Развитие пространственных представлений.
1. Определение основных пространственных (предложных) отношений на конкретных предметах. Ребенок по инструкции переставляет предметы в указанных направлениях («поставь куклу за домик, перед домиком, около, в дом» и т. д.).
2. Название основных пространственных отношений на сюжетной картине.
3. Развитие конструктивного праксиса («построй воротики, за ними дорожку, перед воротиками поставь машину» и т. д.).
4. Развитие пространственных отношений в изобразительной деятельности ребенка (рисунок, лепка, конструирование из кубиков).
5. Тренировка памяти на пространственные отношения. Анализ картины по памяти с учетом пространственных взаимоотношений между предметами. Рассказ по памяти о расположении предметов в пространстве (кукла за домиком, дерево перед домом). Тренировка следовых проб конструктивного праксиса («посмотри, запомни и построй такую же фигуру, посмотри, запомни и расставь фигуры в таком же порядке»).
Упражнения по развитию осязания.
|
|
1.Тренировка по определению фактуры предмета. Узнавание на ощупь фактуры при предварительном показе (лоскутки материала одной формы и одной величины, кубики различной фактуры, но одинаковой величины).
2. Определение фактуры и формы реальных предметов без предварительного показа («волшебный мешочек»: бутылочка стеклянная, катушка деревянная, шарик металлический).
3. Дифференцировка на ощупь различных геометрических тел:
а) одинаковой формы, но разной толщины (плоские и объемные);
б) одинаковой формы и толщины, но разной величины (большие и маленькие);
в) одинаковой величины и толщины, но разной формы (треугольник, квадрат, овал, круг, трапеция).
Развитие этой способности формируется поэтапно:
I этап — узнавание объемных фигур на ощупь после предварительного зрительного ознакомления с фигурой;
II этап — узнавание объемных фигур одинаковой фактуры без предварительного показа;
III этап — узнавание плоских фигур одинаковой фактуры после зрительного ознакомления;
IV этап — узнавание плоских фигур на ощупь без показа;
V этап — узнавание фигур на ощупь одинаковой формы, но разных по фактуре после предварительного их осмотра;
VI этап — узнавание формы и фактуры предмета на ощупь без предварительного осмотра (пример — бутылка стеклянная, шар деревянный, квадрат металлический);
VII этап — различение предметов одинаковой формы и фактуры по величине на ощупь (пример: даются деревянные палочки разной величины с разницей в 2—3 см, ребенок должен найти самую большую, меньшую и совсем маленькую).