Теперь, когда современные заблуждения диалектического материализма читателю понятны, хочется подчеркнуть, что изучение всякого материального объекта в его развитии, как это вытекает из всех разделов монографии, следует осуществлять при его взаимодействии с окружающими предметами, фиксируя его качества, поведение в тех или иных условиях и т.д.
Одним из наиболее глубоких видов знания о материальных объектах являются законы, принцип формулирования которых (см. с.64), я только что еще раз напомнил. Но, формулируя эти законы об обществе, классах, экономических отношениях и т.п., не следует забывать о роли сознания в общественных процессах.
По ходу изложения теоретического материала мне уже приходилось формулировать некоторые законы. Это законы о причинно-следственных отношениях; закон о прямолинейном равномерном движении тела как частное проявление закона о причинно-следственных отношениях; закон всемирного тяготения; закон планомерного развития единого предприятия.
Еще примером формулирования закона может послужить получение закона материального стимулирования.
Берем какой-либо коллектив или отдельного рабочего. Предположим, что рабочие удовлетворены своей работой, микроклимат в коллективе на высоте, бытовые условия тоже хорошие и т.д. Сознательность рабочих тоже на высоком уровне: им свойственны чувство долга, ответственности, понимание задач, стоящих перед коллективом, желание оправдать доверие коллектива и т.д. Ясно, что для этих людей не нужны никакие материальные стимулы. Для них достаточно и морального поощрения. Такие люди будут выполнять поставленные задачи еще и потому, что они понимают, что это их кровное дело, и будут работать без всяких премий, при простой повременной оплате труда, при
условии, конечно, что по мере роста благосостояния общества соответственно будет расти и их благосостояние.
Теперь в эти довольно недурные условия труда поставим безответственного рабочего или рабочий коллектив, без всякого чувства долга, т.е. таких рабочих, сознание которых не на высоте. Будут ли они выполнять производственную программу при простой повременной оплате труда? Нет! И это знает каждый. Они будут бродить по цеху, рассказывая друг другу анекдоты, палец о палец не ударят. В лучшем случае они будут создавать видимость работы. Их не волнуют задачи (интересы) коллектива и общества, да и вообще им наплевать на это.
Все условия эксперимента в обоих случаях были одинаковы, кроме различных уровней сознательности у рабочих. Следовательно, низкий уровень сознательности и есть 104
причина недобросовестного отношения к труду.
Теперь изменим условия, в которые поставлены эти нерадивые труженики. А именно: оплату труда сделаем сдельно-премиальной и повременно-премиальной, не говоря уже о самофинансировании рабочих коллективов, т.е. приведем ее в соответствие с количеством и качеством труда. И мы все отлично знаем, что все эти нерадивые начнут трудиться, причем трудиться хорошо и отлично, возможно, начнем их и в пример другим ставить.
Значит, причиной добросовестного отношения к труду трудящихся с низким уровнем сознательности есть материальное стимулирование, что на практике имеет виды сдельно-премиальной, повременно-премиальной оплаты труда, бригадного подряда, хозрасчета и т.п.
Проведенный эксперимент и практические наблюдения экономической жизни производственных коллективов позволяют сформулировать закон:
В результате невысокого уровня сознательности производственные отношения между индивидуумами и обществом, коллективами и обществом порождают необходимость материального и морального стимулирования трудовой деятельности как отдельных людей, так и коллективов.
Мне кажется, примеров формулирования законов достаточно, их количество и принцип, согласно которому они формулируются, окончательно ставят все точки над «i» в вопросах «что существует объективно-реально, а что нет?» и «как следует познавать объективную реальность?» И хочу обратить внимание читателя на тот факт, что в любом общественном законе явно или неявно отражено влияние сознания на общественные отношения (бытие). Присмотритесь.
Итог
Итак, из марксистско-ленинского понимания материи (см. раздел о материи) мы делаем вывод, что объективно-реально существуют лишь материальные объекты и процессы их взаимодействия, что абсолютно согласуется с мнением В.И. Ленина (цитата №12, с. 25).
И хотя из этой онтологической картины мира следует с категорической необходимостью вывод, что ничего другого в природе нет, это осознается далеко не сразу.
Но принципиальная ощущаемость, которая является потенциальным свойством всякой объективной реальности и которая с такой же логической необходимостью вытекает из этой картины, ярко и недвусмысленно подчеркивает эту мысль, обращает на нее наше внимание.
И сразу же бросается в глаза то, что этот вывод противоречит нашей привычке считать объективно-реально существующими время, законы, диалектические противоречия и т.п. «вещи».
А обобщение человеческой практики и некоторых законов естественных наук дает еще один закон диалектики - закон причинно-следственных отношений (= правильно
понимаемый закон единства и борьбы противоположностей), который гласит, что источником развития, разрушения, становления - любого изменения есть и может быть только взаимодействие материальных объектов, являющихся по отношению к изменяющемуся объекту внешним взаимодействием. И этот закон природы, общества и человеческого мышления тоже противоречит нашей привычке считать в отдельных случаях такими причинами время, законы, диалектические противоречия, да и некоторые другие интеллигибельные объекты.
Какое же мнение истинно? Существуют ли в природе принципиально неощущаемые объекты (интеллигибельные)? И хотя и так ясно, что в материальном мире может существовать только то, что с ним взаимодействует, т.е. то, что не может быть нематериальным, приходится рассматривать если не все, то подавляющее большинство заблуждений, связанных с гипостазированием этих идеальных образов.
Важным моментом вскрытия этих ошибок было указание на действительные
причины природных и общественных процессов, из чего следовал вывод, что ни время, ни законы, ни противоречия не являются и не могут являться объективно-реальными детерминантами рассмотренных процессов.
Возможно, что кое-кто из оппонентов будет придумывать и далее какой-нибудь булавочный укол принципиальной ощущаемости с целью хоть как-то подорвать к ней доверие. Поэтому, предупреждая эти попытки, скажу следующее. Я, конечно, не могу предусмотреть всю изворотливость всех оппонентов, но думаю, что рассмотренных случаев недоверия к ПО достаточно, чтобы вполне уяснить, что она такое, и защитить ее от основных к ней претензий.
Как бы кто ни захотел дискредитировать ПО, никто не может и не сможет избавиться от ее сущности, состоящей в том, что она есть потенциальное свойство любой объективной реальности при определенных условиях давать людям ощущения. Именно наличием этого свойства всякая объективная реальность и отличается от реальности субъективной.
Яркой иллюстрацией к сказанному служит мнение об объективно-реальном существовании времени, законов, диалектических противоречий: они не могут ни с чем взаимодействовать, а потому и принципиально неощущаемы; поэтому об их взаимодействии или воздействии никто и ничего не знает. А если кто много говорит о взаимодействии этих несуществующих сущностей, то всякий конкретный пример позволит установить ему и конкретную причину: тот или иной материальный объект или их группу, а выдуманные детерминанты останутся ни при чем. Вот в этих двух сторонах ПО и состоит ее суть, суть доказательства небытия интеллигибельного.
Поэтому даже если допустить, что ПО действительно не годна для доказательства объективно-реального небытия интеллигибельного, то всякий конкретный пример из практики, указывающий нам каждый раз конкретную причину изменения чего-либо, оставляет для существования интеллигибельного лишь область фантазий и грез, как, например, указание на взаимное притяжение парашютиста с Землей не позволяет считать такой причиной закон всемирного тяготения, следовательно, не позволяет его считать существующим объективно-реально.
И всякий, искренне считающий себя материалистом, ученый, не должен игнорировать почву этих конкретных фактов.
Поскольку меня интересует общество, его процесс становления и развития, то основным выводом из изложенного для меня является мысль, что изучение любого материального объекта, в том числе и общества, коллектива, отдельной личности возможно только при всестороннем рассмотрении их взаимодействий с внешними материальными объектами, определяющих взаимодействие их частей, и фиксирование полученных знаний в виде понятий, суждений, умозаключений (законов)... теорий. Неопровержимым подтверждением истинности этого вывода являются примеры формулирования законов.
Итак, если верно, что причинами изменений, происходящих как с каждым человеком, так и с обществом в целом, а значит, причинами общественного развития может быть только то, что действительно действует на материальные объекты, то такими причинами могут быть только конкретные материальные объекты, в том числе люди, группы людей, продукты их труда, с которыми люди имеют дело на протяжении всей своей жизни, а также конкретные цели, интересы и потребности - идеальные побудители человеческой воли. Но только не гипостазируемые реальности типа законов.
Поэтому действительные причины включают в себя экономические, политические, природные факторы, искусственные объекты и т.д. - все, кроме интеллигибельного. В обобщенном виде это значит, что существуют только две причины общественного развития - материальные и идеальные. Причем внешние причины (материальные) воздействуют на людей и непосредственно, и опосредованно, т.е. через внутренние, идеальные причины человеческой деятельности*.
*Эта истина, конечно, не нова для теории марксизма-ленинизма. Новое здесь
только то, что из естественных причин следует исключить интеллигибельные детерминанты.
Поэтому наиболее адекватная теория общественного развития сводится к описанию
цепи различных причинно-следственных отношений, учитывая их характер и соподчиненность... т.е. - к объяснению всяких процессов и образований в обществе только естественными причинами.