Средствами ее выражения и способамиобозначения

В соответствии с данными онтогенеза детской речи методика логопедической работы предполагает освещение общего, а затем специального вопроса (о знакомстве с предложения ми с вопросительным словом).

Коррекционное обучение рекомендуется проводить в естественной ситуации общения с использованием вопросно-ответной формы речи. Логопед предлагает дошкольникам прослушать предложения. Если среди них будут вопросы, детям нужно на них ответить либо подать условный сигнал (поднять флажок, сделать хлопок).

Например:

- Меня зовут Лариса Александровна. Тебя зовут Саша. Тебя зовут Ира. Тебя зовут Илья? (- Илья).

Затем с детьми обсуждаются особенности произнесения вопросительного предложения (ИК-3). С помощью соответствующего движения руки логопед передает значительное повышение голоса в интонационном центре.

После знакомства со средствами мелодического оформления общего вопроса детям показывают способ его обозначения на письме. Демонстрируется изображение вопросительного знака.

Далее переходят к заучиванию соответствующего стихотворения:

 

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

(А. Шибаев)

Мелодические изменения на протяжении вопросительного высказывания типа «Мама пришла?» сопровождается значительным подъемом тона в интонационном центре. Данные характеристики подкрепляются предъявлением соответствующих движений руки и графическим изображением:

Впоследствии дошкольникам предлагается прослушать тексты, содержащие высказывания двух коммуникативных типов (повествовательные и вопросительные). Дети выделяют среди них только вопросительные, обозначают вопросительные знаки соответственно количеству вопросительных высказываний, опознанных в тексте. Дошкольники прослушивают также пары высказываний с одинаковым составом словоформ, но отличающихся мелодическим оформлением, определяют среди них вопросительные.

Одновременно с формированием восприятия и опознания вопросительных высказываний (общий вопрос) проводится работа по развитию навыка определения местоположения логического ударения, перемещение которого существенно влияет на изменение мелодического рисунка вопросительного высказывания.

Логопед объясняет детям, что наиболее «важные» слова в предложении выделяются голосом: их произносят громче и немного медленнее, чем дру гие слова. Так как позиция логического ударения зависит от планируемого говорящим содержания высказывания, акцентированным может быть любое слово в предложении в зависимости от коммуникативного задания. Для демонстрации этого явления логопед интонационно выделяет в высказывании то или иное слово, что приводит к изменению смысла вопроса, и предлагает детям на него ответить, например:

А) - Саша пришел?

- Да, Саша пришел. (Нет, Саша сегодня не пришел.)

Б) - Саша пришел?

- Да, Саша пришел. (Нет, Саша сегодня не пришел.)

Внимание детей фиксируется на том, что с помощью увеличения силы, длительности произнесения можно выделить любое слово в предложении в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть. Положительный эффект достигается при включении в коррекционную работу заданий, направленных не столько на «механическое» выделение акцентированных слов, сколько на формирование у дошкольников понимания связи между смыслом высказывания и акцентуацией конкретного слова. С этой целью используются различные игры в естественной ситуации общения.

Совершенствование навыка определения местоположения логически выделенного слова осуществляется в процессе работы с распространенными предложениями. В качестве речевого материала используются пословицы и поговорки, в которых изменение позиции ударения влияет на изменение смысла высказывания. Детям предлагают проанализировать высказывания, выделить на схеме предложения место акцентированного слова во всех вариантах произнесения пословицы; подобрать верный вариант прочтения, отражающий ее смысл.

Работа по развитию восприятия и опознавания в речи специальных вопросов начинается со знакомства с вопросительными словами. Логопед читает детям стихотворение, акцентированно интонируя вопросительные слова:

Разные вопросы задаю я всем:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: