Структура внешней торговли России в мировой экономике

 

Формой связи между производителями продукции разных стран выступает их внешнеторговая деятельность. Она предусматривает обмен товарами, услугами и капиталом между различными странами. Таким образом, под внешней торговлей понимают межрегиональный обмен товарами, услугами и капиталом (получение кредитов).
Развитие внешней торговли обусловлено тем, что она позволяет установить равновесие между излишками и дефицитом в хозяйстве отдельных стран. Ее роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества постоянно возрастает. С одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой - произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.

В настоящее время структура внешней торговли России представлена следующими видами:

- экспорт;

- импорт;

- транзитная торговля: покупка за рубежом с одновременной продажей в третью страну;

- особые формы, например, реэкспорт или реимпорт товаров, прошедших облагораживание;

- производство по лицензии;

- кооперация;

- компенсационные сделки и т.д.

На развитие внешней торговли непосредственное воздействие оказывает ряд факторов, в том числе:

- углубление международного разделения труда и интернационализация производства;

- научно-техническая революция, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;

- активная деятельность транснациональных корпораций на внешнем рынке;

- регулирование (либерализация) внешней торговли посредством мероприятий Всемирной торговой организации (ВТО);

- либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин путем образования свободных экономических зон;

- развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли и т д.

Следовательно, заинтересованность отдельных стран в расширении международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, а также необходимостью получения определенных товаров извне. Это обусловлено постоянно возрастающими масштабами активности и степени вовлеченности отдельных стран и регионов в процессы международного обмена.

В новых условиях необходимо обеспечить органичное расширение российского участия в системе международных экономических отношений и более полное использование возможностей международного разделения труда для решения, как внутренних задач страны, так и проблем совершенствования ее внешнеэкономических связей.

Перспективы такой эволюции обусловлены объективным характером повышения уровня взаимозависимости и взаимосвязи между национальными хозяйственными системами и процессами в сфере международных экономических связей.

По мнению многих экспертов, основой создания жизнеспособной экономики переходного периода в России следует считать ее открытость, имея в виду влияние конкуренции из-за рубежа. Именно в этих условиях мировой рынок прямо или косвенно влияет на формирование цен на отечественную продукцию, а у российских производителей остается такой выход, как повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при снижении всех видов затрат[6].

Таким образом, структура внешней торговли России представлена экспортом, импортом, транзитной торговлей, а также другими особыми формами (реэкспортом или реимпортом товаров, кооперацией и др.).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

1. Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг, она осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые, внешнеторговыми контрактами и регулируется государством.

2. Международные экономические отношения - это определенный способ взаимодействия между хозяйственными субъектами разных стран по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Ведущей формой МЭО выступает международная торговля товарами (МТТ), на долю которой приходится 64% всех мирохозяйственных связей.

3. В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков - экспорт и импорт, которые имеют следующие виды: субъекты международной торговли выступают: страны мира; ТНК и МНК; региональные интеграционные группировки. Объекты международной торговли - продукты труда человека - товары и услуги.

4. Структура внешней торговли России представлена экспортом, импортом, транзитной торговлей, особыми формами (реэкспорт, реимпорт), производством по лицензии, кооперацией, компенсационными сделками.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: