Развития понятия жизнь на современном этапе. Определения понятия «жизнь». Фундаментальные свойства живого

Биология как наука. Связь биологии с другими науками. Место и задачи биологии в подготовке врача.

Биология — наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, предметом которой являются живые существа

и их взаимодействие с окружающей средой.

Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.

Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда учёные обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками. Термин "биология" был предложен в 1802 году. В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов: клеточная теория, эволюция, генетика, гомеостаз и энергия.

В наше время биология — стандартный предмет в средних и высших учебных заведениях всего мира. Ежегодно публикуется более миллиона статей и книг по биологии, медицине и биомедицине.

Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология — животных, микробиология — одноклеточные микроорганизмы. Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические основы жизни, молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки, гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей, физиология — физические и химические функции органов и тканей.

На границах со смежными науками возникают: биомедицина, биометрия и т. д. В связи с практическими потребностями человека возникают такие направления как космическая биология, социобиология, физиология труда, бионика.

Целью преподавания биологии является формирование у студентов умения использовать теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении биологии, в своей дальнейшей учебной деятельности на теоретических и клинических кафедрах вуза, в своей профессиональной деятельности.

Человек как объект биологии. Значение биологического и социального наследия человека для медицины.

 

Раскрытие этих тем поможет студентам понять существо жизненных процессов и правильно оценить возможности лечебного действия лекарственных веществ на организм человека.

Предмет "Биология" в фармацевтических вузах (факультетах) совместно с другими дисциплинами призван в конечном счете сформировать специалиста, способного решать общебиологические, медицинские и фармацевтические задачи, связанные с проблемой "Человек и лекарства".

1.Уметь интерпретировать универсальные биологические явления, основные свойства живого (наследственность, изменчивость, раздражимость, обмен веществ и т. д.) в применении к человеку.

2.Знать эволюционные связи (филогенез органов, возникновение пороков развития).

3.Анализировать закономерности и механизмы нормального онтогенеза и интерпретировать их в отношении к человеку.

4.Владеть основами медико-биологического исследования человека.

5.Интерпретировать явления паразитизма.

 

Развития понятия жизнь на современном этапе. Определения понятия «жизнь». Фундаментальные свойства живого.

Жизнь - это макромолекулярная открытая система, которой свойственна иерархическая организация, способность к самовозобновлению, обмен веществ и тонко регуляторный процесс.

Свойства живого:

1.Самовозобновление, которое связано с постоянным обменом вещества и энергии, и в основе которого лежит способность хранить и использовать биологическую информацию в виде уникальных информационных молекул: белков и нуклеиновых кислот.

2.Самовоспроизведение, которое обеспечивает преемственность между поколениями биологических систем

3.Саморегуляция, которая основана на потоке вещества, энергии и информации

4.Большинство химических процессов в организме находятся не в динамичном состоянии

5.Живые организмы способны к росту

Признаки живого:

1.Обмен веществом и энергией

2.Обмен веществ – особый способ взаимодействия живых организмов со средой

3.Обмен веществ требует постоянного притока некоторых веществ и энергии извне и выделения некоторых продуктов диссимиляции во внешнюю среду. Организм является открытой системой

4.Раздражимость – заключается в передаче информации от внешней среды к организму; на основе раздражимости осуществляется Саморегуляция и гомеостаз

5.Репродукция – воспроизведение себе подобных

6.Наследственность – поток информации между поколениями в результате чего обеспечивается преемственность

7.Изменчивость – появление новых признаков в процессе репродукции; основа эволюции

8.Онтогенез – индивидуальное развитие, реализация индивидуальной программы

9.Филогенез – историческое развитие, эволюционное развитие осуществляется в результате наследственной изменчивости, естественного отбора и борьбы за существование

10.Организмы включены в процесс эволюции

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: