Где? Куда? Какая? Отчего?
О ком? Что? Кому? Который?
Чья? Каким? О чем?
(А. Тетивкин)
Затем в процессе беседы педагог объясняет, что в таких предложениях вопросительное слово может находиться в любом месте: в начале, в середине, в конце. При его произнесении происходит повышение голоса, затем голос понижается. По картинкам логопед составляет несколько предложений, сопровождая произнесение соответствующим движением руки, демонстрируются опорные модели голосоведения в специальных вопросах:
а) б)
Речевой образец: а) «Это какая книга?» б) «Где кукла?»
Для закрепления умения выделять в речи специальные вопросы детям предлагается прослушать рассказ. Он содержит наряду с такими высказываниями и повествовательные предложения. Далее дошкольники выделяют вопросы (поднимают карточки с соответствующим знаком).
Детям также предлагается: нарисовать столько вопросительных знаков, сколько вопросительных предложений они услышали в тексте; правильно ответить на заданный вопрос; прослушать текст, определить в нем вопросительные высказывания, ответить на вопросы; из вопросительных высказываний выделить только специальный вопрос; на схеме предложения отметить место вопросительного слова, обозначив его знаком вопроса.