[ ] и [ ], чтобы ().
III-й уровень. Творческое задание (1 задание – 20 баллов)
1.1. Напишите антирекламу (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем (0,5-0,75 страницы) (10 + 10=20 баллов)
ü Каким я представляю себе красивого человека?
ü Какое доброе дело я сделал в этом году?
IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)
Ø Образование – это дорога в будущее?
Ø Чем мечта отличается от цели?
Ø Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?
Ø Что важнее: сочувствие или реальная помощь?
Ø Важно ли быть верным слову?
Длительность ораторского выступления – 1,5 минуты.
P.S. Всего 100 баллов
Класс
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)
1. Укажите особенности разговорного стиля в стихотворении А.С. Пушкина «Любопытный» (6 баллов).
- Что ж нового? «Ей-богу, ничего».
- Эй, не хитри: ты, верно, что-то знаешь,
Не стыдно ли, от друга своего,
Как от врага, ты вечно все скрываешь.
Иль ты сердит: помилуй, брат, за что?
Не будь упрям: скажи ты мне хоть слово…
|
|
«Ох! Отвяжись, я знаю только то,
Что ты дурак, да это уж не ново».
Комментарий.
Разговорный стиль проявляется в следующих особенностях (6*1 б.=6 баллов):
Диалог.
Лексика, имеющая разговорную окраску: помилуй, дурак; глаголы повелительного наклонения - не хитри, отвяжись.
Экспрессивно-эмоциональная лексика: междометия – ей-богу, эй, ох.
Риторические обращения, вопросы, восклицания.
Порядок слов в предложении свободный.
Неполные предложения.
2. Отметьте строчку, в которой выделенные слова являются омонимами, а не многозначными словами (3 балла)
1. Лететь на самолете – лететь со стула
Глава правительства – глава книги Правильный ответ
3. Оборвать лепестки – оборвать спорщика
4. Отделение в концерте – отделение в пехоте
5. Мутная вода – мутное сознание
Комментарий: в отличие от многозначных слов, у омонимов нет общих сем (компонентов значения). В словарях омонимы представлены в разных словарных статьях.
3. Отметьте предложение, в котором есть частица (3 балла).
1. Самолет только что приземлился.
2. Как тебе это удалось?
3. Я вышел в путь, чуть занялась заря.
4. Уверяет, будто сам видел.
Еще вчера мы этого не знали.
Комментарий: Еще вчера мы этого не знали.
Еще – уточняющая частица. В остальных предложениях частиц нет.
4. Найдите тавтологию, исправьте предложения (6*1 =6 баллов).
1) Подбирая иллюстрации к книге, необходимо при их подборе учитывать их художественные особенности.
2) Не без труда нашим сотрудникам удалось решить эти сложные и трудные проблемы.
3) Следует отметить следующие особенности представленной на обсуждение курсовой работы.
|
|
4) В середине девяностых годов в нашей стране сложилась довольно сложная экономическая ситуация.
5) Перед своей смертью он написал завещание.
6) Незаконное присвоение государственного имущества карается законом.
5.Образуйте форму повелительного наклонения от приведённых глаголов (12*0,5= 6 баллов).
Лечь, ехать, стереть, класть, положить, вынуть, выйти, видеть, слышать, хотеть, мочь, гнить.
Комментарий.
Лечь – ляг. Ехать – езжай. Стереть – сотри. Класть – клади. Положить – положи. Вынуть – вынь.Выйти – выйди. Видеть – нет формы. Слышать – нет формы. Хотеть – нет формы. Мочь – нет формы. Гнить – нет формы.
6. Подберите номер примера, иллюстрирующего правило, которое диктует выбор формы родительного падежа, ослабляющего значение отрицания. Запишите соответствие, например, 1. – 3),7) (12*0,5= 6баллов).
1. | Наличие в предложении частицы «ни» или местоимения либо наречия, в составе которых имеется указательная частица. | 1) | Дети никогда не скрывают своей радости. |
2. | – Наличие дополнения, которое имеет разделительно-количественное значение. | 2) | Не получив удовлетворительного ответа, посетитель покинул кабинет. |
3. | – Наличие глагола, относящегося к лексико-семантической группе глаголов восприятия, мысли, желания, ожидания. | 3) | Она души не чает в своей младшей сестричке. |
4. | – Наличие глаголов «иметь», «получать», «доставать» и т. п., которые в сочетании с частицей «не» приобретают значения полного отрицания. | 4) | До тебя никто еще не открывал этой книги. |
5. | – Наличие дополнения, выраженного отвлеченным существительным. | 5) | Восторга в твоих словах я не слышу. |
6. | – Наличие в предложении устойчивых сочетаний, пословиц, поговорок (чаще при выражении дополнения отвлеченным существительным). | 6) | Не дать ли вам свежей воды? |
7. | – Дополнение стоит при деепричастии или причастии с отрицанием. | 7) | Вегетарианцы не едят мяса. |
8. | – Предложение безличное (инфинитивное), подчеркивается категорический характер отрицания. | 8) | Отец не смог улететь в Одессу, потому что не достал билета на самолет. |
9) | Возражение против этого предложения не дает основания отказываться от голосования. | ||
10) | Этот кинофильм не имел успеха. | ||
11) | Так и не дождавшись письма, брат был вынужден действовать на свой страх и риск. | ||
12) | Тебе не решить этой задачи? |