Муниципальный этап республиканской олимпиады по русскому языку для учащихся с родным (нерусским) языком обучения

Класс

Ответы (86)

1. Укажите непарные звонкие согласные звуки, которые встречаются в данной пословице. Как вы понимаете значение пословицы? 13 + 2 (за объяснение смысла пословицы) = 15 баллов

В умной беседе ума набираешься, а в глупой – свой растеряешь.

Ответ: К непарным звонким согласным относятся [л, л’, н, н‘, м, м’, р, р’, j’]. В данном предложении встречаются: В у[м][н]о[й] беседе у[м]а [н]абира[j’]ешься, а в г[л]упо[й] – сво[й] [р]асте[р]я[j’]ешь – 13 звуков.

2. Как вы понимаете суждение о том, что «местоимения используются как средство межфразовой связи между предложениями в тексте». Приведите примеры, доказывающие вашу точку зрения. 10 баллов

Ответ: участники должны привести примеры, когда местоимения используются для замены имен существительных, прилагательных или числительных. Например: Сегодня хорошая погода. Такая погода продержится еще 2 дня; Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Он родился в 1799 году. и др. Важно показать роль местоимений в речи, когда они необходимы как слова-заместители вместо слов-названий.

3. Что нужно сделать, чтобы определить, входит ли - Н – в состав корня или является суффиксом в следующих словах: 8 баллов

Темный, зеленый, юный, печной, ручной, модный, синий.

Ответ: Все слова надо разобрать по составу, то есть выполнить морфемный разбор. В результате выполненного разбора можно будет сделать вывод, что в словах темный (темень), юный (юность), синий (синь), зеленый (зелень) – Н входит в состав корня, а в остальных словах печной (печь), ручной (рука), модный (мода) входит в состав суффикса.

4. Выделите в словах общий элемент и определите его значение: библиотека, картотека, аптека. Как называются данные слова? Составьте с ними предложения и запишите их. 6 баллов

Ответ: Общий элемент –тека, в переводе с греческого означает «вместилище, хранилище».

5. Прочитайте рассуждение ученика: «Слово приморский образовано от слова море, а сверхплановый – от слова план». Как вы считаете, ученик правильно рассуждает? 8 баллов

Ответ: Рассуждение неверное. Слово приморский образовано от производящей основы слова морской, а морской в свою очередь от слова море. Слово сверхплановый образовано от производящей основы слова плановый, а тот в свою очередь от слова план. Важно показать словообразовательный анализ.

 

6. Каждая часть речи имеет «свои» суффиксы. Например, - ова-/ -ева- – это суффиксы глагола: командовать, ночевать. А есть ли «свои» суффиксы у имен существительных? Если «да», то приведите по 1 примеру на каждый суффикс. По 1 баллу за пример с новым суффиксом=12 баллов

Ответ: имена существительные также имеют «свои «суффиксы. Например, –ость в словах молодость, юность и т.д.; -тель в словах учитель, читатель и др.

7. Найдите в каждой строке лишнее слово. Аргументируйте свой выбор.

4 балла

1) вокруг, благодаря, мимо, через (это предлоги; через – лишнее слово, потому что это непроизводный предлог; а все остальные производные предлоги).

2) либо, не только…но и, или, то…то (это сочинительные союзы; не только … но и – лишнее слово, потому что это соединительный союз, а все остальные разделительные).

8. Знакомо ли вам значение слова лексикограф? Кого называют лексикографом? Чем он занимается? 5 баллов

Ответ: лексикограф – это ученый, который занимается составлением словарей (собирает слова, систематизирует их и составляет различные словари). Известные лексикографы: В.И.Даль (Толковый словарь живого великорусского языка, 4 т.), С.И.Ожегов (Словарь русского языка, 1т.); Н.Ю.Шведова и С.И.Ожегов (Толковый словарь русского языка, 1т.) и др.

Дополнительно можно поощрить за информацию об известных лексикографах и об их словарях.

9. Сравните данные предложения. В чем их сходство и отличие? 6 баллов

Кто ни взглянет на Катино рукоделие, всякий залюбуется.

Не слышно ни звука.

Кругом ни души.

Ответ: сходство в том, что во всех трех предложениях есть частица ни. Однако в первом предложении частица ни употреблена в утвердительном значении (кто ни взглянет, т.е. многие смотрели), а во втором и третьем предложениях частица употреблена в значении отрицания. А во втором предложении даже усиление отрицания.

10. Прочитайте отрывок из стихотворения русского поэта Сергея Александровича Есенина. Представьте, что вы художник. Ваша задача изобразить то, что описано словами поэта. Напишите о том, какую картину вы бы хотели нарисовать. 12 баллов

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

Ответ: участники должны словесно описать, какую картину они себе воображают (представляют), прочитав предложенные стихотворные строчки.

УЧЕБНЫЙ ГОД


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow