Система занятий с детьми

Содержание

 

Л.А.Данилова. Система психолого- логопедических упражнений при реабилитации детей с церебральным параличем…………………………………………………………………………1

 

Н.М.Махмудова. У.К.Курбанов, О.А.Стерник. Клиника детского церебрального паралича……………………………………………………………………………………………4

 

Четыре уровня доречевого развития детей с ДЦП………………………………………………9

 

К.А.Семенова. Н.М.Махмудова. Предречевое развитие и особенности его нарушений в ранней стадии детского церебрального паралича………………………………………………20

 

М.В.Ипполитова. Р.Д.Бабенкова, Е.Н.Мастюкова. Особенности психического развития детей с церебральным параличом и общие принципы их воспитания в семье………………......….59

 

А.Куссмауль. О дизартрии……………………………………………………………………..….73

 

М.Е.Хватцев. Классификация косноязычия………………………………………………….….76

 

К.А.Семенова. Е.М.Мастюкова, М.Я.Смуглин. Дизартрии………………………………….…77

 

К.А.Семенова. Речевые устройства у детей с церебральными параличами…………………...88

 

Е.Ф.Архипова. Логопедический массаж……………………………………………………….....95

 

А.Дуплинская. О речевом дыхании детей с дизартрией………………………..…………….….98

 

Н.И.Сухонина. Развитие связной речи в системе профилактике нарушений письменной речи у детей со стертой дизартрией……………………………………………………….………….105

 

И.Н.Самаль. Особенности развития двигательных функций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией……………………………………………………………………………110

 

А.Л.Позднякова. Развитие восприятия мелодического оформления высказываний дошкольниками со стертой дизартрией………………………………………………………...114

 

Л.В.Лопатина. К вопросу о структуре фонетико-фонематического дефекта у дошкольников со стертой дизартрией……………………………………………………………………...…….120

 

Н.И.Сухонина. Подготовка руки к письму у детей со стертой псевдобульбарной дизартрией……………………………………………………………………………..………….119

 

Л.А.Позднякова. Логопедическая работа по формирования интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией………………………………………………...…..126

 

Т.С.Овчинникова. Развитие общей артикуляторной моторики у дошкольников со стертой дизартрией………………………………………………………………………………...………131

 

И.А.Смирнова. Логопедическая работа с дошкольниками с дизартрией……….…………….135

Л. А. Данилова

Система психолого-логопедических

Упражнений при реабилитации детей с церебральным параличом

Восстановительные мероприятия у детей

Ясельного возраста

<...> Первый год жизни. У новорожденного необ­ходимо развивать сенсорные процессы (зрительные, слухо­вые, осязательные).

Ребенка приучают внимательно всматриваться в лицо раз­говаривающего с ним, следить за красочными, блестящими игрушками. С 1-го месяца ребенка учат фиксировать взгля­дом неподвижные предметы и следить за их движением. Же­лательно, чтобы мать, педагог, медсестра, логопед были оде­ты в однотонные, но яркие платья. У малыша необходимо развивать умение прислушиваться к звукам речи, пению, звучанию игрушки. Период бодрствования рекомендуется после кормления. При выявлении парезов в мимической мус­кулатуре следует проводить соответствующий массаж погла­живанием, особенно во время купаний, временами припод­нимать опущенный угол рта. С первых же дней мать должна подобрать для новорожденного в период кормления наибо­лее удобную для него позу и так регулировать процесс соса­ния, чтобы захлебывание пищей сводилось к минимуму.

На 4-м месяце детей учат различать «своих» и «чужих», поворачивать голову на звук погремушки, на голос зовуще­го, невидимого для ребенка. Необходимо с ним постоянно разговаривать, поддерживать гуление, лепет, а также голо­совые реакции и совместно с ним петь гласные звуки «ааа»... Привлекать внимание ребенка нужно, находясь на стороне пораженных конечностей.

Следят, симметрично ли участвуют обе половины лица в плаче, смехе и еде, при асимметрии производят соответствующий массаж (поглаживание) парализованных мышц по нескольку раз в день.

Общение со взрослыми должно все время создавать радос­тное настроение у ребенка и вызывать двигательные и голо­совые реакции. Его приучают находить взглядом тот или иной предмет, учат отыскивать игрушку или предмет, находящий­ся на обычном месте (в 7 мес. — «где кукла?», «где часы?»). На этом этапе происходит обучение игровым движениям («ла­душки»), делал ручкой «до свидания», «здравствуй», при этом воспитатель все время включает в игру больную ручку.

С 6 месяцев интенсивно развивается пассивный словарь ребенка, его учат показывать части тела, одежды, мебель, предметы домашнего обихода. Особое внимание обращают на пораженные конечности, вкладывают игрушку в больную руку, заставляют этой рукой толкать и двигать игрушку, это движение должно формироваться сопряженно с действиями руки воспитателя.

В возрасте от 9 до 12 месяцев продолжаются занятия по развитию пассивного словаря. Малышей учат разли­чать имена взрослых, название частей тела, одежды, иг­рушек, приучают выполнять простые просьбы: открывать и закрывать коробочку, вкладывать туда игрушку, соби­рать и разбирать матрешку. Продолжают упражнения по развитию голосовых реакций. Ребенка учат имитировать гудок паровоза, мычание коровы. В этот период надо ин­тенсивно развивать дыхание: учить дуть на пламя свечи, на ватку, пушинки, на полоски разноцветной папиросной бумаги, укрепленные на перилах кроватки перед глазами ребенка. Если малыш в этот период из-за своего заболева­ния еще не сидит, то часы бодрствования он должен обя­зательно проводить в специально сконструированном для него стуле, к которому прикрепляется откидной столик.

Второй год жизни. Продолжают занятия по разви­тию импрессивной речи (пассивного словаря). Ребенку де­тализируют названия одежды, мебели, посуды, некоторых животных и растений. В пассивном и активном словаре по­являются обобщающие понятия (одежда, мебель, животные, игрушки).

Учат подбирать по подобию два основных цвета, разли­чать и подбирать по подобию резко контрастные формы: шар, кубик, кирпич. В этот период малыш начинает разбирать и собирать пирамидку. Развиваются пространственные пред­ставления, начинает формироваться конструктивная дея­тельность, идет строительство из кирпичиков — ворота, па­ровозик, лестница, мебель. Конструирование рекомендуется проводить из ярких кирпичиков, в основном должен доми­нировать желтый, оранжевый, зеленый и красный цвета. Игры по развитию дыхания приобретают разнообразный характер: надувание резиновых игрушек, шаров, пускание мыльных пузырей. Кроме того, развивается звукоподража­ние крикам животных и птиц.

Существенным моментом для развития познавательной активности и подготовки к звукопроизношению являются игры с элементами театрализации. Приводим некоторые ва­рианты таких игр: кормление куклы, укладывание ее спать, звукоподражание петушку, собачке, птичке, утке, чтение потешек. Для развития способности к обобщению использу­ют выбор игрушки (из 3—5) и подбор парных картинок.

В процессе ручной деятельности необходимо следить за тем, чтобы ребенок пользовался обеими руками: как здоро­вой, так и пораженной. Для обогащения его словаря взрос­лым следует облекать в словесную форму все действия и дви­жения ребенка.

Третий год жизни. Продолжается развитие способ­ности детей понимать речь окружающих. Ребенка учат уз­навать на картинках домашних животных и их детенышей, наблюдать птиц, знать их названия и кормить их, а также различать и правильно называть растения, некоторые ово­щи (морковь, огурец, помидор), фрукты (яблоко, груша, апельсин и т. д.).

На этом этапе жизни малыши постигают довольно слож­ные дифференцировки, они определяют по внешнему виду и называют несколько видов транспорта (автомобили лег­ковые, грузовые, автобусы, трамвай, троллейбус, сани), дифференцируют детали (кабина, руль, колесо, окно, дверь).

В играх значительно возрастают элементы драматизации и, кроме того, увеличивается удельный вес ручных действий (проводятся игры: «кукла убирает комнату», «выкупаем куклу», «кто что ест»).

Воспитатель подбирает игры, способствующие формиро­ванию познавательной деятельности:

а) для развития зрительного восприятия цвета и формы — предметное лото, перекладывание цветных шаров (крас­ные, синие, желтые, зеленые), «волшебный мешочек»;

б) для формирования количественных представлений — много — мало, много — один;

в) для определения величины и толщины — большие и маленькие (посуда, животные, кубики);

г) для развития пространственных представлений и вни­мания — «сделай, как было», подбор парных картинок, раз­резные картинки (составление целого из 2 частей), нанизы­вание колец на шнурок, продевание шнурка в дырочки на картоне.

Особое внимание следует обратить на употребление гла­голов, подобрать упражнения на дифференцировку совер­шенного и несовершенного вида.

Четвертый год жизни. Дети учатся правильно на­зывать предметы обстановки, вещи личного обихода. В че­тыре года ребенок должен уметь определять и соответствен­но называть качества предметов, овощей, ягод (цвет, форма, вкус, величина).

В этом возрасте идет дифференцировка некоторых про­странственных и временных представлений и появляются слова, обобщающие эти понятия: «сегодня», «завтра», «здесь», «там»,«вверху», «внизу»,«близко», «далеко». Од­новременно формируются представления о предложных от­ношениях. С малышами проводятся занятия по выполнению действий, связанных с пониманием предлогов «в», «на», «под». Фиксируют внимание на временной последователь­ности, периоды суток связываются с определенными режим­ными моментами: утро — завтрак; день — обед, игры, про­гулки; вечер — ужин; ночь — сон.

На этом этапе интенсивно развиваются ручные действия: детям дают заводные игрушки, учат собирать башенку из 5— 6 колец, раскладывать отдельно большие и маленькие шари­ки, собирать разнообразные матрешки, коробочки, шары, сна­чала из 3—4, потом из 5—6 частей. Ребенок должен уметь складывать целое из 4 частей (кубики, разрезные картинки) и уметь считать до 2—3. Учат различать и называть существенные детали некоторых предметов: у стула — ножки, спинка, сидение; у платья — рукава, воротник; у рубашки — ворот­ник, рукава, застежки. Дети должны определять по величи­не, назначению и названию некоторые сходные предметы: тарелка глубокая, мелкая; столовая и чайная ложка; чашка, стакан; стул, табуретка, кресло; ботинки, туфли, валенки, боты, галоши. Обучают дифференцировать и называть пра­вильно целый ряд пространственных понятий: широкий — узкий, низкий — высокий, длинный — короткий, а также временных: периоды суток — утро, вечер, ночь. В этом возра­сте малыш должен знать возраст, имя, фамилию, адрес.

Развитие восприятия формы и пространственных пред­ставлений сочетается с ручными действиями (рисование, лепка шарика, клубочка, баранок, ягодок и т. д.).

 

 

Система занятий с детьми


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: