9. Данные пары слов называются омофонами (фонетическими омонимами) – словами, которые совпадают по звучанию, но различаются по написанию и значению.
Бал – балл, компания – кампания, посидеть – поседеть.
Аналогичные примеры: ожог-ожег; луг – лук; плот – плод, лез – лес, стог – сток, туш – тушь, гриб – грипп, полоскать – поласкать и др.
Итого: 2 +… (за объяснение 2 балла; за аналогичные примеры – по 1 баллу за пару)
10. Участник олимпиады должен продемонстрировать умение перевоплощаться в выбранный предмет, передать его признаки, свойства, грамотно оформить свой текст рассказа.
Итого: 10 (+ 5) баллов (за умение перевоплощаться – 5 баллов; за грамотное оформление – 5 баллов; дополнительно 5 баллов за оригинальность)
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
УЧЕБНЫЙ ГОД
Муниципальный этап
Ответы к вопросам и заданиям для учащихся 10 классов
1. В данных уравнениях представлены некоторые современные орфоэпические нормы.
Сочетание сж в начале слова произносится как [жж]. Например: сжать, сжечь.
|
|
Сочетание букв чн в некоторых словах произносится как [шн]. Например: конечно, нарочно, скучно, прачечная, Ильинична, скворечник и др.
Сочетание букв чт произносится как [шт]. Например: что, что-нибудь, что-то.
Сочетание гч произносится как [хч]. Например: мягче, легче.
Сочетание сд в начале слова произносится как [зд]. Например: сделать.
Буква о без ударения произносится как [а].Например: вода, поля, дома (мн. число).
Итого: 6 баллов (по 1 баллу за каждое уравнение и пример)
2. Звук [ j ] имеется в следующих словах:
прощай, на письме обозначен буквой й;
свободная, на письме обозначен буквой я;
стихия, на письме обозначен буквой я;
последний, на письме обозначен буквой й;
мной, на письме обозначен буквой й;
голубые, на письме обозначен буквой е;
гордою, на письме обозначен буквой ю;
красой, на письме обозначен буквой й;