Ядерный накопитель воздуха

Возможно, наиболее интересным является предложение вообще не выводить ядерный реактор далее околоземной орбиты. В 1959 г. на страницах журнала Британского межпланетного общества был опубликован проект С. Деметриади под названием «Профак» (PROFAC - PROpulsive Fluid Accumulator - аккумулятор жидкого топлива). Суть идеи состоит в том, что электроядерный аппарат находится в пределах атмосферы на низкой околоземной орбите высотой всего 120 км и собирает разреженный воздух, выделяя из него кислород и используя оставшийся азот в электрореактивном двигателе для компенсации потерь на аэродинамическое сопротивление. За 20-30 сут реактор мощностью 10 МВт может обеспечить получение кислорода в количестве, достаточном для выведения 15 т полезного груза на околоземную орбиту при затратах, равных стоимости одного запуска корабля «Спейс Шаттл». Теоретически «Профак» имеет преимущества перед другими предлагаемыми ядерными транспортными системами просто потому, что устраняет необходимость перемещения тяжелого ядерного реактора на Луну и обратно при каждом выведении полезного груза. Благодаря использованию подобной системы к 2000 г. стоимость доставки на Луну 1 кг груза может снизиться до 1000 долл.

Наиболее важной проблемой эксплуатации системы «Профак», по-видимому, является обеспечение безопасности. В настоящее время вряд ли кого-либо обрадует перспектива пребывания на орбите в верхних слоях атмосферы работающего ядерного реактора. Однако «Профак» будет гораздо более совершенной системой, чем современные спутники. Время затухания орбиты системы «Профак» достаточно велико. При отказе ядерной двигательной установки с помощью обычного ракетного двигателя, работающего на накопленном кислороде и имеющемся на борту горючем, система будет переведена на более высокую орбиту для проведения ремонта. Было бы неразумно иметь систему, подлежащую ликвидации только из-за простой неисправности.

Следует отметить, что некоторые практические шаги по реализации подобной идеи предпринимаются в СССР. В конце 60-х годов на борту экспериментальной ракеты «Янтарь» был испытан «воздушно-реактивный плазменный двигатель», способный компенсировать потери на аэродинамическое сопротивление на малой высоте. По сообщениям, двигатель имел такую же скорость истечения газов, как и двигатель «Профак».

Обеспечение полетов на Луну - лишь часть проблемы; необходимо решить вопрос о месте размещения лунной базы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: