Дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Развитие пространственных представлений.

1. Определение основных пространственных (предлож­ных) отношений на конкретных предметах. Ребенок по ин­струкции переставляет предметы в указанных направлени­ях («поставь куклу за домик, перед домиком, около, в дом» и т. д.).

2. Название основных пространственных отношений на сюжетной картине.

3. Развитие конструктивного праксиса («построй воротики, за ними дорожку, перед воротиками поставь машину» и т. д.).

4. Развитие пространственных отношений в изобразитель­ной деятельности ребенка (рисунок, лепка, конструирование из кубиков).

5. Тренировка памяти на пространственные отношения. Анализ картины по памяти с учетом пространственных взаи­моотношений между предметами. Рассказ по памяти о распо­ложении предметов в пространстве (кукла за домиком, дере­во перед домом). Тренировка следовых проб конструктивного праксиса («посмотри, запомни и построй такую же фигуру, посмотри, запомни и расставь фигуры в таком же порядке»).

 

Упражнения по развитию осязания.

1.Тренировка по определению фактуры предмета. Узна­вание на ощупь фактуры при предварительном показе (лос­кутки материала одной формы и одной величины, кубики различной фактуры, но одинаковой величины).

2. Определение фактуры и формы реальных предметов без предварительного показа («волшебный мешочек»: бутылоч­ка стеклянная, катушка деревянная, шарик металличес­кий).

3. Дифференцировка на ощупь различных геометричес­ких тел:

а) одинаковой формы, но разной толщины (плоские и объемные);

б) одинаковой формы и толщины, но разной величины (большие и маленькие);

в) одинаковой величины и толщины, но разной формы (треугольник, квадрат, овал, круг, трапеция).

Развитие этой способности формируется поэтапно:

I этап — узнавание объемных фигур на ощупь после пред­варительного зрительного ознакомления с фигурой;

II этап — узнавание объемных фигур одинаковой факту­ры без предварительного показа;

III этап — узнавание плоских фигур одинаковой факту­ры после зрительного ознакомления;

IV этап — узнавание плоских фигур на ощупь без показа;

V этап — узнавание фигур на ощупь одинаковой формы, но разных по фактуре после предварительного их осмотра;

VI этап — узнавание формы и фактуры предмета на ощупь без предварительного осмотра (пример — бутылка стеклян­ная, шар деревянный, квадрат металлический);

VII этап — различение предметов одинаковой формы и фак­туры по величине на ощупь (пример: даются деревянные па­лочки разной величины с разницей в 2—3 см, ребенок должен найти самую большую, меньшую и совсем маленькую).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: