8. В стихотворении Марины Цветаевой прилагательные употреблены в роли имен существительных. Это можно доказать следующим образом: например, слова богатый, ученый, румяный и т.д. отвечают на вопрос кто?, (им. п.), в предложении являются подлежащим; слова бедную, глупую и т.д. отвечают на вопрос кого? (вин.п.), в предложении являются дополнением.
Полушка – (историзм) старинная медная монета достоинством в четверть копейки: медная полушка; заплатить полушку денег.
Выразительные средства: антитеза; синтаксический параллелизм.
Итого: 5 баллов (2 балла за доказательство; 1 балл за толкование слова полушка; 2 балла за выразительные средства)
9. У меня – личное; все – определительное; я – личное; все – определительное; что – относительное в сложных предложениях; я – личное; от них – личное; они – личное; моему – притяжательное; кто – вопросительное; относительное в сложных предложениях; что – вопросительное; относительное в сложных предложениях.
Как, почему, когда, где – местоимения-наречия (в широком понимании местоимений)
|
|
Итого: 5,5 (по 0,5 б. за каждый правильный ответ; 2 балла дополнительно за местоимения-наречия
10. Участник олимпиады должен продемонстрировать умение перевоплощаться в выбранный предмет, передать его признаки, свойства, грамотно оформить свой текст рассказа.
Итого: 10 (+ 5) баллов (за умение перевоплощаться – 5 баллов; за грамотное оформление – 5 баллов; дополнительно 5 баллов за оригинальность)
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
УЧЕБНЫЙ ГОД
Муниципальный этап
Ответы к вопросам и заданиям для учащихся 11 классов
1. Произношение и правописание согласных звуков не совпадает в следующих словах: в сказке [ф скас]ке, моро[c], сала[с]ки. В этих словах происходит оглушение согласных.
Итого: 3 балла(по 1 баллу за правильный ответ)
2. Звук [ j ] имеется в следующих словах:
белеет, на письме обозначен буквой е;
одинокий, на письме обозначен буквой й;
далекой, на письме обозначен буквой й;
краю, на письме обозначен буквой ю.
Итого: 4 балла (по 1 баллу за правильный ответ)
3. Словообразовательная цепочка: ч ернильница - чернильный - чернила - чернить - черный.
Производящей основой для слова чернить является черн-ый.
Производящей основой для слова чернила является черни-ть
Производящей основой для слова чернильный является чернил-а
Производящей основой для слова чернильница является чернильн-ый
В слове черный не выделяется производящая основа, поскольку оно имеет непроизводную основу. Это слово стоит во главе словообразовтельной цепочки.
|
|
Итого:6 баллов (за восстановление словообразовательной цепочки – 2 балла; за выделение производящих основ – 4 балла)
4. Слово текущая в современном русском языке употребляется в значениях: 1) происходящий, имеющий место теперь, в данное, настоящее время; теперешний: Текущий момент. Текущий театральный сезон. 2) совершаемый каждый день, повседневный: Текущая работа.
Кроме того, текущая – это то, что течет в прямом и переносном значении (река, время, жизнь)