Признание современным материализмом времени, законов, диалектических противоречий объективной реальностью - настолько общепризнанный факт, что я считаю достаточным то небольшое количество цитат представителей марксистско-ленинской философии, которые подтверждают этот факт.
Это, конечно, не означает, что современный материализм видит развитие природы и общества только через призму детерминации этих процессов законами, диалектическими противоречиями, временем. Нет. Ученые имеют и правильное понимание природных и общественных процессов (как взаимодействие самих материальных объектов); в обществе - людей, классов и т.п. Причем правильное понимание преобладает. Получились по существу два направления в материалистическом изучении развития общества: одно - подлинно материалистическое, а другое - мнимо-материалистическое, по существу - идеалистическое, критикой которого я до сих пор занимался.
Эти два направления тесно переплетены, и часто их трудно отделить друг от друга (зерна от плевел). Они представлены в каждой общественно-научной книге или журнальной статье с преобладанием того или иного направления. И хотя они на первый взгляд мирно уживаются друг с другом, на самом деле ложное научное направление выражает в мистифицированном виде то же, что и истинное, а то и вообще ничего, но
|
|
создает иллюзию более глубокого научного исследования, отвлекая и авторов, и читателей на мнимые проблемы и на мнимое их решение.
Парадоксально, что мистика эта принимается за чистейший диалектический материализм, и потому в могущество ее (мистики) наивно верят. Поэтому материалистический идеализм проник во все поры наших общественных наук и прочно там обосновался, отталкивая своей непонятностью и тяжеловесностью языка многих людей. Любая философская, политико-экономическая или научно-коммунистическая статья содержит набор таких стандартных выражений, как действие механизма
экономических законов, объективно-реальных противоречий, взаимодействия систем законов, «глубокомысленные» утверждения, что человек есть единство общего, особенного и единичного, а то и общих, особенных и единичных законов и т.п. На самом деле такое объяснение равносильно объяснению природных и общественных процессов провидением и божественной деятельностью. Правда, маленькое различие есть: объяснение законами и диалектическими противоречиями создает впечатление объяснения естественного, материалистического, тогда как открыто идеалистическое объяснение не прикрывается материализмом. И своей скрытостью материалистический идеализм более опасен, чем открытый идеализм: враг не заметен. То есть гипостазирование понятий, приписывание им причинного положения в мире, попытки показать природные и общественные процессы как следствия действий этих по сути интеллигибельных объектов, осознанно это делается или нет, маскирует от нас действительные причины интересующих нас процессов, мешает правильному пониманию, уводит нас с почвы фактов в область грез и умозрительных конструкций, заставляет попусту тратить время.
|
|
Мы знаем, что любое ложное направление в науках никогда не приносило людям пользы, разве лишь отрицательным образом, когда его ложность осознается, чем косвенно указывается правильный путь познания. На решение ложных научных проблем отвлекаются силы исследователей, читатели вместе с авторами засоряют свой ум, вместо решения действительно научных проблем распыляются и безрезультатно расходуются общественные силы.
Возможно, кому-нибудь и нравится действительный анализ, поиск причин, нравится изучение различных общественных процессов подменять пустыми разговорами о законах и противоречиях (пусть даже искренне веря в важность и необходимость для общества своей работы), которые в переводе на нормальный язык означают не что иное, как простую констатацию, поверхностное описание общественных процессов в мистифицированном виде (и это в лучшем случае), из-за чего этот разговор создает при первом приближении впечатление о достаточно высоком уровне научного изложения материала.
«То, что есть выраженное так, как оно есть, то есть истинное, высказанное во всей его правде, кажется чем-то поверхностным: то, что есть выраженное в таком виде, каким оно не есть, то есть неистинное, высказанное в лживой, извращенной форме, кажется глубокомысленным»148. Главной причиной успеха этой словесной мишуры и мнимого блеска суждений есть недостаточная уверенность людей в свои творческие возможности, чрезмерное преклонение перед печатным словом и авторитетом отдельных людей.
Такие «научные исследования», я считаю, несколько дороговаты для нашего общества. Да и, как было сказано, к успеху они привести не могут, почему и приходится часто слышать признания авторов о трудности, сложности и неразработанности подобных мистических тем149.
Особенно нельзя мириться с этими заблуждениями в наше время, когда мы пытаемся выбраться из всеобъемлющего кризиса и найти правильные пути общественного развития, понять суть общественного бытия и т.д.
Чтобы идти дальше в понимании развития природы и общества, надо отбросить все эти системы законов, их уровни, срезы, диалектические противоречия и т.п., а изучать материальные объекты в их взаимодействии друг с другом. В политэкономии - это люди,
социальные группы или даже классы, средства производства, продукты потребления... И если составлять модели, так такие, которые есть отражение этих объективных реальностей и их взаимодействий в самых существенных чертах. А изучая эти модели, мы сможем формулировать законы природы и общества.
Если кому-либо не очень понятен мой перевод мистифицированных цитат на нормальный язык, пусть сам попробует сделать это - это даст хорошие плоды.
Моя критика лишний раз подтверждает противоречивость и преемственность в развитии научного познания, что идет оно не столбовой дорогой. Встав с помощью К.Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, казалось бы, окончательно на материалистические
рельсы понимания и познания развития природы и общества, мы формулировали законы, не зная, что это такое, верили в объективно-реальное существование интеллигибельных объектов, не отдавая себе в этом отчета. А ученые-естествоиспытатели пользовались этим языком, не особенно задумываясь над точностью выражаемых им мыслей, т.к. практически они все равно всегда были материалистами на практике. Философия и политэкономия формулировали законы, наивно полагая, что они существуют объективно-реально, «видели» в природе и обществе диалектические противоречия. «Капитал» К. Маркса - яркий тому пример, ибо К. Маркс рассматривал отношения товаров, капитала и труда и т.д., формулировал законы капиталистического общества и туг же говорил об их «действии», «принуждении» ими людей и т.д.
|
|
Очистив свое понимание материального мира от нематериальных примесей, мы получим истинную онтологическую картину мира, позволяющую отчетливо понять подлинные причины развития природы и общества, а значит, разобраться затем и в процессах их развития, например в вопросах свободы человеческих поступков.
Допустим, не означает ли отсутствие объективно-реальных законов в природе и обществе абсолютной свободы человеческих действий?
Рассмотрим для этого, как человек существует, с чем он взаимодействует в природе и обществе. И мы увидим, что его поступки детерминированы материальными условиями его жизни.
Жизнь человека есть процесс его взаимодействия с объектами природы и общества. Человек в этом взаимодействии учитывает их свойства, качества, особенности. Поэтому он, например, не пытается дышать под водой, не пытается проломить головой стенку (больно же). И умозаключение об этом взаимодействии (больно) есть закон взаимодействия человека со стенкой, какой бы банальностью он ни казался. Банальностью же он является потому, что это настолько известная из практики истина, что не стоит о ней и задумываться. Как видим, человек не свободен, потому что он не может проломить головой стенку. Но он свободно может ее обойти. И эта вынужденность человека никак не огорчает. Поэтому истинная свобода есть осознанная необходимость.
Аналогично происходит и взаимодействие человека с людьми. Если он хочет пользоваться всеми благами и свободами, которые дает ему общество благодаря разделению труда, в первую очередь он должен считаться как с фактом существования отдельного человека, так и с обществом в целом. То есть человек не свободен от общества, не свободен делать все, что угодно, включая и вред людям, ибо этим он подрывает силу и организованность общества во взаимодействии с природой за ее освоение, принося своими действиями через обратное воздействие вред и себе.
|
|
Но именно эта несвобода (быть членом общества и считаться с ним) обеспечивает человеку подлинную свободу - пользоваться всеми благами сотрудничества. И наоборот, освобождение человека от общества делает человека несвободным, рабом различных случайностей, капризов природы... - делает его животным.
Поэтому общественная практика заставила и заставляет каждого человека все в большей мере в связи с развитием общества (в первую очередь - производства) считаться с обществом, с окружающими его людьми. Жить в мире, обмениваться трудом, или, точнее, продуктами труда, будет всегда выгоднее, чем воевать. И когда люди поймут эту
внешнюю необходимость, тогда она превратится во внутреннюю свободу – в высокую общественную мораль.
Обычно люди, говоря о свободе, имеют в виду свободу действий в обществе, но независимо от него (?), не подозревая, что их свобода зависит также и от других объектов природы. Это происходит вот почему. То, что не имеет сознания, не имеет также и воли. И человек, взаимодействуя с этими объектами, учитывает их природные свойства как нечто неизменное, потому что это так и есть (кирпич и стол не могут быть чем-то другим, чем они есть). И человек не в силах изменить эти свойства, если он не создает с помощью этих объектов нечто новое. Поэтому он психологически смиряется с постоянными свойствами предметов и воспринимает их как данный факт природы, которым можно или нельзя
пользоваться. Человек от этого не радуется и не огорчается (например тому, что нож острый), а применяет предметы согласно их свойствам в своих интересах, психологически воспринимая свои действия как свободные, как свободу действий и поступков.
В обществе же каждый человек, взаимодействуя с людьми, на себе испытывает их действия, а значит, и их волю, их субъективную активность, потому что здесь каждый использует другого как средство для достижения собственных целей. И психологически ощущение на себе действий чужой воли воспринимается людьми как частичное ограничение их действий и воли, как несвобода. Как несвобода в той степени, в которой человек не привык к ней. Но эта несвобода необходима для общественного организма, если она не чрезмерна, если не мешает индивидуальному развитию. И необходима именно в той степени для каждого индивидуума, в какой свободные действия каждого индивидуума не мешают функционированию как всего общественного организма, так и отдельных людей. И только при таком условии каждый человек становится максимально свободным по отношению к природе.
Вот как легко позволяет разобраться в вопросах свободы человека, да и в других сложных общественных вопросах, свобода от заблуждений, свобода от фантастических детерминантов.