УЧЕБНЫЙ ГОД
Муниципальный этап республиканской олимпиады по русскому языку для учащихся с родным (нерусским) языком обучения
Класс
Ответы (75 баллов)
1. Чем различается звуковой состав следующих слов: небо – нёбо, все – всё, сел – съел?
Ответ: н[‘э]бо – н [‘о]бо; вс[ ‘э]- вс [‘о]; с[‘э]л - с[j’э]л – 6 баллов
2. Запишите слова, данные в транскрипции. Сколько слов можно записать и почему? 8 баллов.
[прут]; [лук]; [рот]; [кот].
Ответ: пурт – пруд; лук – луг; рот – род; кот – код. Можно записать 8 слов. Это омофоны: слова с разными значениями, которые по-разному пишутся, но одинаково произносятся.
3. Выделите в словах общий элемент и определите его значение: бинокль и окулист. 4 балла
Ответ: общий элемент – окул (окуль) в переводе с латинского означает «глаз».
4. Одинаков ли суффикс в словах лесник и фокусник? Выполните словообразовательный анализ данных слов. 8 баллов.
Ответ: Лесник образован от производящей основы слова лесной при помощи суффикса –ик. Фокусник образован от производящей основы слова фокус при помощи суффикса –ник. Вывод: суффиксы разные: -ик и –ник.
|
|
5. О чем надо помнить и что следует знать, чтобы правильно употребить слова запасный, запасливый, запасной? Составьте с ними предложения и запишите их. 6 баллов + 3 балла за правильное употребление слова в предложении = 9 баллов
Ответ:
запасный – Если прилагательное обозначает имеющийся в запасе аварийный выход или дополнительный проездной путь, употребляется нетипичная для него форма запасный: запасный выход; запасный путь.
запасливый - предусмотрительно заготовляющий что-либо; любящий делать запасы (запасливый хозяин).
запасной – п рилагательное запасной имеет значение «заготовленный про запас» или «оставленный на случай нужды»: запасной гидрокостюм; запасной провиант; запасной строительный материал; В значении «не востребованный в настоящее время, но необходимый приопределенных обстоятельствах» также употребляется вариант запасной: запасной игрок; запасной план.
6. К данным определениям подберите соответствующие лингвистические термины. 8 баллов
Ответ: 1) гласные – это звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая каких-либо преград.
2) причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.
3) дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
4) местоимение – часть речи, которая не называет предмет, признак, количество, а только указывает на них.
7. Чем объяснить различное написание слов Орёл – «Орёл» - орел? О каких существительных идёт речь? Приведите свои примеры. 6 баллов + 2 балла за свой пример = 8 баллов
|
|
Ответ: Речь идет об именах собственных, которые всегда пишутся с прописной буквы (город Орёл, газета «Орёл»), и о нарицательных существительных, которые пишутся со строчной буквы (птица орёл). «Орёл» - пишем в кавычках, потому может быть наименованием (названием) чего-либо: газеты, предприятия и т.д.
8. Определите частеречную принадлежность слов два, двойной, двойка, удвоить. Составьте с ними предложения и запишите их. 4 балла = 4 балла за свои предложения = 8 баллов
Ответ: два– числ., двойной – прилаг., двойка – сущ., удвоить – глагол.
9. Найдите «четвёртое» лишнее слово. Обоснуйте свой выбор. 4 балла
1) пять, пятёрка, пятый, пятеро (обоснование: пятёрка – это имя сущ., а остальные слова – имена числит.)
2) очки, сливки, такси, сутки (обоснование: такси – несклоняемое имя сущ.. а остальные изменяются по падежам).
10. Прочитайте отрывок из стихотворения русского поэта XIX века Петра Андреевича Вяземского. Представьте, что вы художник. Ваша задача изобразить то, что описано словами поэта. Напишите о том, какую картину вы бы хотели нарисовать. 12 баллов
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт;
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.
Ответ: участники должны словесно описать то, какую картину они себе воображают, прочитав предложенные стихотворные строчки.
УЧЕБНЫЙ ГОД