Содержание
Л.А.Данилова. Система психолого- логопедических упражнений при реабилитации детей с церебральным параличем…………………………………………………………………………1
Н.М.Махмудова. У.К.Курбанов, О.А.Стерник. Клиника детского церебрального паралича……………………………………………………………………………………………4
Четыре уровня доречевого развития детей с ДЦП………………………………………………9
К.А.Семенова. Н.М.Махмудова. Предречевое развитие и особенности его нарушений в ранней стадии детского церебрального паралича………………………………………………20
М.В.Ипполитова. Р.Д.Бабенкова, Е.Н.Мастюкова. Особенности психического развития детей с церебральным параличом и общие принципы их воспитания в семье………………......….59
А.Куссмауль. О дизартрии……………………………………………………………………..….73
М.Е.Хватцев. Классификация косноязычия………………………………………………….….76
К.А.Семенова. Е.М.Мастюкова, М.Я.Смуглин. Дизартрии………………………………….…77
К.А.Семенова. Речевые устройства у детей с церебральными параличами…………………...88
|
|
Е.Ф.Архипова. Логопедический массаж……………………………………………………….....95
А.Дуплинская. О речевом дыхании детей с дизартрией………………………..…………….….98
Н.И.Сухонина. Развитие связной речи в системе профилактике нарушений письменной речи у детей со стертой дизартрией……………………………………………………….………….105
И.Н.Самаль. Особенности развития двигательных функций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией……………………………………………………………………………110
А.Л.Позднякова. Развитие восприятия мелодического оформления высказываний дошкольниками со стертой дизартрией………………………………………………………...114
Л.В.Лопатина. К вопросу о структуре фонетико-фонематического дефекта у дошкольников со стертой дизартрией……………………………………………………………………...…….120
Н.И.Сухонина. Подготовка руки к письму у детей со стертой псевдобульбарной дизартрией……………………………………………………………………………..………….119
Л.А.Позднякова. Логопедическая работа по формирования интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией………………………………………………...…..126
Т.С.Овчинникова. Развитие общей артикуляторной моторики у дошкольников со стертой дизартрией………………………………………………………………………………...………131
И.А.Смирнова. Логопедическая работа с дошкольниками с дизартрией……….…………….135
Л. А. Данилова
Система психолого-логопедических
Упражнений при реабилитации детей с церебральным параличом
|
|
Восстановительные мероприятия у детей
Ясельного возраста
<...> Первый год жизни. У новорожденного необходимо развивать сенсорные процессы (зрительные, слуховые, осязательные).
Ребенка приучают внимательно всматриваться в лицо разговаривающего с ним, следить за красочными, блестящими игрушками. С 1-го месяца ребенка учат фиксировать взглядом неподвижные предметы и следить за их движением. Желательно, чтобы мать, педагог, медсестра, логопед были одеты в однотонные, но яркие платья. У малыша необходимо развивать умение прислушиваться к звукам речи, пению, звучанию игрушки. Период бодрствования рекомендуется после кормления. При выявлении парезов в мимической мускулатуре следует проводить соответствующий массаж поглаживанием, особенно во время купаний, временами приподнимать опущенный угол рта. С первых же дней мать должна подобрать для новорожденного в период кормления наиболее удобную для него позу и так регулировать процесс сосания, чтобы захлебывание пищей сводилось к минимуму.
На 4-м месяце детей учат различать «своих» и «чужих», поворачивать голову на звук погремушки, на голос зовущего, невидимого для ребенка. Необходимо с ним постоянно разговаривать, поддерживать гуление, лепет, а также голосовые реакции и совместно с ним петь гласные звуки «ааа»... Привлекать внимание ребенка нужно, находясь на стороне пораженных конечностей.
Следят, симметрично ли участвуют обе половины лица в плаче, смехе и еде, при асимметрии производят соответствующий массаж (поглаживание) парализованных мышц по нескольку раз в день.
Общение со взрослыми должно все время создавать радостное настроение у ребенка и вызывать двигательные и голосовые реакции. Его приучают находить взглядом тот или иной предмет, учат отыскивать игрушку или предмет, находящийся на обычном месте (в 7 мес. — «где кукла?», «где часы?»). На этом этапе происходит обучение игровым движениям («ладушки»), делал ручкой «до свидания», «здравствуй», при этом воспитатель все время включает в игру больную ручку.
С 6 месяцев интенсивно развивается пассивный словарь ребенка, его учат показывать части тела, одежды, мебель, предметы домашнего обихода. Особое внимание обращают на пораженные конечности, вкладывают игрушку в больную руку, заставляют этой рукой толкать и двигать игрушку, это движение должно формироваться сопряженно с действиями руки воспитателя.
В возрасте от 9 до 12 месяцев продолжаются занятия по развитию пассивного словаря. Малышей учат различать имена взрослых, название частей тела, одежды, игрушек, приучают выполнять простые просьбы: открывать и закрывать коробочку, вкладывать туда игрушку, собирать и разбирать матрешку. Продолжают упражнения по развитию голосовых реакций. Ребенка учат имитировать гудок паровоза, мычание коровы. В этот период надо интенсивно развивать дыхание: учить дуть на пламя свечи, на ватку, пушинки, на полоски разноцветной папиросной бумаги, укрепленные на перилах кроватки перед глазами ребенка. Если малыш в этот период из-за своего заболевания еще не сидит, то часы бодрствования он должен обязательно проводить в специально сконструированном для него стуле, к которому прикрепляется откидной столик.
Второй год жизни. Продолжают занятия по развитию импрессивной речи (пассивного словаря). Ребенку детализируют названия одежды, мебели, посуды, некоторых животных и растений. В пассивном и активном словаре появляются обобщающие понятия (одежда, мебель, животные, игрушки).
Учат подбирать по подобию два основных цвета, различать и подбирать по подобию резко контрастные формы: шар, кубик, кирпич. В этот период малыш начинает разбирать и собирать пирамидку. Развиваются пространственные представления, начинает формироваться конструктивная деятельность, идет строительство из кирпичиков — ворота, паровозик, лестница, мебель. Конструирование рекомендуется проводить из ярких кирпичиков, в основном должен доминировать желтый, оранжевый, зеленый и красный цвета. Игры по развитию дыхания приобретают разнообразный характер: надувание резиновых игрушек, шаров, пускание мыльных пузырей. Кроме того, развивается звукоподражание крикам животных и птиц.
|
|
Существенным моментом для развития познавательной активности и подготовки к звукопроизношению являются игры с элементами театрализации. Приводим некоторые варианты таких игр: кормление куклы, укладывание ее спать, звукоподражание петушку, собачке, птичке, утке, чтение потешек. Для развития способности к обобщению используют выбор игрушки (из 3—5) и подбор парных картинок.
В процессе ручной деятельности необходимо следить за тем, чтобы ребенок пользовался обеими руками: как здоровой, так и пораженной. Для обогащения его словаря взрослым следует облекать в словесную форму все действия и движения ребенка.
Третий год жизни. Продолжается развитие способности детей понимать речь окружающих. Ребенка учат узнавать на картинках домашних животных и их детенышей, наблюдать птиц, знать их названия и кормить их, а также различать и правильно называть растения, некоторые овощи (морковь, огурец, помидор), фрукты (яблоко, груша, апельсин и т. д.).
На этом этапе жизни малыши постигают довольно сложные дифференцировки, они определяют по внешнему виду и называют несколько видов транспорта (автомобили легковые, грузовые, автобусы, трамвай, троллейбус, сани), дифференцируют детали (кабина, руль, колесо, окно, дверь).
В играх значительно возрастают элементы драматизации и, кроме того, увеличивается удельный вес ручных действий (проводятся игры: «кукла убирает комнату», «выкупаем куклу», «кто что ест»).
Воспитатель подбирает игры, способствующие формированию познавательной деятельности:
|
|
а) для развития зрительного восприятия цвета и формы — предметное лото, перекладывание цветных шаров (красные, синие, желтые, зеленые), «волшебный мешочек»;
б) для формирования количественных представлений — много — мало, много — один;
в) для определения величины и толщины — большие и маленькие (посуда, животные, кубики);
г) для развития пространственных представлений и внимания — «сделай, как было», подбор парных картинок, разрезные картинки (составление целого из 2 частей), нанизывание колец на шнурок, продевание шнурка в дырочки на картоне.
Особое внимание следует обратить на употребление глаголов, подобрать упражнения на дифференцировку совершенного и несовершенного вида.
Четвертый год жизни. Дети учатся правильно называть предметы обстановки, вещи личного обихода. В четыре года ребенок должен уметь определять и соответственно называть качества предметов, овощей, ягод (цвет, форма, вкус, величина).
В этом возрасте идет дифференцировка некоторых пространственных и временных представлений и появляются слова, обобщающие эти понятия: «сегодня», «завтра», «здесь», «там»,«вверху», «внизу»,«близко», «далеко». Одновременно формируются представления о предложных отношениях. С малышами проводятся занятия по выполнению действий, связанных с пониманием предлогов «в», «на», «под». Фиксируют внимание на временной последовательности, периоды суток связываются с определенными режимными моментами: утро — завтрак; день — обед, игры, прогулки; вечер — ужин; ночь — сон.
На этом этапе интенсивно развиваются ручные действия: детям дают заводные игрушки, учат собирать башенку из 5— 6 колец, раскладывать отдельно большие и маленькие шарики, собирать разнообразные матрешки, коробочки, шары, сначала из 3—4, потом из 5—6 частей. Ребенок должен уметь складывать целое из 4 частей (кубики, разрезные картинки) и уметь считать до 2—3. Учат различать и называть существенные детали некоторых предметов: у стула — ножки, спинка, сидение; у платья — рукава, воротник; у рубашки — воротник, рукава, застежки. Дети должны определять по величине, назначению и названию некоторые сходные предметы: тарелка глубокая, мелкая; столовая и чайная ложка; чашка, стакан; стул, табуретка, кресло; ботинки, туфли, валенки, боты, галоши. Обучают дифференцировать и называть правильно целый ряд пространственных понятий: широкий — узкий, низкий — высокий, длинный — короткий, а также временных: периоды суток — утро, вечер, ночь. В этом возрасте малыш должен знать возраст, имя, фамилию, адрес.
Развитие восприятия формы и пространственных представлений сочетается с ручными действиями (рисование, лепка шарика, клубочка, баранок, ягодок и т. д.).
Система занятий с детьми