1. Что было средством самоидентификации для первобытного человека?
2. С чем было связанное возникновение циклического представления о времени у первобытных людей?
3. Привести примеры антропоморфизма в мифологическом мышлении.
4. Выделить особенности мифа как формы познания мира.
5. В чем можно видеть особенности понимания добра и зла в мифологическом мышлении?
6. К которому типу можно отнести миф о всемирном потопе?
7. Какая была роль ритуала в первобытном обществе?
8. Что такое "цивилизация"? В каком смысле понятия "культура" и "цивилизация" близкие, а в котором разные?
9. Некоторые исследователи предлагали возвести все признаки ранних цивилизаций до трех: город, письменность и монументальная архитектура. В чем заключается смысл такого возведения?
10. Чем определялись самоощущение и самооценка человека в древневосточных цивилизациях?
11. В чем состоит значение канона в древнеегипетском искусстве?
Литература
1. Дмитриева Н. Краткая история искусств. Т. 1. - М., 1986.
2. Леви-Брюль Л. Первобытное мншление. - М., 1996.
3. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М-л.,1980.
4. Тейлор 3. Первобытная культура. - М., 1989.
5. Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М., 1996.
6. Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. - СПб., 1997.
7. Шевнюк О. Л. Украинская и зарубежная культура: Навч. пособие. - К., 2002.
8. Шпенглер О. Закат Европн. - Новосибирск, 1993.
9. Яковлев Е.Г. Искусство и мировне Религии.-м., 1985.
Семинар № 6. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА КАК КОЛЫБЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Цели и задания занятия: ознакомление с характерными признаками культуры античного свыту; выяснение сущности модели мира и человека в культуре античной Греции; ознакомление с выдающимися достопримечательностями культуры Древней Греции и культуры античного Рима;
Основные понятия и категории темы: античность; архитектурный ордер; акрополь; агоны; катарсис; калокагатия; акведук; амфитеатр; скульптура; иррационализм; спиритуализм; готика; романский стиль; барокко; классицизм; реализм; ренессанс; романтизм;
ПЛАН
I. Понятие "античный мир". Античность как тип культуры.
II. Полис как форма организации античного общества, его влияние на общественный идеал и характер культуры Древней Греции.
III. Государство и право в Древнем Риме
IV. Эпоха эллинизма в античной культуре: модификация культурных традиций и ценностей
V. Феномены Античной культуры
1. Античный эпос и феномен античного героизма. Их роль в античной культуре.
2. Античный театр и зрелищная культура
3. Древнегреческая и римская архитектура и пластика.
4. Античная наука и самосознание античной культуры.
Виды деятельности: доклад, развернутая беседа, защита рефератов, дискуссия.
План проведения занятия
1. Рассмотрение проблемных вопросов. Доклады студентов.
2. Устный блиц-опрос студентов ключевых сроков темы.
3. Защита рефератов, индивидуальных заданий.
4.Развернутая беседа на темы: "Античность и ее вклад в европейскую культуру", "Сакральное и профанное в культуре".
Вопросы для самоконтроля
1. Как вы можете объяснить высказывание Горация "Пленная Греция победила своего некультурного победителя"? О какой культурно-исторической эпохе идет речь?
2. В чем особенность мировоззрения человека в античной Греции?
3. Исходя из характерных черт культуры античной Греции ("культ красоты") и культуры Древнего Рима ("культ полезности"), проанализируйте особенности их архитектуры.
4. Как Вы понимаете содержание понятий "катарсис" и "агон" в культуре античной Греции?
5. В чем заключается классический характер античной культуры?