Методический комментарий

Интонационные упражнения


Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Основным элементом упражнений 1—5 (по системе В.В. Емельянова) является отработка «скользящей» восходящей (↑) и нисходящей (↓) интонации с характерным «переломом» голоса из грудного в головное звучание (регистр) и наоборот.

^ Условные обозначения:

У — низкое грудное звучание;

у — высокое головное звучание;

↑ — повышение тона голоса;

↓ — понижение тона голоса.

Упражнение 1

П
ри произнесении последовательности гласных звуков воспроизведите удивленный вопрос — недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом.


Упражнение 2

Произнесите легкий высокий звук, затем, не прерывая выдоха, передайте голосом нисходящую интонацию с этим же звуком. Запомните характер звучания.

Повторите упражнение.



по аналогии выполните упражнение с другими гласными звуками.

Упражнение 3

Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку.

^ У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ,

Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.

Упражнение 4

В непрерывной линии звучания выделите интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками.

у у у у О О о о у у у у а а А А у у у у э э э э у у у у и и и и у у у у ы ы ы ы ?!?! (вопрос) (ответ) (вопрос) (ответ) и т.д.

 

Смоделируйте диалог, в котором одну фразу нужно произносить с вопросительной интонацией, а другую — с утвердительной.

ШТУ-ШТО-ШТА-ШТЭ-ШТИ-ШТЫ?

ЖТУ-ЖТО-ЖТА-ЖТЭ-ЖТИ-ЖТЫ!

^ ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ

ШТЫ-ЖДЫ?

ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ

ШТЫ-ЖДЫ!

Упражнение 5

Соедините навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков.

О
бразец 1


Варианты сочетаний (двусложные с глухими согласными звуками):

у - шу у - су у - фу у - ку у - ту у - пу   у - шо у - со у - фо у - ко у - то у - по у - ша у - са у - фа у - ка у - та у - па у - шэ у - сэ у - фэ у - кэ у - тэ у - пэ у - шы у - сы у - фы у - кы у - ты у - пы

 

О
бразец 2


Варианты сочетаний (трехсложные с глухими и звонкими звуками):

у — шу — жу у — шо — жо у — ша — жа

у — ше — же у — шы — жы

у — су — зу у — со — зо у — са — за

у — сэ — зэ у — сы — зы

у — фу — ву у — фо — во у — фа — ва

у — фэ — вэ у — фы — вы

и так далее по аналогии со звуками кг, тд, пб.

Упражнение 6

Произнесите междометия, выражая голосом разные чувства:

Усталость: У__________Ф___________!

Отвращение: Ф__________У___________!

Презрение: Ф__________И___________!

Испуг: А__________X___________!

О__________X___________!

Удивление: О__________Й...

Боль: А__________А__________А_________!

Восторг: О__________О___________!

В__________О___________!

УРА___________!

Повеление: Н__________О___________!

Сомнение: Н__________У__________?

Призыв: А__У__!__Э__Й...! Эгей!! Эге-гей!!!

Укоризна: Ай-я-яй! То-то!

Сожаление: Ой-ё-ёй!

Упражнение 7

Произнесите междометие «о» с разной интонацией:
• удивленно;
• радостно;
• испуганно.
Смоделируйте ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «да»:
• восторженно;
• спокойно и благожелательно;
• категорическим тоном;
• вопросительно;
• задумчиво;
• скорбно;
• дерзко;
• иронически;
• с сожалением.

Упражнение 8

Произнесите предложения с заданной интонацией.
Повелительно: Стой! Стоп! Дай! Встань! Сядь! Читай! Думай! Иди! Пиши! Вернись! Не плачь! Остановись! Беги! Внимание! Осторожно!
Вопросительно: Здесь? Там? Тут? Где? Кто? Куда? Правильно? Можно? Зачем?
Утвердительно: Да. Нет. Здравствуй. Прощай. Пора.
Просительно: Дай. Помоги. Нарисуй. Запиши. Прочитай. Извините. Подождите. Спасите! Помогите!
Восторженно: Великолепно!! Блеск!! Красота!! Здорово!! Молодец!! Браво!!

Упражнение 9

Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.
«Открой дверь!» — гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.
«Пришла!» — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.
«Молодец!» — восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.
«Кушать подано!» — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.

Упражнение 10

Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов с изменением силы голоса.
ма ма ма ма
па па па па
та та та та
ба бо бу бы
ла ло лу лы и т.д.

Упражнение 11

Перечислите дни недели, времена года, месяцы, постепенно изменяя силу и (или) высоту голоса.

например:


зима весна лето осень

Упражнение 12

Произносите нараспев слоги (слова), повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге. Произносите слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса.

Например:

т
а та та та та


Упражнение 13

Читая простые повествовательные предложения, понижайте высоту голоса к концу фразы.

Ночью полил дождь.
У дороги шумели тополя.
Тиха украинская ночь.

Произнесите предложения с большим чувством.

Хорошо зимой в лесу!
Пусть сильнее грянет буря!

До чего красив закат!

Тренируйте голос на вопросительной интонации. Повышайте голос на выделенных словах.

Сколько тебе лет?

Ты живешь в новом доме?

У вас есть телефон?

Где ты работаешь?

Упражнение 14

Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.

^ Снег пошел

• Спрашиваете, удивляясь —?!

• Восхищаетесь, радуясь —!

• Огорчаетесь смене погоды.

• Уточняете —?

• Радостно сообщаете друзьям — 1!

Мы пойдем взоопарк

• Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы —?

• Уточняете, кто пойдет в зоопарк —?

• Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк —?

Упражнение 15

Читайте реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.

• Надменное негодование:

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?»

• Лесть и подобострастие:

«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»

• Высокомерие:

«Да что мне Лев?! Да мне ль его бояться?»

• Сожаление, укоризна:

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Упражнение 16

Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном — новом слове.

^ Вы мне утром звонили? — (Я).

• Вы мне утром звонили? — (Вам).

• Вы мне утром звонили? — (Нет, вечером).

• Вы мне утром звонили?(Звонил).

Аналогичное упражнение проведите с утвердительным предложением.

^ Моя книга на столе.

Самостоятельно составьте предложения и отрабатывайте их.

Упражнение 17

Читайте предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему.

Реплика Ответная реплика
а) вопрос - сомнение: Яблоко от яблони недалеко падает? Около кола - колокола? Около кола - колокола? утверждение (да, действительно так): Яблоко от яблони недалеко падает. Около кола - колокола. Около кола - колокола
б) вопрос - удивление: От топота копыт пыль по полю летит? Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом? утверждение и восхищение: От топота копыт пыль по полю летит! Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!
в) утверждение - восхищение: Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка! сомнение (недоверие): Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка?

 

Выберите скороговорки и разыграйте варианты диалога: утверждая, сомневаясь, споря и восхищаясь.

Упражнение 18

Используя различные интонационные конструкции, «постройте» диалоги. Комбинируйте элементы интонации: изменяйте логическое ударение, темп речи, мелодическую окраску высказывания.

— Дай альбом.

— На.

* * *

— Дай альбом.

— Альбом?

— Да, альбом.

— На.

* * *

— Дай альбом.

— Альбом?

— Да, альбом.

— На.

— Ой! Какой альбом!

* * *

— Дай альбом.

— Какой альбом? Тот?

— Нет, не тот.

— А какой?

— Тот.

— На.

— Ой, какой альбом!

Упражнение 20

Прочитайте, правильно расставляя логическое ударение.

^ Ты это сделал или кто другой?

Ты это сделал или кто другой?

Ты это сделал или не сделал?

Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.

...? — Я эту басню вчера выучил.

...? — Я эту басню вчера выучил.

...? — Я эту басню вчера выучил.

...? — Я эту басню вчера выучил.

...? — Я эту баснювчера выучил.
^

Методический комментарий


Логическое ударение — «акцентированность» слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью. В звучащем тексте «акцентированность» слов создается различными просодическими средствами: увеличением длительности слова, усилением и ослаблением голоса, психологической паузой.

Упражнение 21

Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.

Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.

Всем известно: красна речь — слушанием.

Упражнение 22

Предлагаемые тексты разыграйте, как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности.

Сказала тетя:

— Фи, футбол! (с пренебрежением)

Сказала мама:

— Фу, футбол! (с отвращением)

Сестра сказала:

— Ну, футбол! (разочарованно)

А я ответил:

— Во, футбол! (восторженно)


Упражнение 23

Прочитайте шутливое стихотворение разным тоном: первые две строчки каждого четверостишья — с сожалением, грустью, а последние две — мечтательно, с преувеличенным восторгом.

— Эх, — вздыхали рыбаки,
— Это разве судаки?
Раньше вытащишь, бывало,
Хвост, бывало, в полруки!
—Эх, — вздыхали судаки,
— Раньше были червяки...
Червяком одним, бывало,
Наедалось полреки!
— Эх, — вздыхали червяки, —
Раньше врали рыбаки!..
Мы послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!

(А. Усачев)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: