Гетерохронность роста и развития

Рост и развитие некоторых частей тела, а также органов и физиологических сис­тем детей и подростков, происходит разновременно и неравномерно, т. е. гетерохронно.

В разные периоды онтогенеза рост имеет неодинаковую интенсивность. Фазы интенсивного роста сменяются фазами замедления. Для одних периодов характе­рен общий рост ребенка, для других — увеличение отдельных частей тела.

Выделяют три периода интенсивного роста:

от рождения до 1 года — длина тела ребенка увеличивается на 50 %, а масса тела утраивается;

с 6 до 8 лет — ростовой скачок — за 1 год длина тела может увеличиться на 7-8 см;

с 11 до 13 лет — увеличение длины тела за 1 год составляет 10-12 см.

Периоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития: 1-4 го­да; 8-10 лет; 14-20 лет.

Периоды интенсивного роста совпадают с критическими периодами. В эти воз­растные периоды детский организм чрезвычайно остро реагирует на воздействие неблагоприятных внешних факторов, которые могут замедлить процессы роста и вызвать нарушения в состоянии здоровья.

Неравномерное увеличение отдельных органов и частей тела ведет к суще­ственным изменениям пропорций организма. Новорожденный ребенок имеет от­носительно большую голову, длинное туловище и короткие конечности. По мере роста длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина верхних конечнос­тей — 4 раза, туловища — 3 раза.

В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те органы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно не­обходимо. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и начинают активно функ­ционировать только у новорожденного ребенка. Половые органы усиленно растут в период полового созревания, а лимфатическая ткань к этому возрасту уже закан­чивает свое развитие.

Причиной гетерохронности являются различная скорость созревания нервных центров, регулирующих работу различных систем, и социальные условия среды.

Закон гетерохронии лежит в основе учения системогенеза*, которое было разработано П. К. Анохиным и его учениками. Суть этого учения заключается в том, что структуры, составляющие к моменту рождения ребенка функциональ­ную систему, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Так, цент­ры дыхания и кровообращения начинают функционировать раньше, чем центры речи. Из всех нервов руки прежде всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц, участвующих в осуществлении хватательного рефлекса. Из всех мышц лица ускоренно развиваются мышцы рта, с помощью которых проис­ходит акт сосания.

Функциональные системы обеспечивают организму ребенка оптимальное вза­имодействие с внешней средой.

Формирование функциональных систем у детей происходит намного рань­ше, чем это им требуется. Опережающее развитие функциональных систем — это своеобразная «страховка». Например, даже в случае преждевременных родов но­ворожденный уже наделен важнейшей для его жизни функцией сосания, обеспе­чивающей ему питание.

Гетерохрония может выражаться в усиленном развитии организма — аксе­лерация (лат. acceleration — ускорение), или в замедленном — ретардация (лат. retardation — замедление).

Существует два вида акселерации: акселерация эпохальная и внутригруп­повая.

* Системогенез — формирование функциональных систем организма в онтогенезе.

Эпохальная акселерация представляет собой ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. При массовых исследованиях физического развития детей различного возраста выявлено, что показатели многих функциональных систем современных детей зна­чительно превышают таковые у детей 30-50 лет назад. Длина тела новорожденных увеличилась на 2-2,5 см, а масса — на 0,5 кг; у 15-летних— на 6-10 см и 3-10 кг соответственно. Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50 лет назад люди до­стигали максимального роста в возрасте 25-26 лет.

Акселерация стимулирует и психическое развитие детей.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического разви­тия отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.

В настоящее время увеличивается количество высокорослых и низкорослых детей, это обусловлено как внешними, так и внутренними факторами.

У высокорослых детей энергия в большей степени расходуется на количествен­ное увеличение различных структур и в меньшей степени — на их качественное преобразование. Как правило, у акселерированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, созда­ются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Дети-акселера­ты чаще страдают различными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ускорение и замедление психического развития выявляются при изучении психофункциональных показателей: памяти, абстрактного мышления, развития речи, внимания, умственной работоспособности и т. д. По степени выраженности этих показателей выделяют три группы детей: зрелые, среднезрелые и незрелые.

Ребенок с ускоренным психическим развитием испытывает недостаток инфор­мации в школе. Он постепенно становится средним учеником. Ребенок, отстающий в психическом развитии, испытывает информационную перегрузку, которая ведет к нарушению в деятельности нервной системы. Такой ребенок, как правило, стано­вится неуспевающим. В учебном процессе необходимо учитывать биологические и психические особенности таких детей.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Существуют различ­ные гипотезы о причинах ее возникновения:

  • широкая миграция современного населения и, как следствие, увеличение ко­личества смешанных браков;
  • урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирую­щее влияние условий городской жизни на темпы физического развития;
  • увеличение уровня радиации на Земле;
  • улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран.

Явления акселерации и ретардации требуют пересмотра методов обучения, изме­нения форм полового, физического и эстетического воспитания. Определение сте­пени умственного развития детей перед поступлением в школу необходимо для дифференцированного обучения, которое может осуществляться с использовани­ем индивидуальных программ или в специализированных классах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: