I этап (0—1,5 мес). Первый крик новорожденного появляется сразу при рождении, являясь рефлекторным актом. Новорожденный реагирует на свет поворотом глаз и головы к источнику света. Нет еще зрительного и слухового сосредоточения, отсутствует и локализация звука в пространстве. Очень рано у него появляются начальные формы ориентировочного рефлекса. На любой внешний раздражитель (оптический, звуковой, тактильный) в первые дни жизни ребенок отвечает реакцией обездвижения, «замирания», так называемый рефлекс «схватывания новизны» (С. Д. Мелешко, 1970).
Рефлексы орального автоматизма: ладонно-рото-головной (до 6 нед.), губной, хоботковый (до 6 нед. в норме), поисковый (до 3 мес. в норме), сосательный (до 1 года в норме), глотательный.
Во время сосания ребенок затормаживает все другие движения, а внешние раздражители не отвлекают его, а, наоборот, усиливают активность сосания. С 3-недельного возраста у ребенка появляется улыбка, отражающая состояние общего соматического комфорта.
II этап (1,5—3 мес). С этого возраста начинают постепенно ослабевать и гаснуть некоторые рефлексы орального автоматизма (поисковый, хоботковый, ладонно-рото-головной),
В возрасте 2—3 нед. возникает зрительное сосредоточение, которое сначала длится 2—5 сек, а к концу 1-го мес. длительность фиксации достигает 1—1,5 мин. У детей 2—3 мес. длительность фиксации взглядом достигает 10—20 мин. (М. Ю. Кистяковская, 1970).
С первой половины 2-го мес. формируются все сложные движения глаз: фиксация, конвергенция, слежение, оформляется бинокулярное зрение.
Появляются эмоциональные реакции как положительные, так и отрицательные: ребенок улыбается, успокаивается на руках, плачет при укладывании в кровать.
Первые (безусловнорефлекторные) голосовые реакции (крик, плач, кряхтение) приобретают определенное коммуникативное значение. Впервые появляются отчетливые голосовые модуляции (радость, повизгивание, хныкание).
К концу этого этапа доречевого развития зрительное внимание совершенствуется. Ребенок начинает прослеживать во всех плоскостях (вертикально, горизонтально), а также по кругу, с запрокидыванием головки назад (при прослеживании за человеком, ходящим вокруг кровати). Во 2-й период (к 3 мес.) начинает формироваться слуховое внимание. Ребенок хорошо сосредоточивается на звуке, голосе, поворачивает голову на голос. В этот период появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. При этом подражательные движения губами, языком, мимической мускулатурой сопровождаются хаотическими движениями рук и ног. Это начало развития «комплекса оживления». В этот период в спокойном состоянии ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки, которые можно вызвать и по подражанию. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они обычно очень тихо, часто с закрытым ртом (Е. М. Мастюкова, 1972, 1978).
Значительные сдвиги происходят в двигательном развитии. Ребенок хорошо удерживает голову в положении на животе. Удерживает до 2—3 сек вложенную в руку игрушку. Вскидывает руки при оживлении, рассматривает их, приближает руки ко рту, начинает сосать кулаки. К концу 3-го мес. удерживает игрушку до 10 сек, тянет ее в рот. Возникают ощупывающие движения, движения рук к глазам, носу. Происходит от дифференцирование движений пальцев от движений руки. Начинает сближать руки над грудью. Подвешенную над грудью игрушку — кольцо — может захватывать и отпускать, стремится к повторению действия. К концу 3-го мес у ребенка появляется гуление — напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию.
Процесс кормления: ребенок хорошо и сильно сосет, может пить с ложечки. В этот период ребенок легко отвлекается во время сосания на любой внешний раздражитель (оптический, звуковой). Этот период характеризуется становлением и развитием ориентировочных реакций.
III этап (3—4,5 мес). Это период «истинного гуления»: в ответ на положительные эмоциональные раздражители ребенок начинает гулить. Во время «комплекса оживления» одновременно с гулением появляется и первый смех (повизгивания, радостные возгласы). Звуки гуления отличаются разнообразием с преобладанием сочетания гортанных и гласных звуков (гу, ге, ха). Но уже с 3,5 мес. гуление возникает у ребенка спонтанно, без всякой эмоциональной стимуляции со стороны взрослого и не в период «комплекса оживления». Гуление ребенка этого возраста характеризуется тем, что он притормаживает все свои движения и прислушивается к собственному голосу. В этот период образуются первые условные связи между слуховыми и артикулярными образами произносимых звуков. У ребенка формируется подражание собственным звукам. Звуки становятся продолжительными, певучими, появляются губные звуки в сочетании с гласными (на, 6а), интонационная вариабельность. Интенсивно развивается сенсорное восприятие, которое начинает приобретать активный познавательный характер. Появляются зрительные и слуховые дифференцировки (узнает мать, замечает изменения лица, узнает голос матери). Выраженное речевое внимание соответствует I уровню понимания речи (3—6 мес, см. «Уровни понимания речи», разработанные Р. Б. Левиной).
Значительно увеличивается расстояние фиксируемого оптического раздражителя. При показе игрушки или предмета взгляд ребенка как бы ощупывает предмет, скользит по нему, рассматривая его весь. Происходит изменение и в пищевых реакциях. Исчезают рефлексы орального автоматизма (хоботковый, поисковый, ладонно-рото-головной). Сосательные движения возникают теперь только при виде груди, бутылочки.
В предыдущий период взгляд следовал за движением рук, а на III этапе взгляд ребенка направляет его руку, то есть происходит соединение поля зрения и поля действия. Так идет формирование зрительно-моторной координации.
Следующей ступенью в развитии зрительно-моторной координации является одновременное направление руки к объекту в сочетании с приведением в определенное положение кисти и пальцев при виде предметов.
Усовершенствование зрительно-моторной координации происходит в направлении быстрейшей реализации акта хватания, расширения сферы его приложения (Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, 1962), начинают преобладать односторонние движения.
IV этап (5—12 мес. — период лепета). К этому времени звуковая активность ребенка выражается в гулении, которое чаще всего состоит из гласных в сочетании с переднеязычными согласными звуками. К 5 мес. эти звуки постепенно закрепляются благодаря самоподражанию. Дальнейшее их закрепление происходит при подражании речи других. В лепете участвует артикуляция с включением мышц языка и происходит соединение отдельных артикуляционных движений в линейную последовательность (Е. М. Мастюкова, 1973).
М. И. Аствацатуров (1939) объясняет преобладание в лепете гласных а, э тем, что они наиболее легки для произнесения, так как воспроизводятся не с помощью специальных сокращений мускулатуры, а требуют лишь раскрытия рта и вибрации голосовых связок. Для произнесения губных и переднеязычных согласных ребенок также располагает готовым механизмом — мышцами, участвующими в акте сосания. Звуки п, ф реализуются у спящего ребенка при пассивном выдыхании, когда выдыхаемый воздух отчасти прорывается через рот, механически раздвигая губы (И. А. Сикорский, 1899). В возрасте 6 мес. начинают появляться речевые шумы (губные, гортанные, язычные звуки), которые постепенно дифференцируются в фонемы (Н. И. Красногорский, 1952).
Речевые рефлексы (условные) у ребенка при нормальном общении образуются на базе подражания и упрочиваются путем рефлекторного повторения — физиологической эхолалии (И. А. Сикорокий).
Многократные кинестетические афферентации, соответствующие артикулированию звуков лепета, постепенно упрочиваются и в сочетание со слуховой афферентацией воспринимаемых звуков способствуют тому, что звуки лепета постепенно формируются в элементарные временные связи, которые укладываются в определенные сложные комплексы, одновременные и последовательные — симультанные и сукцессивные (Л. А. Орбели, 1948).
В период лепета у ребенка совершенствуется общая моторика и моторика рук, развиваются предметные целевые действия, которые характеризуются тенденцией к повторению. После 5 мес. формируются зрительные дифференцировки (ребенок узнает свою мать). К этому времени появляются и четкие слуховые дифференцировки — узнавание голоса матери, различение его тона. Ребенок прислушивается к обращенной речи, смотря на рот говорящего, и начинает издавать звуки. В процессе такого элементарного речевого общения с ребенком большое значение имеет неоднократное зрительное подкрепление повторно называемого предмета, что способствует упрочению понимания словесного обозначения предмета. Уже к 7—8 мес. при правильном воспитании ребенок начинает устанавливать связь некоторых слов с определенными предметами или действиями, то есть возникает первичное понимание речи.
Ребенок понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «дай ручку», «где папа», «нельзя», «ладушки» и т. п. Это соответствует II уровню понимания обращенной речи — 6—10 мес. (Р. Е. Левина, 1972). К концу года ребенок начинает понимать названия отдельных предметов, игрушек, действий в конкретной ситуации. Эмоции ребенка становятся дифференцированными, он стремится к эмоционально-речевому контакту, появляется большой интерес к игрушкам, ко всему окружающему. Начинают усложняться и предметные действия.
Действия направлены на определенный результат, связанный с изменением объекта (звучание, движение). В это время появляются любимые игрушки. Ребенок выпускает из рук один предмет, захватывает другой, рассматривает и т. д.
В 7 мес. ребенок манипулирует предметами без помощи взрослого. Развивается подражательная способность, в действия включается память (Р. Я. Лехтман-Абрамович, 1960).