double arrow

Остатков бюджетных средств).

Поступления в областной бюджет:

Налоговые поступления: индивидуальный подоходный налог, социальный налог, по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом; ряд плат и сборов.

Неналоговыми поступлениями в областной бюджет являются: доходы от коммунальной собственности, поступления от реализации товаров (работ, услуг), поступления от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета;

штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета; официальные трансферты из республиканского бюджета и из бюджетов районов (городов областного значения);

Поступления от продажи основного капитала - государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета.

В областной бюджет зачисляются поступления от погашения выданных из областного бюджета кредитов, продажи финансовых активов государства, находящихся в областной коммунальной собственности, займов местных исполнительных органов областей.

Поступления в бюджет города республиканского значения, столицы.

Налоговыми поступлениями в бюджет города республиканского значения, столицы являются: индивидуальный подоходный налог, социальный налог, налог на имущество, земельный налог, единый земельный налог, налог на транспортные средства (по нормативам распределения доходов); акцизы на все виды спирта, алкогольную продукцию, табачные изделия (произведенные на территории Республики Казахстан) икру осетровых и лососевых рыб, игорный бизнес, организацию и проведение лотерей, легковые автомобили, бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо.

Неналоговыми поступлениями этого уровня являются: доходы от коммунальной собственности, поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями и разные поступления, аналогичные поступлениям в областной бюджет, но администрируемые органами управления города республиканского значения, столицы.

Поступления в бюджет района (города областного значения).

Налоговыми поступлениями в бюджет района (города областного значения) являются: индивидуальный подоходный налог, социальный налог (по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом); налог на имущество физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; земельный налог; единый земельный налог; налог на транспортные средства с физических и юридических лиц; некоторые виды акцизов. Неналоговыми поступлениями района, города являются доходы, сборы, платы, соответствующие данному уровню управления.

Соотношение между отдельными категориями поступлений в местные бюджеты, в среднем по Казахстану, по статистическим данным сложилось в пользу налоговых (61,5%), из которых преобладает социальный налог (28,0%), индивидуальный подоходный налог -16,4%, налоги на собственность (на имущество, землю, на транспортные средства) - около 14%.

Вторым источником поступлений являются трансферты из республиканского бюджета. В среднем, они занимают около 34,8% поступлений, в бюджетных некоторых субвенциальных областей данный источник занимает до 50%, поскольку собственных налоговых и других поступлений не хватает для достижения приемлемого уровня финансирования социально-экономических потребностей. Это связано с тем, что в таких областях имеется узкая налоговая база, представленная маломощными хозяйствующими субъектами, фискальный потенциал которых невелик.

В этом аспекте является актуальной проблема перераспределения поступлений через республиканский бюджет посредством механизма бюджетных изъятий и субвенций, то есть требуется отработка данного механизма на объективных началах. К примеру, существенные диспропорции имеются в Алматинском регионе: доходный потенциал г.Алматы оставляет около 25% всего государственного бюджета, в то время как расходы бюджета города - 7% от расходов государственного бюджета, что означает мобилизацию в республиканский бюджет 2/3 собираемых по городу поступлений. Сверх того, из оставшейся 1/3, бюджет города перечисляет в республиканский бюджет еще половину поступлений в виде бюджетных изъятий. В противоположном случае, Алматинская область имея налоговый потенциал в 2,6% от общегосударственного, производит свыше 4% расходов от итога госбюджета, то есть 50% формирует бюджет за счет субвенций.

Проблемы местных бюджетов состоит также в том, что отрасли хозяйства, составляющие их собственность, не только не дают доходов для формирования бюджетов (жилищное хозяйство, учреждения культуры и искусства, коммунальная инфраструктура - водопровод, транспорт, служба очистки и др.), но являются убыточными и поглощают значительную часть средств местных бюджетов. При разделении собственности на республиканскую и коммунальную в ведение местных органов власти были переданы убыточные предприятия или приносящие небольшие доходы. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты; распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты являются одним из основных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь, местной пищевой промышленности, коммунального хозяйства. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции:

формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия; организации, учреждения, подведомственных этим органам власти. Важное значение имеют местные бюджеты в содержании и развитии социальной инфраструктуры общества.

На местные органы власти возложена важная задача осуществления социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств этих бюджетов. Осуществление социальной политики требует больших материальных и социальных ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности региональных бюджетов, их государственной финансовой поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных регулирующих источников доходов.

Термин "собственные, или закрепленные доходы" в прямом смысле означают, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо финансированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.

Основу собственных доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от республиканских и региональных налогов, переданные в местные бюджеты в твердой доле на постоянной основе. Термин "регулирование бюджетов" широко применяется в литературе о территориальных бюджетах и практике бюджетной работы. Государство предоставляет территориальным органам власти сверх имеющихся в их распоряжении собственных доходов финансовые ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на них функций. Таким образом, государство регулирует бюджеты, балансирует их доходы и расходы.

Термин "регулирующие доходы" означает и охватывает всю совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью урегулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

К регулирующим доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для этих целей, т. е. процентные отчисления от республиканских и региональных налогов, дотаций, субвенций, средств, полученных из вышестоящих бюджетов по взаимным расчетам. Таким образом, это средства, переданные вышестоящим органом власти нижестоящему на основании юридического акта (закона, постановления, решения, распоряжения). Передача средств производится либо заблаговременно, т.е. до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый год, либо в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.

Наиболее крупные местные налоги и сборы;

поступления по административным штрафам и санкциям;

сборы, взимаемые автомобильной инспекцией;

сборы за регистрацию предприятий, общественных организаций, банков и их филиалов;

транспортный налог;

налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

сбор за право торговли;

целевые сборы с граждан и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство и другие цели;

регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

сбор со сделок, произведенных на товарных биржах, при продаже и покупке валюты;

сбор за уборку территорий населенных пунктов;

поступления от лицензирования отдельных видов деятельности;

сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: