Проблемные вопросы и задания

Гуманитарно-педагогическая академия (ФИЛИАЛ)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. ВЕРНАДСКОГО»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ и социальных наук

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине "КУЛЬТУРОЛОГИЯ"

Специальности: все специальности

форма обучения: дневная

БАКАЛАВР

 

УТВЕРЖДЕННАЯ

На заседании кафедры

Философии

Протокол № 1 от 01.09.2016.

Ялта - 2016


КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ПЛАНЫ И ЗАДАНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Семинар № 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель и задание занятия: анализ культурологии как интегративного курса; определение объекта и предмета культурологии, объяснения сущности и истоков культуры, рассмотрение типологической классификации культур, раскрытия сущности информационно-семиотического понимания культуры, объяснения основных функций культуры.

ПЛАН

1. Культурология - наука о культуре, ее предмете и задании. Становление культурологической науки.

2. Основные проблемы современной культурологии. Структура культурологического знания.

3. Методологические подходы в культурологии. Современные культурологические школы.

4. Сущность и смысл культуры. Культура и природа. Антропологические черты культуры.

5. Культура и общество. Функции культуры в обществе. Ценностный характер культуры. Ценности в культуре и ценности культуры.

6. Системность и принцип единства в культуре. Стержневые элементе в культуре. Феномены религии, морали, культурные традиции, значения культурной формы.

7. Культура как коммуникация. Семиотическое пониание культуры. Языки и коды культуры.

8. Культура и цивилизация, их соотношение как культурологическая проблема.

 

Виды деятельности: развернутая беседа, дискуссия.

 

Ключевые термины темы: Культурология, методология культурологических исследований, подход аксиологии, деятельностный подход, синергетика, антропология, социокультурный мир человека, культурная традиция, культурная форма, социокультурная коммуникация, язык культуры; семиотическая модель.

 

План проведения занятия

1. Выявление основной проблематики темы. Доклады студентов.

2. Устный блиц-опрос студентов ключевых терминов темы.

3. Развернутая беседа на тему: "Культура как мера человеческого в человеке "

Проблемные вопросы и задания

1. Как объяснить многообразие определений понятия "культура"?

2. Реалии мира, которые сложились в настоящее время, привели к излому в сознании человека. Какая в этом роль культуры?

3. "Без мира культуры трудно себе представить мир личности". Как вы понимаете это высказывание?

4. "Душа культуры - это культура души" (И. Гофмиллєр). Как вы понимаете это высказывание?

5. Как бы вы охарактеризовали высказывание известного английского теоретика искусства Дж. Рескина?

"Большие нации записывают свою автобиографию в трех книгах - в книге слов, в книге дел и в книге искусства, но лишь последняя заслуживает полного доверия".

6. Чем предопределенное начало культурной истории человечества?

7. Культура возникла из культа. Объясните смысловое значение этой точки зрения на происхождение культуры.

8. Какое значение для человека имеет материальная культура?

9. Какие виды смыслов отражены в артефактах?

Темы рефератов

1. Историко-генетический метод исследования культуры (за разделами ІІІ, ІУ "Пережитки в культуре" труда Е. Тайлора "Первобытная культура").

2. Сравнительно-исторический подход к изучению культуры (за трудом Д. Фрезера "Золотая ветка").

3. А. Швейцер: гуманность как основа культуры

4. Пространство и время культуры

5. Феномены культуры как информационно-семиотическая модель.

 

Литература:

1. Гуревич П. С. Культурология. - М., 2003.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1997.

3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб., 2004.

4. Кравченко А.И. Культурология. - М., 2001.

5. Культурология. - Львов, 2003.

6. Культурология: Учебник /Под ред. Ю.Н. Солоницына, М. С.Кагана. - М., 2005.

7. Культурология. ХХ век. Словарь. В 2 т. - СПб., 1997.

8. Матвєєва Л. Л. Культурология: Учебное пособие. К.: Лыбидь, 2005.

9. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

10. Подольска С.А., Ростовщик В.Д.,Погорелый Д. Есть. Кредитно-модульный курс культурологии: Навч.посібник. - К., 2006 - 368 с.

Семинар № 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРЫ

Цель и задачи занятия: определение понятия трехмерной модели культуры в контексте когнитивной, аксиологии и регулятивной основы; раскрытие сущности культурного пространства как сочетание духовной, технологической и социальной культуры; объяснение основных характерных особенностей культурных форм: национальной, региональной культур и цивилизации, а также их составляющих - субкультур, контркультур, элитарной, народной и массовой культур, сельской и городской культур, анализ ментального поля культуры и основных смысловых интерпретаций менталитета.

 

Основные понятия и категории темы: культурное пространство; духовная культура; технологическая культура; социальная культура; культурная форма; национальная культура; региональная культура; цивилизация; техногенная цивилизация; глобализация; культурная система; субкультура; контркультура; элитарная культура; народная культура; массовая культура; сублимация; архетип; картина мира; менталитет; адепт; культурный сценарий.

 

ПЛАН

1. Трехмерная модель культуры. Культурные формы и их основные свойства.

2. Духовная, социальная и технологическая сферы культуры, их содержание.

3. Внутрикультурная иерархия и формы культуры.

4. Понятие субкультуры. Виды субкультур. Роль субкультуры в системе культуры. Субкультура и контркультура.

5. Пространственно-временной континуум культуры. Время в культуре. Сущность социокультурного пространства, его неоднородность.

Виды деятельности: дискуссия, доклад

План проведения занятия:

1. Рассмотрение проблемных вопросов. Доклады студентов.

2. Устный блиц-опрос студентов ключевых терминов темы.

3. Развернутая беседа по теме: "Роль культурных форм".

 

Проблемные вопросы и задания

1. В чем особенности метафорических моделей культуры?

2. Может ли быть жизнь человека само по себе феноменом культуры?

3. Раскройте содержание понятия "субкультура". Какие разновидности субкультур вы знаете? Приведите примеры.

4. Социальное функционирование разных субкультур рассматривается в культурологии в пределах концепции социализации. Согласно данной теории, люди, которые входят в соответствующую субкультуру, получают понятные им средства самопознания и самоутверждения. Попробуйте объяснить, которые есть причины возникновения субкультур в обществе, сравните молодежную субкультуру с суперкультурой.

5. Какие типы ментальности вы можете назвать? Дайте им характеристику. В чем заключается характер влияния ментальных уровней на ментальность лица? Чем предопределенная ментальность личности?

6. Какие вы знаете парадигмальные формы культуры? В чем особенности их соотношения?

7. Герой какого времени мог произнести такой монолог?

"Я и зритель, и автор, и каждый актер. Я и женщина, и мужчина ее, и ребенок. И первая любовь, и последняя любовь. И случайный прохожий в толпе".

8. XX века - время становления "массовой" культуры, - феномену, который раньше не случался в человеческой истории и который имеет отношение до того, что мы называем "индустрией сознания". В каких формах проявляются основные черты этого феномена? Как, по вашему мнению, массовая культура влияет на формирование сознания современного человека?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: