Изучение данных онтогенеза детской речи показывает, что восприятие, а затем воспроизведение повествовательных высказываний формируется раньше, чем высказываний других коммуникативных типов. Эти факты свидетельствуют в пользу выбора модели завершенного повествования как отправной точки развития восприятия и опознания интонационных структур в импрессивной речи.
На начальных этапах для восприятия предъявляются предложения, соответствующие интонационной конструкции ИК-1 (по классификации Е.А. Брызгуновой) с понижением основного тона к концу высказывания. При восприятии мелодических рисунков повествовательных высказываний широко используется опора на семантику слов, их составляющих, и возникающие ассоциации, на графическое изображение.
В процессе обучения детям предлагается прослушать предложение с интонацией законченного повествования и определить коммуникативную направленность высказывания (вопрос или сообщение). Затем демонстрируется картинка с симнолическим изображением (например, с изображением горки, по которой дети съезжают на санках). Произносится, например, предложение: «Дети спускаются с горки». Уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, то говорим спокойно, понижая голос к концу предложения».
Эффективным приемом является использование ассоциации со «спуском» с невысокой горки. Поддержание одинаковой высоты голоса и небольшое его понижение к концу предложения сопровождается предложением (например: «Мама пришла»). Выполняется соответствующее движение руки и предъявляется
графическое изображение:
Для закрепления полученных знаний о повествовательной интонации детей знакомят со знаками препинания. Логопед объясняет, что на письме в конце таких предложений ставится точка. Затем демонстрируется карточка с соответствующим знаком. Усвоить этот термин помогает стихотворение о точке:
Точка загораживает путь.
Предлагает отдохнуть.
(А. Шибаев)
Другое интонационное оформление используется для реализации завершенного повествовательного высказывания с логическим выделением заданного слова
(ИК-2). Предударная часть интонационной конструкции произносится на обычном среднем тоне говорящего или с незначительным повышением. Заударная часть —
с понижением тона. Ударная часть характеризуется усилением словесного ударения по отношению к другим словам интонационной конструкции (Брызгунова Е.А., 1978).
Для развития восприятия и опознания таких высказываний логопед с помощью воспитателя организует ситуацию общения, в которой используются повествовательные высказывания со значением уточнения.
- Маша пришла.
- Кто пришел? Я не поняла.
- Маша пришла.
Затем логопед спрашивает детей, понятно ли было по голосу, кто пришел. Обобщая наблюдения, логопед объясняет: «Чтобы уточнить в ответе непонятное, надо выделить голосом в предложении то, о чем спрашивается. Для этого «главное» слово в предложении произносится громче других, с повышением голоса. К концу предложения голос понижается. Произнесение высказываний сопровождается
соответствующим движением руки, демонстрируется графическая опорная модель:
Например:
Параллельно с развитием восприятия мелодики повествовательных высказываний осуществляется работа по формированию первичных представлений о фразовом ударении. Она положительно влияет на способность детей определять коммуникативный тип высказывания и смысловые отношения внутри фразы. Коррекционно - логопедическое воздействие осуществляется в процессе восприятия детьми двусоставных высказываний, например:
Чашка разбилась. Наступила весна. Гости пришли.
В беседе выясняется, какое слово выделено голосом. После этого дошкольников знакомят со схемой двусоставного предложения с акцентированным выделением слова, на которое падает фразовое ударение:
Детей обучают зарисовывать схемы предложения, отражающие
местоположение акцентированного слова; подбирать схемы, отражающие
местоположение фразового ударения в высказывании.
Для закрепления навыков выделения из текста повествовательных предложений дети поднимают карточки с изображением точки; выкладывают фишки; записывают точки, соответствующие количеству повествовательных предложений в услышанном тексте.