Как следует поступить человеку, если он пришел на пятничную молитву когда уже читался ташаххуд?

 

Вопрос: Если кто-то приходит на пятничную молитву во время ташаххуда, то, как ему быть? Если человека задержало то, что вне его воли, например поломка автобуса, то будет ли на нем грех за опоздание на молитву Джума или ее пропуск? Упускает ли он награду при этом и время принятия дуа?

 

Ответ:

Вся хвала Аллаху.

 

Человек успевает на пятничную молитву, если он успел на ракаат с имамом, т.е. если он успел присоединиться к молитве до выхода имама из поясного поклона.

 

Если вы присоединились к молитве до того как имам встанет из поясного поклона второго раката, то вы успели к молитве, и после того, как имам произнесет салам, вам следует дополнить молитву.

Но если вы присоединились после того, как тот поднялся из поясного поклона второго раката, то это значит, что вы пропустили пятничную молитву и не успели к ней. В этом случае, вам следует совершить молитву зухр (полуденную). Вам следует подняться после того, как имам произнесет салам и выполнить молитву в четыре раката, так как вы совершаете полуденную молитву, а не пятничную.

Это мнение большинства ученых, Малика, Шафии, Ахмада (да помилует их Аллах). (См. аль-Маджму, ан-Навави 4/558).

 

Они привели доказательства своим словам:

 

1 Слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто успел на ракат, тот успел на молитву» (Бухари 580, Муслим 607).

 

2 Сообщение ан-Насаи от АбдуЛлах ибн Умара (да будет доволен ими Аллаха), который сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто успел на один ракаат молитвы Джума или другой молитвы, тот пусть дополнит (пропущенные) ракаты молитвы» (Оценен как сахих шейхом Альбани в аль-Ирва, 622).

 

Если человек не успел к молитве не по своей вине, как например, поломка автобуса, или по другой причине, например, проспал или забыл, то нет греха на нем в этом случае. Аллах сказал (перевод смысла): «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах - Прощающий, Милосердный»

 

В этом случае человек не намеренно пропустил молитву.

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах простил моей Умме то, что они забыли, что было сделано по ошибке и то, к чему были принуждены» (Ибн Маджа, оценен как сахих шейхом Альбани в аль-Ирва, 82).

 

В вашем случае, вы действительно хотели успеть на молитву, но у вас есть оправдание, поэтому вы получите награду в полном размере, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Действия в соответствии с намерениями» (Бухари, 1; Муслим, 1907).

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил сподвижникам, возвращаясь из экспедиции на Табук: «Поистине, в Медине есть люди, которые получают долю вашей награды, каждый раз, когда вы проходите путь или переходите через долину; они были удержаны по причине болезни». (Муслим 1911).

И Аллаху известно лучше.

Источник: Сайт Islam Q&A фатва № 12601.

Вопрос: Воздастся ли человеку вознаграждение за коллективную молитву, если он успел только на последний ташаххуд?

 

Ответ шейха Ибн Джибрина:

«Его молитва будет считаться совершенной в коллективе, если он успеет совершить последний ракаат полностью, а не если он подоспеет до его конца. В том случае, когда он застанет молящихся верующих, которые находятся в последнем сидении, то лучше ему будет подождать еще кого-нибудь и с ними прочитать молитву. Если же он присоединиться к тем молящимся, которые читают последний ташаххуд, то ему достанется часть от вознаграждения».

 

 

Вопрос: Некоторые говорят, что если человек успеет к последнему ташаххуду в пятничной молитве, то он успел на нее. Правильно ли это?

 

Ответ шейха Ибн Джибрина:

«Если человек успеет не на полный ракаат, а на часть его, то он не успел совершить пятничную молитву. Ему нужно присоединиться к верующим с намерением прочитать полуденную молитву. Он должен молиться с ними до тех пор, пока имам не начнет говорить слова приветствия, а потом встать и прочитать четыре ракаата. А если он успел полностью на ракаат, то он успел на пятничную молитву и ему следует прочитать пропущенный ракаат».

 

_____________

Согласно достоверному мнению, считается, что человек успел на совместную молитву, если он успел присоединиться к имаму хотя бы на один молитвенный цикл (ар-рака‘ат). Если человек присоединился к молитве лишь на сидении ат-ташаххуд или до этого, но не на полный молитвенный цикл (ар-рака‘ат), то не считается, что он успел на совместную молитву. Я сочувствую вам, если вы успели только на сидение ат-ташаххуд.

 

Доказательством этому служит хадис, который передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто успел совершить один молитвенный цикл (рака‘ат) молитвы, тот успел совершить молитву» (передал аль-Бухари под № 580 в «Книге времена молитв», раздел «О том, кто успел совершить один рака‘ат» и Муслим под № 607 в «Книге о мечетях»).

 

Это мнение группы ученых. Такого мнения придерживался и шейхуль-ислам Ибн Теймии, да помилует его Аллах, а также это мнение выбрал шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах. И это мнение опирается на доказательство.

Источник: Islam Q&A фатва № 6551.

 

Но некоторые ученые говорили, что если человек успел совершить какую-либо часть намаза до выхода его времени, например, успел произнести такбиратуль-ихрам, вводящий человека в намаз, или же земной поклон, то его намаз также считается совершенным вовремя.

 

При этом они опирались на следующий хадис: «Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) послеобеденной (‘аср) молитвы, прежде чем зашло солнце и тот, кто успел совершить саджда утренней молитвы, прежде, чем взошло солнце, тот застал молитву». Муслим 609.

 

Однако первое мнение, которое заключается в том, что совершивший полноценный рак’ат до выхода времени намаза, застал намаз, правильнее. Доказательством этому является то, что в хадисах, в которых сказано про земной поклон (саджда) подразумевается один полный рак’ат, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники полноценный рак’ат именовали саджда. Так, например, Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я перенял от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) два саджда до обеденного намаза (зухр) и два саджда после него”. аль-Бухари 1173.

 

В данном случае речь идет о двух полноценных рак’атах, а не о земных поклонах. См. “аль-Инсаф” 1/439, “Хашия ад-Дусукъи” 1/182.

 

___________________

 

Если человек успел присоединится к имаму до того как он выпрямится из поясного поклона то ракаат засчитывается ему.

 

Разбор данных вопросов шейха Мухамад ибн Хизама из его шарха книгу «Булуг Аль Марам» (перевод Руслана):

 

1071 Тот, кто успел на поясной поклон, засчитывается ли ему этот ракаат

https://youtu.be/D9RYDsKtKOY

 

1072 Если человек сомневается - успел ли он на поясной поклон, засчитывается ли ему этот ракаат

https://youtu.be/Y7az8YTe3Wk

 

1073 Условие ли засчитывания ракаата, чтобы человек постоял в поясном поклоне до поднятия имама

https://youtu.be/E2oWg5YsfOM

 

1074 Узаконено ли совершать поясной поклон еще не дойдя до ряда

https://youtu.be/930rVjasuhU


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: