The system of religious education as a condition of spiritual and moral development of the individual

УДК 37.014.523

Система религиозного образования как условие духовно-нравственного развития личности

Кулалаев Константин Сергеевич

Отдел образования и катихизации Красноярской Епархии русской Православной церкви (Московский Патриархат)

pravocerkva@mail.ru

 

Марина Ирина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева», 660049, Красноярский край, г. Красноярск, проспект Мира, д. 82

marinaie@yandex.ru

 

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные трудности становления системы религиозного образования, а также пути их преодоления с тем, чтобы создать условия для духовно-нравственного развития личности граждан России.

 

Ключевые слова: религиозное образование, духовность, нравственность, развитие личности, условие, религия.

 

THE SYSTEM OF RELIGIOUS EDUCATION AS A CONDITION OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL

Kulalaev Konstantin Sergeevich

The Department of education and katehizatsii Krasnoyarsk Diocese of the Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate)

pravocerkva@mail.ru

 

Marina Irina Evgenyevna, candidate of psychological Sciences, docent of Department of pedagogy and psychology of professional activity

"Siberian state aerospace University named after academician M. F. Reshetnev", 660049, Krasnoyarsk territory, Krasnoyarsk, prospect Mira, 82

marinaie@yandex.ru

 

 

Abstract: this article examines the main difficulties in the formation of the religious education system, as well as ways to overcome them in order to create conditions for spiritual and moral development of the person of citizens of Russia.

 

Key words: religious education, spirituality, morality, personality development, condition, religion.

 

Религиозное образование на сегодняшний день – предмет научной рефлексии и широких дискуссий в России относительно того, как грамотно его «внедрить» в привычный нам менталитет и тем самым поспособствовать духовно-нравственному развитию личности каждого гражданина нашей страны.

За последние пять-шесть лет система религиозного образования в Русской Православной Церкви претерпела кардинальные изменения. Сегодня с уверенностью можно сказать, что достигнуто много положительных результатов. Одним из таких результатов стало повышение качества религиозного образования в виду выстроенной четкой образовательной системы. Одним из признаков такой системности является разработанных учебных программ и комплексов, которые ныне реализуются православными гимназиями, школами и в иных образовательных учреждениях. Такого раньше не было, ведь нередко в программах различных православных или воскресных школах в пределах одной епархии реализовывались не всегда одни и те же учебные программы, что приводило не всегда к положительным результатам для Церкви.

В настоящее время Синодальным Отделом образования и катехизации совместно с Учебным Комитетом Русской Православной Церкви разработаны программы, опирающиеся на общецерковные стандарты, которые вписываются в государственные образовательные стандарты.

Одним из главных изменений, повлиявших на церковно-государственные взаимоотношения в области образования, стало широкое привлечение Церкви к более глубокому и качественному взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации. А именно, в законотворческом процессе в области образования и просвещения. Так, в работе над Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» принимали активное участие представители нескольких синодальных отделов. В результате Церкви удалось внести в закон очень важные нормы и положения, регламентирующие не только образовательный процесс, но и требования к образовательным учреждениям и их педагогическом составу.

Таким образом, можно с уверенностью отметить, что православное образование сегодня поставлено на очень серьезную профессиональную основу. Сегодня Церковь активно развивает процесс катехизации на приходах и создает благоприятные условия для воцерковления людей, приходящих в храм: введена минимальная огласительная практика для лиц, желающих принять крещение и венчаться, во многих епархиях создаются образовательные центры по подготовке катехизаторов, в храмах появляются информационные стенды по образовательной деятельности прихода. Кроме того, что уже делается, есть и планы того, что необходимо еще сделать. Патриархом Московским и всея Руси Кириллом очень много внимания уделяется вопросу образования и катехизации на местах.

На наш взгляд, необходимо создать такие условия на приходах, чтобы каждый приходящий в храм человек, чувствовал, что его на приходе ждут, что ему рады, что его готовы не только выслушать, но и помочь в решении той или иной проблемы, в которой он оказался. Наша Церковь сегодня уделяет особое внимание и катехизаторской деятельности. Во многих приходах трудятся штатные катехизаторы, разработаны и находятся в общем доступе макеты буклетов о церковных праздниках, готовятся буклеты по иным церковным повседневным вопросам, чтобы каждый настоятель мог распечатать их и разместить на информационном стенде в вверенном ему правящим архиереем храме. Решается постепенно и кадровый вопрос. В целом все условия для успешной работы у нас сегодня есть. Теперь дело во многом за епархиями и приходами. Перед священнослужителями и мирянами, которые занимаются на приходах катехизаторской деятельностью стоит задача по изменению потребительского отношения человека к Церкви.

Наравне с потребительским отношением человека к Церкви встречается непроверенная и, как следствие, дискредитирующая представителей Церкви и саму Церковь средствами массовой информации и Интернетом информация. Человек, систематизируя полученную информацию, сопоставляя ее со своим отношением к Церкви, становится тем самым потребителем, потребности которого так трудно удовлетворить. Рассмотрим это на простом примере. Например, люди хотят покрестить ребенка и идут на катехизические беседы в силу того, что это является обязательным условием для совершения Таинства Крещения. Не прилагая своих усилий к вопросу, что же есть Церковь, такой человек воспринимает Церковь как некоторую организацию, или бюро по оказанию той или иной духовной услуги (крещение, венчание, отпевание). Без сомнения, это отношение необходимо начать менять. И во многом, эту работу и предстоит выполнить катехизатору на приходе. От его подхода к совершаемому служению зависит, насколько эффективно будет решена эта проблема. Важно, чтобы люди пересмотрели свое отношение к Церкви.

Церковь – это не компания или предприятие по производству благодати или консалтинговая корпорация, где оказываются поставленные на поток услуги, а богочеловеческий живой организм, в котором действует Святой Дух. Необходимо, чтобы все, кто приходит в храм не только на беседы, захотели узнать о Православии, о том, чем живет Церковь, чтобы у каждого из пришедшего появилось горячее желание участвовать в ее жизни.

Таким образом, катехизация на приходах призвана открыть для каждого приходящего в храм подлинное христианство, показать красоту и глубину Божественного откровения, тронуть их души и сердца спасительной Евангельской вестью.

В 2009 году в систему общеобразовательной образовательной концепции успешно встроилась система комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Преподавание этого курса в муниципальных и государственных общеобразовательных школах традиционной религиозной культуры, приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям стало сегодня нормой. Ведь, полноценное и гармоничное воспитание человека невозможно в отрыве от духовных и культурных корней.

Этот образовательный компонент призван способствовать не только укреплению межрелигиозного мира в России, но и духовно-нравственному воспитании подрастающего поколения, развитию внутренних связей между школьным и семейным воспитанием. Как в своем интервью указал Патриарх Кирилл, что апробация образовательного компонента прошла вполне успешно. Но есть и определенные трудности. Что касается выбора курса Основ Православной Культуры (далее ОПК), то проблемы с этим сейчас сохраняются лишь в нескольких регионах. Осталось буквально несколько таких регионов, где выбор ОПК явно не соответствует структуре населения. Есть и «уникальный», можно сказать, регион - это республика Татарстан, где региональная власть считает возможным за людей решать, что им можно изучать в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», а что нельзя. Основ Православной Культуры - нельзя. При этом грубо нарушаются гражданские права и требования федерального законодательства, игнорируются решения Президента, Правительства, Министерства образования и науки. С таким положением мы не можем согласиться как участники введения «Основ религиозных культур и светской этики», представляющие в этом процессе интересы православного населения.

Сегодня назрела необходимость расширение преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ). Соответствующие предложения были подготовлены и предусматривают последовательное расширение преподавания на 2-10 классы. С глубоким сожалением, приходится констатировать «заморозку» этого предложения. Позиция Министерства образования проста – рано приступать к расширению. Позиция Церкви – необходимо начать подготовительную работу по реализации указанной концепции, готовить учебные и методические материалы, выделять средства на подготовку учителей. Есть возможность вводить преподавание ОРКСЭ по всем годам обучения не сразу по всей стране, а выборочно - решением отдельной школы, педагогического коллектива и родителей обучающихся там детей. Такую модель можно принять как переходную.

Школа остается во все времена одним из главных социальных институтов, последовательно и целенаправленно осуществляющих развитие личности человека. В государстве, где до сих пор реально не функционирует система единого действенного гармоничного воспитания молодежи, что затрудняет формирование устойчивого благополучного базиса для личностного развития, самоопределения и самореализации подрастающего поколения, назрела необходимость религиозного образования.

В настоящее время широко обсуждается как в церковных кругах, так и в светских – документ под названием «Образовательная концепция Русской Православной Церкви». Он доступен как на официальном сайте Московской Патриархии, так и на сайте Синодального отдела по образованию и катехизации. Образовательная концепция Русской Православной Церкви сегодня – это основополагающий документ, определяющий всю стратегию развития образовательной деятельности Русской Православной Церкви.

Таким образом, запрос на качественное религиозное образование побуждает к размышлениям, как над преодолением дилемм общественного восприятия, так и над поиском инноваций и технологий, позволяющих создать такое условие для духовно-нравственного развития личности

 

 

REFERENCES

1. Викторук Е.Н. Инновационные технологии этического образования / Е.Н. Викторук, Е.А. Викторук. – Красноярск, 2014. – 234 с.

2. Гнездилова О.Н. Развитие личности подростка в современной школе / О.Н.Гнездилова, М.В.Фокина. – М.: МОДЭК, 2006. – 160 с.

3. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М.: Академия, 2002. – 224 с.

 

© Кулалаев К., Марина И. Е., 2016

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: