Многие слова в речи человека при определенном интонировании (паузы, динамика, темпоритм) могут сливаться, изменяя исходный смысл. В юмористической форме это явление описано в рассказе А. Шибаева «Несуразные вещи».
— Здравствуй!
— Привет!
— Что это ты несешь?
— Несу разные вещи.
— Несуразные? Почему они несуразные-то?
— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...
— Что не сумел?
— Отстань.
— Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
— Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет...
— Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
— Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
— Вон оно что...
— А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
— Тамарка?
— Ага.
— И ничего, симпатичная?
— Красивая! Зеленая такая...
— То есть как?
— Зеленого цвета.
— Постой, постой... Это что же: у нее... волосы, что ли, зеленые?
— У кого — волосы?
— Да у Тамарки-то?
|
|
— Что-о?
— Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка...»
— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
— Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
— Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
— А ну тебя...
— Да! Стой, стой!
— Ну что еще?
— Привет передавай.
— Кому?
— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!
Упражнение 26
Произнесите чистоговорки с изменением интонации (весело, грустно, оповещательно, жестко, гневно, удивленно, иронично).
Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
На дороге с утра тарахтит трактор.
Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры.
Погода размокропогодилась, размокропогодилась погода.
Упражнение 27
Произнесите одну и ту же фразу «голосами разных животных»: коня, мыши, медведя, коровы, собаки, ежа, зайца и других — так, чтобы изменялась интонация и ритм речи.
Сегодня очень хорошая погода.
Стол стоит.
Облака плывут.
Упражнение 28
Прочитайте лингвистическую сказку, вкладывая в произнесение текста вдохновение и силу чувств. Донесите до слушателей смысл текста, своеобразного по словесному оформлению. Поймут ли слушатели содержание сказки?
Пуськи бятые
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.
И волит:
— Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали.
И придудонились.
|
|
И Калуша волит:
— Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
— Бутявок нетрямкают. Бутявки дюбые и зюмозюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые.
(Л. Петрушевская)