Психологическая структура личности. Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств

Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Разработанная К.К.Платоновым структура личности включает в себя четыре подструктуры, а также систему общих и специальных способностей личности: направленность личности; опыт (профессиональный, художественный, поведенческий и т.д.); индивидуальные особенности психических процессов (познавательные, эмоциональные, волевые); биологически обусловленная подструктура личности (темперамент и патологические изменения личности). Сферы личности: интеллектуально-познавательная, эмоциональная, волевая, потребностно-мотивационная, психомоторная.

1. Потребностно-мотивационная сфера личности

Центральное место в психологической структуре личности занимают потребностно-мотивационная сфера и направленность (З.Фрейд, Э.Фромм, Э. Берн, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Под потребностью в психологии понимают испытываемую человеком нужду в чем-либо. Формирование, становление и развитие личности - это процесс формирования и развития потребностей человека, прежде всего социальных, процесс развития потребностно-мотивационной сферы личности [4].

Потребности не существуют в виде физиологических или психических структур, устойчивых образований. Они проявляются в форме состояний организма и психики человека. По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта.

В этом смысле потребности человека могут быть потенциальными и актуализированными. Потребности человека могут быть здоровые, полезные и нездоровые, вредные. В зависимости от предмета выделяют материальные и духовные потребности человека. По своему происхождению различают потребности естественные, природообусловленные (простые) и социальные, культурные (сложные), обусловленные уровнем развития цивилизации, осо­бенностями жизни и деятельности человека. В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальными, групповыми или общества в целом.

У человека могут проявляться ведущие, основные потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию, может привести к разрушению физиологических систем организма, деградации личности, и дополнительные, второстепенные - вторые нежизненно важные потребности, но в определенных обстоятельствах они могут играть ведущую роль в детерминации поведения человека.

В зависимости от содержания отражаемой в потребностях объек­тивной реальности они могут быть профессиональными, нравствен­ными, политическими, правовыми, эстетическими, экологическими.

Потребности бывают устойчивые, периодически актуализирующиеся, длительного существования, и неустойчивые, кратковременные, возникающие, ситуативные.

Выделяют потребности доминантные, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени, и недоминантные, косвенно влияющие на особенности реализации первых. Каждая потребность в тот или иной момент, в тех или иных обстоятельствах может стать доминантной. В психологии выделяют три типа доминантных потребностейчеловека: ситуативные, кратковременные, стратегические; потребности деятельности (промежуточные потребности между первыми двумя).

Потребности людей отличаются:

- содержанием: чего не хватает человеку, в чем он испытывает нужду;

- силой: какова значимость для человека данной потребности (и других потребностей), насколько он стремится ее реализовать;

- величиной: как много своего физического и духовного потенциала человек должен реализовать для удовлетворения данной потребности (и других потребностей).

Потребности человека имеют две основные функции: целеполагания и побуждения. Первая обусловливается системой смысловых образований, вторая - системой ценностных образований личности [4].

Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения [4]. Мотивы - это внутренние психические побуждения к деятельности, поведению, обусловленные актуализацией тех или иных потребностей личности. Это конкретные формы проявления потребностей человека. В зависимости от этого различают следующие мотивы: эмоциональные - желания, хотения, влечения и т.п.; рациональные - стремления, интересы, идеалы, убеждения. Существуютдве группы мотивов: - мотивы целей, генерализованные мотивы, содержание которых выражает предмет потребностей и потому направленность устремлений личности; - мотивы выбора путей, средств, способов достижения, реализации цели: инструментальные мотивы. Первая и вторая группы мотивов в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: