а) Закон единства и борьбы противоположностей
Диалектические законы - очень важное завоевание научной мысли, т.к. они дают нам принцип развития, причинно-следственной зависимости объектов материального мира, их всестороннего и многообразного взаимодействия, т.е. отражают мир в его взаимодействии, движении, развитии. Поэтому на них приходится остановиться отдельно.
Все, что было сказано до сих пор о законах, естественно, имеет силу и по отношению к этой группе законов, т.е. что они идеальны и есть не более чем знания о материальном мире, обществе и мышлении. Да и диалектические противоречия не существуют объективно-реально, как мы уже не раз могли убедиться с помощью ПО (см. например цитату №31 на с.36).
В природе, как мы уже неоднократно убеждались, кроме материальных объектов и процессов их взаимодействия, ничего нет.
«То, что не протяженно и не длится, попросту не существует»114, - пишет В.Н. Демин. А быть протяженным и длиться (простим некорректность этого понятия) - значит быть материальным объектом и ничем более.
Тогда, быть может, сами материальные объекты состоят из противоречий? Тоже нет. Если бы материальные объекты состояли из противоречий, то это значит, что противоречия существовали бы в самой природе, т.к. каждый объект есть часть природы, и, конечно, были бы ощущаемы. Но мы видели, что материальные объекты состоят из своих частей, являющихся тоже материальными объектами. И человеческая практика не знает исключений этим фактам.
Тогда, может быть, противоречивыми бывают свойства, качества материальных
объектов? Может ли материальный объект обладать противоположными свойствами в одном и том же смысле, в одном и том же отношении, в одно и то же время, свойствами, которые взаимно исключают друг друга, а потому и взаимно проникают друг в друга? В философской энциклопедии утверждается, что именно такие диалектические противоречия и существуют в природе и обществе. Да и не только там это утверждается.
Как могут существовать такие взаимно исключающие друг друга противоположности, причем существовать одновременно, да еще при этом взаимно проникать друг в друга - никто и никогда еще не понял, хотя некоторые ученые убеждают себя и других, что им это понятно. И свидетельством тому, что этого никто не понял, является тот факт, что никто еще не указал ни на один факт существования такого конкретного противоречия, тем более как источника «самодвижения, саморазвития*.
А невозможность существования противоречивых свойств в одно и то же время и в одном и том же отношении объясняется очень просто: любое тело проявляет свои качества, особенности и т.п. только во взаимодействии с другими материальными
объектами. И в этом взаимодействии объект может быть только таким, а не другим. Алмаз не может быть мягким по отношению к дереву, тем более в один и тот же момент времени, когда он по отношению к дереву твердый; кислота, реагируя с металлом, никогда не образует щелочи; через замкнутый контур, при пересечении его движущимся потоком магнитного поля, ток течет только в одном направлении - т.е. следствия от взаимодействия материальных объектов не могут быть неопределенными, что недвусмысленно доказывает закон однозначности (см. с.42). Это-то и значит, что в одно и то же время, в одном и том же отношении материальный объект не может быть таким и другим одновременно. В разных отношениях - да. В различные моменты времени - тоже может быть, т.к. он сам и его партнер по взаимодействию могут измениться так, что следствие от их взаимодействия будет противоположным. Но в одно и то же время и в одном и том же отношении - никогда!
В объективную реальность законов можно лишь верить как в объективную реальность Бога, логической идеи и т.п. В объективную реальность диалектических противоречий можно лишь верить как в объективную реальность триединства Бога как Отца, Сына и Духа Святого. Но доказать их существование в природе невозможно, поскольку это - принципиально неощущаемые реальности. Если же кто хочет продолжать настаивать, что противоречия существуют объективно-реально, тем более что они присущи всякому объекту и еще, тем более, что они являются внутренним источником движения и развития (!) всякой объективной реальности, то объясните, почему их нет в камне или грунте? Только не нужно уходить от ответа каким бы то ни было способом.
Каждый материальный объект, как я уже отмечал, состоит из материальных частей, а не из противоречий. Благодаря всестороннему взаимодействию с окружающими объектами каждый материальный объект то ли непосредственно, то ли опосредованно связан с другими объективными реальностями, являясь тем самым частью какого-то целого, более крупного материального образования, материальной системы, важной структурной особенностью которой (как и всего мира) является наличие определенных пустот, небытие ее частей.
Наиболее интенсивным образом объекты изменяются при непосредственном взаимодействии с другими объективными реальностями, а точнее - только при непосредственном, поскольку без непосредственного взаимодействия не может быть и
*Приводимые авторами в качестве примеров для пояснения своей мысли противоречия либо законы диалектических противоречий, законы отрицания-отрицания при ближайшем рассмотрении всегда оказываются не тем, за что их принимают и выдают, а - взаимодействием материальных объектов. Вот именно такой симбиоз материальных процессов с новыми названиями (противоречие, закон единства и борьбы противоположностей...) создает иллюзию объективно-реального существования диалектических противоречий и законов.
опосредованного. Поэтому именно это взаимодействие и является источником изменений
материальных объектов.
И если оба материальных объекта, взаимодействуя непосредственно, являются в то же время и частями одного и того же более крупного материального образования, а так оно и есть, то они во взаимодействии не только изменяют друг друга, но и способствуют сохранению друг друга такими, какими они есть, т.е. пока одна из взаимодействующих частей в основном сохраняет свое качественное состояние, поддерживая таким образом прежнее отношение или взаимодействие, до тех пор мало изменяется и вторая часть. И наоборот, резкое изменение одной из частей ведет к резкому изменению взаимодействия ее с другими частями, а потому и к резкому изменению качественного состояния других частей, значит, и всего целого.
Особенно ярко это видно на примере смерти живых существ, когда без некоторых органов невозможна жизнь всего организма.
Если бы материальные объекты не взаимодействовали друг с другом никак, то значит, что они не существовали бы. А если бы они взаимодействовали только с человеком, то это значит, что они изменялись бы только во взаимодействии с ним. Это почти буквально означало бы, что человек был бы творцом всех вещей, диктатором мира, Богом.
В какой-то мере человек и есть такой творец, диктатор. А именно: в той мере, в какой он может преобразовывать природные объекты в искусственные; в той мере, в какой он осознанно пользуется природными и искусственными объектами в своих интересах.
Объективные реальности могут по-разному взаимодействовать друг с другом. Это и пространственное их отношение, гравитационное, электрическое, ядерное, химическое, обмен живого существа веществами с природой, обмен людьми товарами, обмен мыслями и т.п., хотя последние виды взаимодействий невозможны без одновременного протекания и идеальных процессов.
И вот только благодаря непосредственному взаимодействию материальных объектов каждый из них опосредованно связан и с другими объектами материального мира, а потому только благодаря непосредственному взаимодействию материальный мир представляет собой нечто целое.
Как уже было сказано, материальные объекты непосредственно взаимодействуют друг с другом как в качестве частей одного целого (внутреннее взаимодействие), так и в качестве одного целого по отношению к другому (внешнее взаимодействие).
Из закона о причинно-следственных отношениях* нам ясно, что причиной изменения целого, а значит, и отношений его частей, есть внешнее взаимодействие объекта с чем-то другим, что означает также сопротивление внутренних отношений внешним воздействиям, стремление к сохранению прежнего состояния.
То есть внешние взаимодействия стремятся сохранить изменяемость материальных объектов, а внутренние - противодействуют изменениям. И соотношение этих взаимодействий (внутренних и внешних) определяет скорость изменений, происходящих с материальными объектами.
Но поскольку всякий материальный объект является частью какой-то большей материальной системы, то внешние взаимодействия материальных объектов являются внутренними отношениями системы, частями которой являются материальные объекты.
Поэтому одни и те же отношения материальных объектов содействуют неизменному состоянию системы как части целого и изменяют друг друга как самостоятельные внешние объекты, а потому изменяют и систему. То есть в своем взаимодействии материальные объекты и содействуют, и противодействуют изменениям друг друга и всего целого, неполное логическое отражение чего может дать нам противоречие. В данном случае абстрагирование от того факта, что одни и те же материальные объекты по-разному взаимодействуют, не в одном и том же качестве, а - в разных (в первом случае
*Если на тело ничего не действует, оно остается неизменным.
как части целого, а во втором - как самостоятельные объекты), и концентрирование внимания на том, что одни и те же материальные объекты и способствуют, и противодействуют сохранению качественного состояния целого, дает нам противоречие.
То есть это логически неполное отражение дает нам противоречие, а в действительности его нет.
Возьмем, к примеру, две какие-либо отрасли производства, где развитие одной способствует развитию другой. Это значит, что для развития второй отрасли надо развивать и первую. А это при определенных условиях означает отвлекать частично материальные средства, людские ресурсы от второй отрасли в первую, т.е. в какой-то мере - тормозить развитие второй, И получается противоречие: для того, чтобы развивать вторую отрасль, надо ее в определенной мере ограничить людскими и материальными ресурсами.
Это противоречие отражает действительное отношение двух отраслей производства, хотя говорится лишь об одной, т.е. отражает односторонне, абстрагируясь от первой отрасли.
Из этих примеров должно быть понятно, что в материальном мире и обществе никаких объективно-реально существующих противоречий нет, в противоположность прежнему заблуждению115. Материальные объекты, в том числе и люди, только взаимодействуют, в том числе и противодействуют. А противоречие получается лишь как логическое отражение процесса взаимодействия объектов, причем отражение неполное. При полном отражении (понимании) процесса взаимодействия объектов противоречие исчезает.
В только что приведенном примере мы получили противоречие потому, что рассмотрели процесс развития второй отрасли производства лишь путем отвлечения части материальных и людских ресурсов от нее в первую, абстрагируясь от нее же (от первой); отразили лишь противодействие первой отрасли второй; поэтому и получилось, что, чтобы развивать вторую отрасль, надо отвлечь от нее людские и материальные ресурсы.
Но если мы хотим отразить и способствование развитию второй отрасли первой, то мы должны сказать, не абстрагируясь от первой отрасли, что для развития второй отрасли нужно развивать и первую. Здесь уже причины понятны и противоречия нет. А если мы отразим и содействие, и противодействие, т.е. объединим эти два умозаключения, то отразим процесс взаимодействия отраслей полностью.
Для развития второй отрасли нужно развивать и первую путем частичного отвлечения материальных и людских ресурсов из второй отрасли в первую.
Вот почему диалектическое противоречие есть лишь логическое отражение противодействия одного объекта другому при абстрагировании от существования одного из них, от его воздействия; оставшийся в уме объект развивается как бы существующим сам по себе, и результат противодействия первого объекта второму рассматривается как особенность или свойство только второго объекта. Таким противоречием, например, есть противоречие К. Маркса о том, что рабочая сила как товар должна продаваться строго по своей стоимости и в то же время приносить прибыль.
Еще раз подчеркиваю, что ни в природе, ни в обществе объективно-реальных противоречий нет, а есть, как мы видим, лишь взаимодействие материальных объектов, которое включает и противодействие:
«Взаимодействие тел природы - как мертвых тел, так и живых - включает как гармонию, так и коллизию, как борьбу, так и сотрудничество»116.
Сказанное полностью относится и к таким объектам, как общественные классы: они являются сторонами не противоречия, а взаимодействия, которое включает и содействие, и противодействие. Поэтому противоречия не могут быть источниками развития материальных объектов, в том числе и общества. Источник развития - во взаимодействии материальных объектов (см. закон ПСО), что нельзя забывать и при изучении развития общества.
Противоречить же друг другу могут только люди, противоречие есть один из видов
их взаимодействия, а более точно - противодействия в идеальном плане, причем без
материального взаимодействия это идеальное взаимодействие существовать не может, я имею в виду обмен словами как материальными знаками.
И, конечно, один человек может высказывать мысли, противоречащие одна другой, что называют логическим противоречием.
Если два человека дерутся, то они не противоречат друг другу, хотя это может составлять их взаимодействие, а противодействуют. Факт эксплуатации рабочего капиталистом дает нам пример взаимодействия, а не противоречия, естественно, включающего и противодействие.
Если «мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать»117, то именно взаимодействием следует объяснять в итоге все. Только взаимодействие есть причина всего, в том числе и противоречия. Если бы современными материалистами под противоречием понималось только взаимодействие, т.е. если бы они взаимодействие лишь называли по-другому, то я не занимался бы этой критикой. Но противоречием часто называют несоответствие, противоборство, неполное логическое отражение взаимодействия и т.д., что, с одной стороны, наполняет правильным смыслом работу ученого, а с другой - помогает поддерживать иллюзию объективно-реального существования противоречия.
Но таких противоречий нет, которые состояли бы из объективно-реальных противоположностей, причем противоположных во всех смыслах, во всех отношениях, взаимоисключающих друг друга, да еще при этом взаимно проникающих друг в друга.
Существуют лишь материальные объекты, которые можно рассматривать как противоположности непосредственного взаимодействия, в котором они участвуют. Их единство состоит в их взаимодействии, в принадлежности по этой причине к одному миру, к одной материальной системе. Еще их единство состоит ещё в их похожести, в том, что они являются (та и другая противоположность) частями одной и той же системы. Например, Земля и Солнце являются противоположностями своего взаимодействия, как и обе отрасли производства. Единство Земли и Солнца состоит в том, что они являются частями Солнечной системы; единство отраслей производства состоит в том, что они являются частями всего производства. То есть их единство состоит в роде.
«Борьба» противоположностей есть не совсем удачное название взаимодействия, если взаимодействие понимать предельно широко, а не лишь как борьбу классов. А потому борьба абсолютна, т.к. взаимодействие прекращается лишь с исчезновением хотя бы одного взаимодействующего объекта, одной противоположности. Материальные объекты в своем взаимодействии взаимно обуславливают качественное состояние друг друга. Каждый из них есть то, что он есть благодаря существованию другого. И самое незначительное изменение одного из них ведет к изменению и другого, а потому и изменению всего целого.
«Существенное отношение (т.е. непосредственное взаимодействие, - В.В.) есть определенный, совершенно всеобщий способ явления. Все, что существует, находится в отношении, и это отношение есть истина всякого существования»118.
Формальная логика не изучает взаимодействия тел в их изменении и развитии. Она изучает другие отношения, и потому она «мертва», т.к. только взаимодействие объектов, только «борьба» противоположностей дает нам развитие, изменение. И такой подход к пониманию природных и общественных процессов есть ядро, начало всякого дейст вительно научного понимания взаимосвязи, взаимозависимости и цельности мирового процесса, т.к. никаких других объективно-реальных детерминантов не существует.
Это означает, что диалектика в изучении природы и общества прежде всего учитывает взаимодействие, а потому и движение, отражаемое в понятиях времени. И потому она «жива».
Как где-то говорил Ф. Энгельс, господство формально-логического мышления в науках соответствует такому этапу развития общества, при котором научный взгляд на
природу и общество был внеисторическим. И напротив, господство диалектического
мышления соответствует историческому пониманию всякого развития, в том числе и общества.
Поскольку диалектика изучает взаимодействующие объекты со всеми их отношениями, постольку она не может не пользоваться и понятиями формальной логики. А это значит, что диалектика дополняет формальную логику и самим принципом взаимодействия, и следствиями, которые из этого принципа вытекают, а также отбрасывает те положения формальной логики, которые противоречат принципу взаимодействия и его следствиям, делая тем самым формальную логику своей полноценной частью.
Но там, где нет необходимости учитывать взаимодействие и развитие, формальная логика может выступать как самостоятельная цельная наука, как полновластная хозяйка в своей области, являясь сильным оружием в познании объективной реальности.
Взять хотя бы тождество А=А, один из важных принципов формальной логики119. Оно (тождество) верно в том случае, когда объект не изменяется, а т.к. реально это невозможно, поскольку означает прекращение взаимодействия с окружающими объекта-
ми, то в жизни это тождество применимо тогда, когда изменения, происшедшие с объектом, не существенны, почему и нет надобности это учитывать.
Вот пример из судебной практики. Если преступник совершил преступление, то его судят, принимая во время судебного процесса за того же человека, который совершил преступление раньше. Если мы примем преступника во время судебного процесса не за того человека, который совершил преступление раньше, т.к. с ним уже произошли некоторые изменения, то мы можем придти к выводу, что его уже нельзя наказывать, т.к. перед нами уже другой человек.
И действительно, такое в судебной практике случается, когда преступника прощают за давностью лет совершенного преступления, т.е. учитывают происшедшее с преступником изменение, мыслят диалектически.
Поэтому можно сказать, что формальную логику можно получить из диалектической путем абстрагирования от изменений как частный случай последней.
Изучая взаимодействие двух противоположностей и следствия этого взаимодействия, мы можем результат этого исследования выразить в виде закона. В зависимости от характера непосредственного взаимодействия, т.е. от качественной определенности участвующих во взаимодействии объектов, это взаимодействие подлежит изучению той или иной наукой.
Случаем предельного обобщения бесконечного количества конкретных взаимодействий является закон причинно-следственных отношений (закон ПСО).
Физика и астрономия могут, например, установить, что развитие взаимодействия между Землей и Солнцем приведет в конечном счете к их сближению, в результате чего возникнет качественно новый астрономический объект (произойдет скачок). Земля и Солнце в процессе этого развития будут преобразовываться эволюционно, но в конце его произойдет качественный скачок, который будет началом (в известном смысле продолжением) развития нового космического объекта. Как и почему это происходит, мы сможем ответить на основе физических, химических, астрономических знаний о Земле и Солнце (но не лишь о Земле и Солнце). И резюмируя этот процесс в виде умозаключения, мы получим закон.
Химия и физическая химия на основе эксперимента могут установить, что взаимодействие таких-то атомов (молекул, веществ) в определенных условиях приводит к таким-то следствиям - образованию определенных веществ, выделению или поглощению определенного количества тепла..., протекают эти процессы так-то. Все это можно резюмировать в виде закона.
Политэкономия, изучая определенный способ производства, открывая классы, изучая характер их взаимодействия, приходит к выводу об отрицании одним классом другого, к качественному преобразованию общества, что тоже можно резюмировать в виде закона.
Философия же, обобщая все эти законы, а значит, и все те процессы, которые там рассматривались, отвлекаясь от качественных различий взаимодействующих объектов, изучаемых различными науками, может сформулировать наиболее общий закон развития природы, общества и мышления:
«...Единство... противоположностей условно, временно, преходящее, релятивно. Борьба (непосредственное взаимодействие. - В.В.) взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение». И «только» она «дает ключ» к «самодвижению» всего сущего; только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к уничтожению старого и возникновению нового»120.
Как видите, закон единства и борьбы противоположностей есть не что иное, как закон о непосредственном взаимодействии материальных объектов, но высказанный далеко не так, как хотелось бы, почему В.И. Ленину и пришлось взять некоторые выражения в кавычки. И как гегелевское наследие, этот закон есть знание о непосредст-
венном взаимодействии как о противоречии, что мистифицирует наши знания об объективной реальности.
Закон о ПСО есть не что иное, как тот же закон о непосредственном взаимодействии, но высказанный просто, ясно и доступно. Причем он не вводит в заблуждение, что у каждого материального объекта, будь то даже живое существо, есть внутренний источник развития, движения.
Непосредственное взаимодействие можно рассматривать как внутренний источник движения и развития только по отношению к материальному миру в целом. Но что это такое, мир в целом?
Поэтому переносить этот взгляд с мира в целом на конкретные материальные объекты и системы и утверждать, что источником движения и развития этих конкретных объективных реальностей есть взаимодействие их частей (чтобы хоть как-то оживить миф о существовании внутренних противоречий как источнике движения и развития объектов), значит совершать грубейшую ошибку, опровергающуюся всем ходом развития науки и техники, да и вообще всей человеческой практикой.
б) Закон взаимного перехода количественных изменений
в качественные и наоборот
Этот закон теснейшим образом связан с законом ПСО, т.е. с законом единства и борьбы противоположностей. Но в противоположность прежнему пониманию их связь надо понимать не как какую-то субстанциональную зависимость, а как отражение в виде умозаключений различных сторон одного и того же объективно-реального процесса. В данном случае речь идет о качественном преобразовании одного из объектов (под воздействием другого, а в действительности - других). Почему в результате их взаимодействия объекты претерпевают изменения - это в каждом конкретном случае может дать ответ, опять же, какая-то одна (может быть, несколько) наука, подобно предыдущим примерам. Философия же, обобщив эти знания, может ответить, что это происходит в результате изменения структурной организации тела под воздействием других тел. А может выразить эту мысль и в виде закона:
В объектах материального мира, в результате их взаимодействия, их количественные изменения переходят в качественные и наоборот. Эти изменения происходят как эволюционно, так и революционно (скачкообразно).
Поскольку качественная определенность объекта определяется его взаимодействием с другими объектами, разнообразными по качеству, постольку он может обладать и противоположными свойствами. Например, он одновременно может быть мягким и твердым. Но мягким он может быть во взаимодействии с одним объектом, а твердым - с другим. Поэтому наличие противоположных свойств объясняется взаимодействием объекта с разными по качеству материальными объектами. Свойства объекта могут быть противоположными, но не в одном и том же отношении.
Да, раз, по К. Марксу, диалектическое противоречие есть наличие в материальном объекте противоположных качеств (тенденций, особенностей) одновременно, то это тоже есть диалектическое противоречие, но отражающее взаимодействия материального объекта с различными по качеству материальными объектами. Но противоречий, которые удовлетворяли бы условию одновременного объективно-реального существования, причем в одном и том же отношении, одном и том же смысле - таких противоречий быть не может, это ничем не обоснованные фантазии.
Вот К. Маркс пишет письмо своему другу Кугельману:
«Дорогой друг!
Ваше письмо произвело на меня и приятное, и неприятное впечатление. (Как видите, я всегда движусь в диалектическом противоречии.)
Неприятное - потому...
Приятное -... (по другой причине. — В.В.)»121
Почему одно письмо произвело на К. Маркса и приятное, и неприятное впечатление? Объяснение этому мы находим в самом пояснении К. Маркса, которое следует после его утверждения, что он движется в диалектическом противоречии: по разным причинам, не в одном и том же смысле.
Как видим, и здесь противоречие получается лишь при абстрагировании от того, что два разных сообщения изложены в разных местах письма, и при концентрации внимания на том факте, что оба они изложены в одном письме и что письмо произвело оба противоположных впечатления.
При полном отражении любого материального процесса, который на первый взгляд может показаться противоречивым, противоречие исчезает.
Поэтому велико завоевание формальной логики, а теперь уже и диалектической, состоящее в той истине, что ни один объект не может быть различным или иметь противоположные свойства в одно и то же время, в одном и том же отношении, в одном и том же смысле. На эту истину человечество опиралось и будет опираться всегда в своей практике! А почему так, почему каждое конкретное взаимодействие рождает только одно следствие, следовательно, каждый взаимодействующий объект может быть только таким, а не другим, мы видели при получении закона однозначности (с.42).
Конечно, объект может иметь противоположные качества, но в другой момент времени, если он взаимодействует с тем же объектом, что и раньше. Но приобрести другое качество в другой момент времени можно потому (если он взаимодействует с тем же посторонним объектом), что за это время объект изменился, а потому и взаимодействует по-другому, т.е. обладает, как мы говорим, другими качествами. Но это означает также, что этот объект уже не тот, чем он был раньше, раз он обладает другими качествами. Это уже другой объект. А раз другой, то о противоречивых свойствах одного и того же объекта здесь и речи быть не может.
Поэтому Ф. Энгельс не прав, говоря, что движение осуществимо только потому, что объект может быть в одном и том же месте и в другом в одно и то же время122, что благодаря разрешению этого противоречия объект движется.
Во-первых, такое определение есть тавтология, т.к. находиться в одном и том же месте и не находиться там или уже находиться в другом и означает движение, выраженное другими понятиями. Поэтому получается, что движение осуществимо потому, что объект может двигаться. Во-вторых, более общо, находиться и не находиться в одном и том же месте означает, что изменение объекта возможно лишь потому, что он в один момент времени является качественно одним (А=А) и в тот же момент времени - качественно другим (А =/= А). А этого, как мы только что видели, быть не может, это противоречит истине формальной логики, что один и тот же объект в один и тот же момент времени в одном и том же отношении не может иметь противоположных свойств, даже не может иметь просто другое свойство, кроме одного.
Ошибка Ф. Энгельса состоит здесь в том, что время - абстракция, понятие, отражающее движение, соотношение движений различных объектов, а потому оно никак
не может определять само движение. Не может быть объективно-реальным детерминантом.
В определении движения, данном Ф. Энгельсом122, нет указания на причины движения. А движения без причины не бывает, оно осуществимо только потому, что материальные объекты непрерывно взаимодействуют друг с другом, в результате чего непрерывно изменяют друг друга, т.е. двигают. А потому движение не может прекратиться ни на миг, как не может прекратиться взаимное воздействие тел друг на друга.
Если мы говорим, что объект может быть одним и другим в одно и то же время, то это может быть лишь в нашей фантазии. Если мы говорим «в одно и то же время», то мы имеем в виду один и тот же момент времени, прерывая тем самым движение объекта в мыслях, т.е. мысленно изолируем его от всего мира, поэтому рассматриваемый объект
равен самому себе, является неизменным (А=А). Но что же делать, как известно, по Ленину, мы не можем изучать движение, не фиксируя его то ли мысленно, то ли с помощью приборов, фотографий... отдельные его фазы: не можем изучать движение, не «омертвляя» его.
В действительности мы не в силах прервать взаимодействие объектов (разве что изменить), т.к. мы не боги, не можем изолировать материальный объект от природы. А потому в действительности каждый материальный объект продолжает взаимодействовать с другими, а поэтому не перестает изменяться, т.е. двигаться, ни на миг. То есть с каждым мгновением каждый объект становится другим (А =/= А).
И вот искусственное объединение в голове у человека факта абстрагирования (А=А) и факта отражения непрерывных изменений материальных объектов (А =/= А) дает нам противоречие. Но это противоречие надуманное. «Не гегелевская диалектика, а время является средством объединения в одном и том же существе нескольких противоречий»123.
Но любой объект может быть таким и другим, правда, по отношению к своему прежнему качественному состоянию. Какие бы с ним ни происходили изменения, он не может изменить все свои качества мгновенно, поэтому объект остается в какой-то мере тем же, чем был и раньше, а в какой-то мере, естественно, изменится. То есть если и остается объект в какой-то мере таким же в процессе изменения (соответственно в такой же мере становясь другим), то не в одно и то же время, а в другое.
На примере механического перемещения это будет выглядеть так. Пусть перед нами слева направо движется какое-то тело. Следовательно, оно будет иметь два сектора перемещения: слева до нас и от нас направо. Пока оно движется в первом секторе, т.е. слева от нас, сколько бы оно ни двигалось, оно находится все там же - в первом секторе. Но, тем не менее, с каждым новым мгновением оно находится не в одном и том же месте этого сектора, а в другом. Вот и получается противоречие, что тело находится там и не там. Качественно старое его состояние заключается в том, что тело находится в том же секторе, что и раньше, а новое - в том, что оно находится в другом месте этого же сектора.
Понимание сказанного о «противоречивости» движения есть ключ к пониманию апорий Зенона.
Современный диалектический материализм настолько привык к «объективности» противоречий, что почти все пытается показать сквозь призму диалектического противоречия, а «самодвижение» этого всего - как «разрешение» противоречия, причем это разрешение может длиться вечно, как разрешение противоречия движения.
Время, например, называют прерывным и непрерывным одновременно (разберитесь-ка в этом), что доказывается простым нагромождением слов с убеждением, что так оно и есть. И некомпетентному человеку ничего не остается, как только поверить этому.
В мыслях, конечно, можно представить себе время непрерывным и прерывным одновременно, да и все остальное противоречивым по-своему, можно и привыкнуть к этим мыслям, даже убедить себя, что это понятно. Но на самом деле понять это
невозможно, т.к. все это не соответствует действительности: практика отвергает мнение о противоречивости объектов, об объективно-реальном существовании диалектических противоречий.
Время как понятие только непрерывно, т.к. оно отражает взаимное движение тел, а движение тел прерывным быть не может (в абсолютном смысле), т.к. тела не могут перестать взаимодействовать друг с другом, не могут перестать существовать.
Понятие же перерыва во времени означает (отражает) относительный покой тел.
Объективную реальность течения времени как разрешения его противоречия непрерывности и прерывности доказать невозможно, как нельзя доказать и осуществимость движения в результате разрешения противоречия, что одно и то же тело может двигаться только потому, что оно может находиться в двух местах сразу (раз оно
может быть здесь и не быть одновременно). Все это опровергается практикой, т.к. является не более чем нагромождением слов, во что можно только верить, как в триединство Бога как Отца, Сына и Духа Святого. И хотя открыто это не говорится, но та бездоказательная настойчивость, с которой утверждают подобные мысли, заменяет непосредственную открытую просьбу верить.
А только стоит задать вопрос: «Что является причиной изменения объектов, в том числе и механического их перемещения?», то сразу же ясно, что противоречие здесь ни причем, поскольку причина явно видна - взаимодействие тел. А если попытаться получить от одного и того же объекта в один и тот же момент времени с помощью одного и того же взаимодействия два разных следствия, т.е. выявить два разных качества объекта в одном и том же взаимодействии, то сразу станет ясно, что объективная реальность диалектического противоречия есть не более чем заблуждение. Глубоко верующим в объективно-реальное существование противоречий советую взглянуть на жизнь поближе и проделать рекомендуемые эксперименты.
Качественное изменение объекта под влиянием количественных означает, что его структура качественно преобразовывается, т.е. что части этого тела будут взаимодействовать между собой по-другому, а значит, и, как отдельные объекты, части будут качественно другими.
На примере превращения воды в пар ярко видно, что характер частей парообразной воды иной, чем характер взаимодействия частей жидкой воды. А это в свою очередь означает, что части целого, сами являясь определенными целыми объектами, качественно (структурно) отличаются от своего прежнего состояния. То есть молекула воды в парообразном состоянии (в новом качественном состоянии) качественно (а значит, и структурно) не абсолютно похожа на молекулу воды в жидком состоянии, чем-то отличается от нее. То есть части, составляющие молекулу жидкой воды, взаимодействуют по-другому, чем те же части воды в парообразном состоянии. И т.д. в глубь объекта, в микробесконечность, если так можно выразиться.
На примере развития общества переход от капитализма к социализму означает, конечно, прежде всего, изменение общественных отношений. А это в свою очередь означает качественное изменение каждого человека, выражающееся в той истине марксизма-ленинизма, что революция дает обществу качественно новых людей.
в) Закон отрицания-отрицания
Как и предыдущий закон, закон отрицание-отрицания тесно связан с уже рассмотренными законами диалектики: он отражает одну из сторон взаимодействия объектов. А именно: отношение объекта в своем новом качественном состоянии к самому себе в своем старом качественном состоянии (= человек сравнивает в уме новое качественное состояние объекта со старым, абстрагируясь от воздействия других объектов, изменяющих изучаемый, называя такое изменение отрицанием). Причем касается это главным образом тех пунктов в развитии объектов материального мира, где происходит скачкообразное изменение качеств объектов. В обществе - революционное.
А мнение об объективно-реальном существовании то ли закона отрицания, то ли самого отрицания есть заблуждение:
«Однако если отрицание в мышлении отражает изменения, происходящие в объективной действительности, то в этой объективной действительности отрицание должно существовать независимо от человека, до человека»124.
Совершенно неверно! Из того, что «отрицание в мышлении отражает изменения, происходящие в объективной действительности», можно сделать лишь вывод, что в объективной действительности существуют изменения, не более того. Изменения чего? Изменения материальных объектов. А отрицание здесь ни при чем. Настолько же убедительно будет звучать мнение, что если отрицание в мышлении отражает изменения в объективной действительности, то в объективной действительности существует и Бог. Это во-первых. А во-вторых, если уважаемый т.Шептулин думает, что из того факта, что люди
могут мыслить понятиями (а иначе они и не могут мыслить), в том числе и понятиями отрицания, что из этого факта следует вывод и об объективно-реальном существовании и одноименного оригинала, то он глубоко заблуждается, причем совершенно не оригинально, ибо это заблуждение старо и всем известно; и в незавуалированной форме звучит так: «Если я могу нечто мыслить, то это нечто существует и объективно-реально».
Понятие «Бог» тоже отражает причинную зависимость в природе, хотя и наименее адекватно, почему и является ненаучным.
Понятие отрицания отражает не объективно-реальное отрицание, т.к. в природе ничто само себя не отрицает, это выдумка, а отражает изменения материальных объектов под воздействием окружающей среды, от которой человек абстрагируется, в виде мысленного сравнения человеком прошлого и настоящего качественных состояний объектов.
Если на этапе постепенного накопления новых качеств развивающийся объект в каждый новый момент времени становится другим, «отрицает» свое прежнее качественное состояние (под воздействием другого), но не настолько другим, чтобы резко отличаться от самого себя в прошлом, то при скачкообразном изменении качеств объекта он становится настолько другим, что люди начинают называть его по-другому. Например, лед, вода, пар; капитализм, социализм. Но вполне понятно, что, какое бы ни было изменение качеств объекта, даже при скачке, он в своем новом состоянии будет чем-то похож на самого себя в своем старом качественном состоянии; будет похож тем, без чего он ни в прошлом, ни сейчас не был бы тем, чем он есть. Например, хотя лед превращается в воду и далее в пар, основой их является H2O; социализм, выросший из капитализма путем революции, похож на него тем, что оба они являются общественными организациями, системой общественных отношений.
Поэтому именно процесс качественного преобразования объектов в результате воздействия окружающей среды и есть становление нового, а не реализация бытия и небытия, как думал Гегель. Оно (становление) может показаться реализацией бытия и небытия тому, кто неосознанно абстрагируется от действительных причин становления нового, от того, из чего возникает новое. А «возникновение есть начало уничтожения, а уничтожение в свою очередь есть начало возникновения. И из этого неуничтожимого противоречия (взаимодействия. - В.В.) мир приобретает вечность...»125 И в подавляющем большинстве люди, говоря о становлении, подразумевают не постепенное, а скачкообразное, революционное преобразование объекта.
Поэтому диалектическое отрицание (если пользоваться этой устаревшей терминологией), т.е. значительное качественное преобразование объекта, не может быть голым, зряшным, т.к. это преобразование объекта есть дальнейшее его развитие на достигнутой основе. А голое, зряшное эту основу игнорирует, т.е. так или иначе не учитывает, почему его и нет в материальном мире, а привносится субъективной деятельностью людей, неправильно отражающих объективную действительность.
Диалектическое отрицание может быть и разрушением. Разрушение - это такое качественное преобразование объекта, когда его части прекращают взаимодействовать друг с другом по-прежнему, в результате чего этот объект распадается на множество объектов, связи между которыми становятся совершенно другими. Разрушением всегда
заканчивается развитие материальных объектов, после чего опять наступает развитие - таков вечный круговорот процессов в природе. По отношению к человеку разрушение означает его смерть.
Отсюда ясно, что не отрицание объектом самого себя есть движущее начало всякого развития (отрицание - это всего лишь неполноценное понимание процесса развития материальных объектов), в противоположность мнению Ф. Энгельса126, а взаимодействие этого объекта с окружающей средой, что следует из другого мнения Ф. Энгельса117. Не зерно отрицает колос, а Солнце, почва, вода, воздух и т.д. действуют на зерно, колос, благодаря чему те изменяются и растут. И пусть оппоненты докажут, что это не так!
Материальные объекты в своем новом качественном состоянии никак не могут отрицать самих себя в своем старом качественном состоянии, потому что, во-первых, их объективно-реально в старом качественном состоянии уже нет, они остались лишь в памяти человека; а во-вторых, потому, что такое взаимодействие с самим собой есть вечный двигатель (см. о законе ПСО). Если бы материальные объекты могли сами себя отрицать, т.е. особым образом взаимодействовать сами с собой, то это значит, что утопающий сам себя мог бы вытащить за волосы из воды, сам себя превратить из утопающего в спасенного. Но пока еще никто и нигде не обнаружил этот особый вид взаимодействия, это не более чем плод воображения.
Если мы проследим, как одно качественное состояние объекта «отрицается» другим, то мы можем заметить, что часто этот процесс состоит из трех этапов, трех качественных состояний, названных Гегелем отрицанием отрицания. Количество таких состояний зависит от степени свободы развивающегося объекта. И, опять-таки, ответ на вопрос, почему в каждом конкретном случае так происходит, может дать конкретная наука: на зерно-колос-зерно - биология; на первобытный коммунизм-частнособственническое производство-коммунизм - политэкономия. Кстати, объясняется эта триада в обществе тем, что люди могут заниматься производством продуктов, будучи либо частными, либо коллективными собственниками.
Философия, обобщив результаты других наук, может сказать, что в развитии объектов материального мира всегда наступает такой момент, когда объект приобретает свои новые качества путем «отрицания» старых (в результате взаимодействия...), но с сохранением некоторых старых существенных свойств. При дальнейшем развитии эти новые качества отрицаются еще более новыми. И часто третья стадия развития становится более похожа на первую, чем вторая.
Диалектические законы - это всеобщие законы. Есть много объектов, развитие которых «подчиняется» им. Почему так? Потому, что эти законы получены путем предельно широкого обобщения поведения материальных объектов при их взаимном воздействии друг на друга (вспомните цитату М.А. Кисселя №39 на с.45).
Поскольку изменения, происходящие с объектом, есть результат непосредственных взаимодействий с окружающей средой, то наиболее полный теоретический учет этих взаимодействий даст нам наиболее полное понимание развития объекта. Но для правильного понимания этого развития надо также из совокупности непосредственно взаимодействующих объектов выделять те, которые оказывают на изучаемый наибольшее влияние, которые производят в изучаемом наибольшие изменения.
Людям и свойствен такой подход к изучению объектов: они обычно изучают воздействие на объект одного-двух параметров (объектов, групп объектов...), когда остальные объекты, непосредственно взаимодействующие с изучаемым, выполняют роль неизменных условий эксперимента. А после учитывают влияние на объект и менее существенных причин. То есть людям свойствен принцип системного подхода к изучаемым материальным объектам и процессам, даже если они и не знают, что такое «системный подход». Подобным образом К. Маркс изучает и излагает в «Капитале» воздействие различных факторов на прибыль и т.д.
Поэтому если мы говорим, что диалектический подход к изучаемому явлению есть изучение всесторонних связей объектов с материальным миром, то это есть системный
подход в нашем познании. Диалектическое изучение есть системное познание. Поэтому если К. Маркс и не употреблял этого понятия, тем не менее, это и его принцип в изучении объективной реальности.
Наиболее общий характер диалектических законов не дает нам возможности понять многие несущественные свойства каждого конкретного объекта, потому что они (законы) абстрагируются от многих индивидуальных особенностей. Значит, они не могут предвидеть все конкретные превращения, происходящие с этим объектом. Диалектические законы дают возможность лишь утверждать то, что можно утверждать и о любом другом.
Например, то, что данный объект в своем развитии будет качественно преобразовываться под воздействием окружающей среды. Ничто не стоит на месте, все течет и изменяется. И этим сказано уже очень много, т.к. это побуждает изучать конкретные предметы во всей их полноте, системно, искать и предвидеть пути их дальнейшего развития и узловые пункты этого развития.
Итак, борьба противоположностей, если мы имеем в виду объективно-реальные противоположности, есть не что иное как взаимодействие, причем взаимодействие непосредственное. Поэтому объективно-реальные противоречия (как бы это понятие ни искажало наши мысли) могут помочь нам правильно понять и дают правильное понимание интересующих нас процессов, дают нам правильные ответы на интересующие нас вопросы (учение о классовой борьбе например), если, повторяю, противоречием называют взаимодействие или только противоборство. Но далеко не всегда понятие «противоречие» употребляется в смысле взаимодействия. Часто бывают надуманные противоречия, которые ничего не объясняют и затемняют правильное понимание чего-то, создавая лишь видимость удовлетворительного объяснения. Примером такого «объяснения» является объяснение движения надуманным противоречием, такое же объяснение свойств времени и т.п.
А часто и просто щеголяют словами «диалектика», «противоречие»..., мол, тоже не простаки. Мода на эти слова порождает лишь материалистическую мистику, потому что часто они употребляются далеко не в смысле своего значения.
Поняв сказанное о законе единства и борьбы противоположностей и о диалектических противоречиях, станут понятными ненужность и вредность желания везде «видеть» противоречия, все насильственно подгонять под эти противоречия, чего пока в нашей общественной литературе более чем достаточно.
Надо изучать взаимодействие, в том числе и противодействие материальных объектов, в том числе людей, их групп, классов..., причем изучать взаимодействие там, где оно действительно есть, а не приписывается автором. Тогда это действительно будет панацея от незнания.
Поэтому, в противоположность мнению В.И. Ленина120, я считаю, что находить в каждой вещи, в каждом явлении или процессе противоречия, тем более состоящие из взаимоисключающих противоположностей и еще тем более являющиеся источником «самодвижения» и «саморазвития», - это значит играть в слова по причине неумения окончательно избавиться от гегелевского идеализма. Это, конечно, не упрек классикам.
А оппонентов я прошу лишь об одном: не ограничивайтесь голословным отрицанием моих выводов, покажите или укажите хотя бы одно объективно-реально существующее противоречие, которое содержит в себе взаимно друг друга исключающие противоположности, причем которые друг в друга проникают и являются к тому же источником хотя бы просто движения (я уж не говорю о «саморазвитии»). А не можете этого сделать, то лучше не спорьте.
Итак, все диалектические законы так или иначе отражают взаимодействия объектов материального мира и происходящие в этих взаимодействиях изменения, хотя до сих пор на это все смотрят сквозь призму противоречия, по-гегелевски, с солидной долей мистики, схоластики, чудес типа «саморазвития».
Диалектические законы дают нам всеобщий принцип движения и развития, качественных преобразований объектов, всеобщей причинно-следственной зависимости
объектов материального мира, принцип его цельности и естественности протекающих в нем процессов.
Ядром диалектических законов является закон о причинно-следственных отношениях (закон ПСО), бывший закон о единстве и борьбе противоположностей, в котором отражена основная причина разнообразных процессов, происходящих в мире, то есть непосредственное взаимодействие.
Без знания этих законов невозможно адекватное понимание материального мира и
происходящих в нем процессов, в том числе и общественных.
Немного о сознании
Завершить критическую часть философской работы хочу критикой значительно менее серьезных ошибок диалектического материализма, скорее даже досадных промахов. Они связаны с применением категории «сознание».
Эта категория имеет большое значение для философии, с ней связаны и материалистическое, и идеалистическое понимание природы и общества,
Я здесь не собираюсь критиковать идеалистическую интерпретацию сознания, заключающуюся в превращении сознания в самостоятельное существо, независимое от человека, да и другие их взгляды на сознание - эта сторона деда давно уже исследована. Но некоторые способы выражения мысли остались. Кроме того, понятие «сознание» часто употребляется не в том смысле, как сейчас понимает это марксистско-ленинская философия. Все это создает ненужную путаницу в философии и другой общественной литературе, даже ошибки, что выгодно только путаникам.
Сознание, как считает современный материализм, есть «одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях»127. Диалектико-материалистическое решение основного «вопроса состоит в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи, функция того сложного «куска материи», который называется мозгом человека»130.
«Мысль, сознание реальны. Но это не объективная, а субъективная реальность: в мозгу нет физического отпечатка объекта отражения; вещество мозга не краснеет от воздействия красного цвета. Осознаваемый образ предмета не сводим ни к самому материальному объекту, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ»127.
Совершенно верно, что сознание есть свойство людей отражать материальный мир и общественные процессы понятиями. Человек взаимодействует с природой и как простой материальный объект, например, взаимно притягивается с Землей, и как социальное существо, опосредуя свое взаимодействие мышлением, что называется практическими действиями. Поэтому практические действия людей всегда имеют сознательный характер, независимо от того, насколько адекватно или правильно осознаются сами действия и их последствия.
«...В истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели...»128. «...Все, что побуждает человека к деятельности, должно проходить через его голову: даже за еду и питье человек принимается вследствие того, что в его голове отражаются ощущения голода и жажды, а перестает есть и пить вследствие того, что в его голове отражается ощущение сытости. Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом - в виде «идеальных стремлений», и в этом виде они становятся «идеальными силами»»129. «...Но какой вид принимает оно в этой голове, в очень большой мере зависит от обстоятельств»13 0.
Общественная практика на каждом шагу доказывает нам, что любое практическое действие, любая причина, побуждающая человека к действию, отражается им в фантастическом или вполне адекватном виде. А степень адекватности можно выразить
понятиями «осознанно-неосознанно» или, что то же самое, - «осмысленно-неосмысленно», «вполне понятно-непонятно». И их нельзя отделить друг от друга четкой границей. Эта пара категорий (обозначим ее цифрой 1) тесно связана с другими:
2) планомерно-стихийно;
3) сознательно-бессознательно.
Хотя философы, да и не только они, пользуются этими понятиями, их взаимо- зависимость понята далеко еще не всеми, поэтому эти понятия часто употребляются не в своем смысле, не к месту, нарушая тем самым логический закон тождества и искажая смысл суждений.
Как должно быть понятно, пара «осознанно-неосознанно» характеризует степень понимания человеком причин своей деятельности со всеми их последствиями. А поскольку речь идет о степени осознания, то это значит, что уже предполагается сознательный характер человеческих действий, т.е. что человек осмысливает всю свою деятельность и ее причины (неважно как) и любое действие совершает после осознания его необходимости.
Осознанные и неосознанные действия всегда сознательные. Объем понятия «сознательно» состоит из понятий «осознанно-неосознанно». Поэтому эта пара (осознанно-неосознанно) неприменима к бессознательным объектам природы. Неправильно, например, говорить, что камень совершает неосознанное движение, потому что это значит, что камень очень смутно что-то понимает. Говорить же, например, что комета совершает бессознательное движение к Земле, - говорить трюизм. Так же бессмысленно говорить о сознательных действиях людей, например о том, что Иван Иванович сознательно идет в магазин. Сознательные действия людей - это те действия, которые опосредуются мышлением. А человеческая практика, в том числе и экономическая деятельность, других действий и не знает. Действия людей всегда сознательны. Поэтому употреблять это понятие в подобных суждениях не имеет смысла, как и «бессознательно» в предыдущем примере с кометой. Применять эти понятия (сознательно-бессознательно) необходимо лишь при рассмотрении действий людей в отличие от других объектов природы, то есть при их противопоставлении, например при изучении вопроса о бытии, в том числе и общественном.
Каждая из указанных категорий (осознанно-неосознанно, сознательно-бессознательно, планомерно-стихийно) диалектически связана со своей противоположностью, т.к. они отражают противоположные свойства материальных объектов, но противоположные не в одном и том же отношении. И только в рамках этой зависимости и нужно противопоставлять их друг другу, применять в строго определенном смысле, не подменять одно понятие другим.
Действия людей могут быть не только осознанными-неосознанными, но и стихийными-планомерными, тоже не могущими быть бессознательными.
Планомерные действия людей могут быть только при осознании ими своих возможностей, целей, последствий своей деятельности. Стихийные же - наоборот: когда возможности, цели, сами действия с их последствиями неосознанны, т.е. осознанны в очень малой степени, недостаточной для их предвидения, а потому недостаточной для их планирования.
Неосознанные действия тоже всегда в какой-то малой мере осознанны, осознанные неосознанны (не до конца осознанны), т.к. окончательному осознанию их мешает природа самого человека и его мозга, который может отражать материальный мир не совсем адекватно, идеально точно. Эта взаимосвязь и зависимость указанных трех пар категорий никогда не должна забываться и нарушаться.
Частенько в общественной литературе вместо «стихийно» употребляется «бессознательно». Или там, где надо говорить «неосознанно», говорят «бессознательно»; вместо «осознанно» говорят «сознательно» или же вместо «неосознанно» - «стихийно». Эти ошибки не совсем уж и безобидны, как кажется на первый взгляд.
Для выявления нарушения закона тождества, я думаю, может хорошо послужить
способ, при котором вместо «подозреваемого» понятия подставляют его определение, и если смысл суждения от этого не нарушается, значит, понятие употреблено верно.
Например, возьмем суждение:
- Природные процессы отражаются в сознании человека.
Все мы знаем, что сознание есть способность человека к отражению природных процессов в идеальной форме. Подставим это определение вместо понятия «сознание»:
Природные процессы отражаются в способности человека к отражению природных процессов человека,
Получилась чепуха, обнаружившая ошибку. Не много надо труда, чтобы понять, что природные процессы отражаются человеком благодаря его сознанию, т.е. благодаря его способности к отражению природных процессов.
Вот еще:
Мораль, наука, идеология - формы сознания.
Проделав ту же операцию, получив нелепость, подумав над ней, мы сделаем вывод, что и мораль, и наука, и идеология - виды идеального, продукты человеческого ума, общественного развития.
Если же мы будем говорить, что сознание человека возникло... и развивалось..., то это будет вполне правильное суждение, говорящее о том, что способность человека к отражению природных процессов (следовательно, определенный уровень развития его мозга, мышления) возникла и развивалась...
Указанные и другие логически неправильные употребления понятий мистифицируют изложение теоретического материала, делают его тяжеловесным, неудобоваримым, правда, кажущимся по этой причине некомпетентным читателям высоконаучным. Надо учиться излагать свои мысли просто и доступно.
Встречаются в общественной литературе и подмены конкретных понятий более общими, что придает суждениям неточный смысл, откуда недалеко и до ошибки:
«Этот шаг (к материализму. - В.В.) делает и сделает современная физика, но она идет к единственно верному методу и единственно верной философии естествознания не прямо, а зигзагами, не сознательно, а стихийно, не видя ясно своей «конечной цели», а приближаясь к ней ощупью, шатаясь, иногда даже задом»131.
Это не придирка, т.к. правильное употребление понятий дисциплинирует ум, позволяет легко понять людям друг друга, а это очень важно. А то ведь В.И.Ленина в цитируемом месте наверняка многие поняли так, что он хотел сказать о физиках, что их действия, их становление на материалистический путь несознательно, то есть бессознательно, совершенно ими не понимается. Но это же неверно, все это в какой-то мере осознается физиками, а в какой-то - нет. И это можно определить только категориями «осознанно-неосознанно». Для некоторых подойдет - «отчасти осознанно».
Надо также заметить, что в философской и политико-экономической литературе часто встречаются слова «сознательно» и «бессознательно» не в своих смыслах: сознательно - в смыслах «осознанно, специально, преднамеренно»; бессознательно - в смыслах «подсознательно, неосознанно, непреднамеренно». Например:
«Буржуазные ученые сознательно искажают историю развития общества».
Ясно ведь, что надо говорить: «Буржуазные ученые специально искажают историю развития общества». Надо более точно и недвусмысленно выражать свои мысли, не нарушая логически закона тождества, употреблять понятия только в смысле своих определений и т.д. Выполнение этих правил поможет лучше разобраться в вопросах теории.
Более серьезной ошибкой, связанной с понятием «сознание», есть мнение, что экономические или материальные отношения людей складываются, не проходя через их сознание, т.е. никак ими не осмысливаются. Это значит, что экономические отношения не детерминированы сознанием (?).
Оказывается, существуют такие экономические процессы в обществе, которые не отражаются человеческой головой! Это что же, принципиально невозможно? Но тогда каким образом заподозрили существование этих отношений утверждающие эту мысль
ученые? Как они смогли узнать, что такие отношения все-таки есть? Может быть, они обладают особыми способностями к отражению указанных общественных процессов?
Одно из двух: либо это выдумка ученых (т.к. неотражаемое познано быть не может,
потому что познание есть процесс отражения), а материальные и экономические отношения принципиально познаваемы, т.е. отражаются людьми, свидетельство чему - постоянные исследования этих отношений на страницах общественной литературы; либо эти отношения принципиально непознаваемы. Но тогда непонятно, как до сих пор могла просуществовать, да и вообще возникнуть политическая экономия?
Эта ошибка явно противоречит тому марксистско-ленинскому положению, утверждающему, что все, приводящее человека в движение, так или иначе отражается в человеческой голове. А экономические отношения приводят его в движение в первую очередь!
Существованию указанной ошибки способствует неверное понимание одного высказывания В.И. Ленина:
«Материализм вообще признает объективно-реальное бытие (материю), независимое от сознания, от ощущения, от опыта и т.д. человечества. Материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества. Сознание и там и тут есть только отражение бытия, в лучшем случае приблизительно верное (адекватное, идеально точное) его отражение»132.
Из этой цитаты делают иногда вывод, что раз общественное бытие независимо от общественного сознания, то они (материальные и экономические отношения) складываются и развиваются независимо от общественного сознания, следовательно, не отражаются в нем. Этот же вывод получают в чистом виде у В.И. Ленина в другом месте133. А увязать с этими мыслями еще одну, что сознание (голова, мышление), а значит, и общественное сознание лишь относительно противоположно бытию, только относительно независимо от него134, следовательно, влияет на него (на общественное бытие), до этого не все додумываются. А надо бы.
В цитате № 132 В.И. Ленин хотел выразить словом «независимое» лишь первичность объективно-реального бытия, в том числе и общественного, его определяющую, ведущую роль, как видно из контекста. То есть, каким бы ни было общественное сознание, общественное бытие есть, общество существует. А вот каково оно (бытие) есть, зависит от уровня развития сознания, от уровня отражения людьми своего бытия, что и значит - относительная независимость общественного бытия от общественного сознания.
Да, бытие зависит от сознания, потому что «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его», «мир не удовлетворяет человека, и человек своими действиями решает изменить его»135.
Разве становление и развитие экономических отношений, например капиталистических, независимо от сознания, не проходя через сознание? Это же означает не что иное, как то, что разум человека не присутствовал при возникновении капитализма! Но это же не так!
«Что это за чепуха, будто разум и чувство не присутствовали при возникновении капитализма? Да в чем же состоит капитализм, как не в известных отношениях между людьми, а таких людей, у которых не было разума и чувства, мы еще не знаем. И что это за фальшь, будто воздействие разума и чувства тогдашних «живых личностей» на «ход вещей» было «ничтожно»? Совсем напротив. Люди устраивали тогда, в здравом уме и твердой памяти, чрезвычайно искусные шлюзы и плотины, загонявшие непокорного крестьянина в русло капиталистической эксплуатации; они создавали чрезвычайно хитрые обводные каналы политических и финансовых мероприятий, по которым (каналам) устремлялись капиталистическое накопление и капиталистическая экспроприация, не удовлетворявшаяся действием