объективной стороны, осуществленный законодателем, нам представляется не совсем верным. Это можно рассматривать как некую лазейку для правоприменителя. Тем более не понятен критерий разграничения такого действия, как изготовление с целью сбыта, после чего наступает уголовная ответственность, при отсутствии такой цели – административная. А такой признак, как распространение наказуем в административном порядке только в случае, если продукция не относится к средствам массовой информации. Если относится, то наступает уголовная ответственность. И последнее, можно ли отнести к распространению – торговлю такой продукцией.

Несогласованность административной и уголовной ответственности ставит много вопросов перед практикой и не может свидетельствовать об эффективности данной нормы. На наш взгляд, решение данного вопроса лежит в плоскости разрешения в рамках Уголовного кодекса РК. Однако в данном случае может возникнуть вопрос о криминализации отдельных признаков рассматриваемого деяния из административного кодекса. Истина где-то посередине. Мы предложили бы исключить административную ответственность за хранение, ввоз, перевозку продукции СМИ и иной продукции, не относящейся к СМИ, если эти деяния совершены для личного потребления. Аналогично и для такого действия, как изготовление. В другой ситуации, если подобные деяния совершены в целях сбыта или распространения, то ответственность должна наступать как за преступление. При такой ситуации диспозиция ст. 274 УК РК может быть предложена следующая: «Незаконное изготовление, ввоз, перевозка в целях сбыта, распространение, рекламирование, демонстрация, а равно незаконная торговля продукцией средств массовой информации либо иной продукцией, не относящейся к средствам массовой информации, направленные на пропаганду или агитацию культа жестокости и насилия, наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой».

Проводимая реформа уголовного законодательства нашей страны позволяет прийти к выводу о необходимости выделения так называемых уголовных проступков. На наш взгляд, данное деяние вполне может соответствовать институту.

Выводы

1.В целях защиты духовно-нравственного развития несовершеннолетнего принять отдельный закон, направленный на защиту детей от информации, причиняющей вред их духовно-нравственному развитию.

2.Изложить диспозицию ст. 274 УК РК в следующей редакции: «Незаконное изготовление, ввоз, перевозка в целях сбыта, распространение, рекламирование, демонстрация, а равно незаконная торговля продукцией средств массовой информации, либо иной продукцией, не относящейся к средствам массовой информации, направленные на пропаганду или агитацию культа жестокости и насилия,–

наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой».

3. Исключить из ч.1 ст.344 Кодекса об административной ответственности признаки, связанные с деянием в отношении продукции средств массовой информации, направленных на пропаганду насилия и жестокости, а также полностью исключить ч.4 данной статьи как не имеющую профилактического значения.

 

Преступления, посягающие на духовно-нравственное развитие человека в сфере должного отношения к умершему и местам захоронения, а также в сфере сохранения наследия прошлого и поддержания связи поколений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: