Вопрос для самоконтроля. 1. Что было средством самоидентификации для первобытного человека?

1. Что было средством самоидентификации для первобытного человека?

2. С чем было связанное возникновение циклического представления о времени у первобытных людей?

3. Привести примеры антропоморфизма в мифологическом мышлении.

4. Выделить особенности мифа как формы познания мира.

5. В чем можно видеть особенности понимания добра и зла в мифологическом мышлении?

6. К которому типу можно отнести миф о всемирном потопе?

7. Какая была роль ритуала в первобытном обществе?

8. Что такое "цивилизация"? В каком смысле понятия "культура" и "цивилизация" близкие, а в котором разные?

9. Некоторые исследователи предлагали возвести все признаки ранних цивилизаций до трех: город, письменность и монументальная архитектура. В чем заключается смысл такого возведения?

10. Чем определялись самоощущение и самооценка человека в древневосточных цивилизациях?

11. В чем состоит значение канона в древнеегипетском искусстве?

 

Литература

1. Дмитриева Н. Краткая история искусств. Т. 1. - М., 1986.

2. Леви-Брюль Л. Первобытное мншление. - М., 1996.

3. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М-л.,1980.

4. Тейлор 3. Первобытная культура. - М., 1989.

5. Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М., 1996.

6. Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. - СПб., 1997.

7. Шевнюк О. Л. Украинская и зарубежная культура: Навч. пособие. - К., 2002.

8. Шпенглер О. Закат Европн. - Новосибирск, 1993.

9. Яковлев Е.Г. Искусство и мировне Религии.-м., 1985.

 

Семинар № 6. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА КАК КОЛЫБЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Цели и задания занятия: ознакомление с характерными признаками культуры античного свыту; выяснение сущности модели мира и человека в культуре античной Греции; ознакомление с выдающимися достопримечательностями культуры Древней Греции и культуры античного Рима;

Основные понятия и категории темы: античность; архитектурный ордер; акрополь; агоны; катарсис; калокагатия; акведук; амфитеатр; скульптура; иррационализм; спиритуализм; готика; романский стиль; барокко; классицизм; реализм; ренессанс; романтизм;

ПЛАН

I. Понятие "античный мир". Античность как тип культуры.

II. Полис как форма организации античного общества, его влияние на общественный идеал и характер культуры Древней Греции.

III. Государство и право в Древнем Риме

IV. Эпоха эллинизма в античной культуре: модификация культурных традиций и ценностей

V. Феномены Античной культуры

1. Античный эпос и феномен античного героизма. Их роль в античной культуре.

2. Античный театр и зрелищная культура

3. Древнегреческая и римская архитектура и пластика.

4. Античная наука и самосознание античной культуры.

Виды деятельности: доклад, развернутая беседа, защита рефератов, дискуссия.

План проведения занятия

1. Рассмотрение проблемных вопросов. Доклады студентов.

2. Устный блиц-опрос студентов ключевых сроков темы.

3. Защита рефератов, индивидуальных заданий.

4.Развернутая беседа на темы: "Античность и ее вклад в европейскую культуру", "Сакральное и профанное в культуре".

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы можете объяснить высказывание Горация "Пленная Греция победила своего некультурного победителя"? О какой культурно-исторической эпохе идет речь?

2. В чем особенность мировоззрения человека в античной Греции?

3. Исходя из характерных черт культуры античной Греции ("культ красоты") и культуры Древнего Рима ("культ полезности"), проанализируйте особенности их архитектуры.

4. Как Вы понимаете содержание понятий "катарсис" и "агон" в культуре античной Греции?

5. В чем заключается классический характер античной культуры?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: