Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Дополнительные источники. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

(ФГБОУ ВО ПГУПС)

 

Ярославский филиал ПГУПС

 

 

  УТВЕРЖДАЮ Директор Ярославского филиала ПГУПС ____________________ О.М.Епархин

 

 

Курс лекций   по учебной дисциплине ОП. 11   БЕЗОПАСНОСТЬ жизнедеятельности

 

 

2017 г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании цикловой комиссии «Общепрофессиональных

дисциплин и физического воспитания»

________________________Н.Ю. Чайничкова

протокол № 01от 31 августа 2017 г.

 

 

Курс лекций для студентов очной и заочной формы обучения железнодорожного техникума разработан в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и рабочими программами учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по всем специальностям. Предназначен для проведения занятий, внеаудиторной самостоятельной работы студентов отделений очного и заочного обучения и их подготовке к промежуточной и текущей аттестации по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

 

Материалы разработаны:

Преподаватель Фартунин Михаил Юрьевич, высшая квалификационная категория

 

© Ярославский филиал ПГУПС Федерального агентства железнодорожного транспорта Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I». Для использования, размножения и переработки необходимо подать заявку в Ярославский филиал ПГУПС. 150048 г. Ярославль, Московский проспект, д. 151, тел. (4852) 44-99-36

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Раздел 1. Гражданская оборона. Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного, биолого-социального и военного характера.  
Тема 1.2. Правовые и организационные основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.  
Тема 1.3. Защита населения и территорий от ЧС в мирное и военное время.  
Тема 1.4. Обеспечение и повышение устойчивости функционирования объектов железнодорожного транспорта.
Раздел 2. Основы военной службы. Тема 2.1. Основы обороны государства  
Тема 2.2. Прохождение военной службы по призыву и по контракту.  
Тема 2.3. Медико-санитарная подготовка  
   

 




Введение

План

1 Предмет,задачи и история учебной дисциплины.

2 Тематический план и содержание учебной дисциплины.

3 Информационные источники для изучения учебной дисциплины.

4 Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебной дисциплине.

5 Научные и жизненно-актуальные подходы к изучению изучения дисциплины

1 Предмет, задачи и история учебной дисциплины

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) –наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды.

Основная цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» –получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла, выработка общих правил, закономерностей безопасности.

Объектом изучения дисциплины БЖД является комплекс явлений и процессов в системе “Человек - Среда обитания” негативно действующих на человека и среду обитания.

История возникновения научной и учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» берёт своё начало с древних времён. Люди в первобытном обществе получили первоначальные знания и навыки безопасности при охоте на диких животных, сборе плодов растений и других начальных формах и способах человеческой жизнедеятельности.

Они получили своё дальнейшее развитие в древнем мире. Например, древнегреческий учёный Гиппократ, исследуя причины болезней, пришёл к выводу, что здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания.

Другой учёный древнего мира Плиний изучал проблемы качества образа жизни, исследовал влияние пыли на здоровье человека.



В средние века Парацельс (1493-1551гг.) – родоначальник фармакологии многое сделал для проведения противоэпидемиологических мероприятий во время массовых заболеваний чумой и чёрной оспой.

С зарождением промышленных капиталистических отношений стало уделяться внимание жизнедеятельности людей в разных отраслях производства, так известный учёный Б.Ромаццини ( конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии, описал профессиональные заболевания, заметил, что существует определённая связь между характером труда и здоровьем человека.

Американец Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод. А великий русский учёный М. В.Ломоносов (1711-1765 г.г.) исследовал условия работы «горных людей», в своём труде «Работа об условиях движения вольного воздуха», он обосновал необходимость устройства вентиляции. Другой русский учёный - физик, академик В.В. Петров (1761-1834 г.г.), известный как изобретатель батареи постоянного тока (1801 г.), разрабатывал средства защиты от электрического тока, изобрёл изоляцию.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (В.Л. Кирпичев (1845 – 1913 г. г.) и другие). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин «техника безопасности». Наиболее известный представитель русской школы безопасности жизнедеятельности И.М. Сеченов (1825-1905 г.г.). В своей работе «Физиология труда» рассмотрел физические и психологические нагрузки, обосновал восьмичасовой рабочий день. Основоположник научной гигиены в России Ф.Ф. Эрисман (1842-1915 г.г.) написал учебник «Руководство по гигиене».

В 1965 г. был введен предмет «охрана труда» в ВУЗах, а также читались курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона», то есть сложились предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель, которой выработка общих правил, закономерностей, методов и средств обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

• организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

• предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

• использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

• применять первичные средства пожаротушения;

• ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

• применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

• овладеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

• принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

• основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

• основы военной службы и обороны государства;

• задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

• способы защиты населения от оружия массового поражения;

• меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

• организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

• основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

• область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

• порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Введение
Раздел 1. Гражданская оборона
Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного, биолого-социального и военного характера. Содержание учебного материала
1. Чрезвычайные ситуации природного характера. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Стихийные бедствия. Меры защиты при ЧС природного характера.
2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Аварии и катастрофы на транспорте и объектах промышленности. Меры защиты при ЧС техногенного характера.
3. Чрезвычайные ситуации военного характера. Источники и особенности ЧС военного характера. Современные средства поражения.
4. Обеспечение безопасности при неблагоприятной биолого-социальной обстановке. Обеспечение безопасности при эпидемии (эпизоотии, эпифитотии). Правила поведения населения в районах боевых действий.
Тема 1.2. Правовые и организационные основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. .   Содержание учебного материала
1. Нормативно-правовая база защиты населения и территорий от ЧС. Основные принципы государственной политики и Федеральные законы по защите населения и территорий от ЧС. Комплекс мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.
2. Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и Гражданская оборона (ГО). История возникновения и развития, структура РСЧС и ГО. Основные задачи и функции в мирное время и при ведении военных действий.
3. МЧС – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий РФ. Структура и задачи МЧС РФ. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС.
Тема 1.3. Защита населения и территорий от ЧС в мирное и военное время..   Содержание учебного материала
1. Эвакуационные мероприятия. Система информирования и оповещения. Виды и способы эвакуации, задачи и функции эвакуационных органов.
2. Основные виды и организация аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Виды АСДНР. Порядок действий аварийно-спасательных подразделений в условиях ЧС.
Практические занятия
Использование средств индивидуальной защиты.
Использование приборов РХР и инженерных сооружений.
3. Организация оповещения и эвакуации в учебном заведении.
4. Выполнение эвакуационных мероприятий, применение первичных средств пожаротушения в учебном заведении.
Тема 1.4. Обеспечение и повышение устойчивости функционирования объектов железнодорожного транспорта. Содержание учебного материала
Устойчивость объектов железнодорожного транспорта (ОЖДТ) в ЧС. Общие понятия об устойчивости объектов железнодорожного транспорта в ЧС. Основные мероприятия, обеспечивающие защиту рабочих и служащих.
Обеспечение защиты рабочих и служащих ОЖДТ. Основные задачи, формирования (силы и средства) ЖТСЧС. Оценка уязвимости объектов железнодорожного транспорта и подготовка их к аварийному режиму работы.
Практические занятия
5. Подготовка объектов железнодорожного транспорта к аварийному режиму работы.
Раздел 2. Обеспечение транспортной безопасности на железнодорожном транспорте
Тема 2.1. Акты незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Содержание учебного материала
1. Национальная безопасность Российской Федерации. Основные понятия национальной безопасности РФ. Основные угрозы и мероприятия военной безопасности.
2. Терроризм – угроза национальной безопасности РФ. Сущность виды и отличительные признаки терроризма. Принципы, задачи и мероприятия по борьбе с терроризмом и обеспечения безопасности населения.
3. Военная доктрина и военная организация государства. Военная доктрина об обеспечение военной безопасности РФ. Военная организация РФ.
4. Вооружённые силы – основа военной организации РФ. Предназначение и основные задачи Вооруженных сил РФ. Организационная структура Вооружённых сил РФ.
Практическое занятие
Изучение предназначения, структуры видов и родов войск ВС РФ и тактико-технических характеристик вооружения и военной техники.
Тема 2.2. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы   Содержание учебного материала
1. Воинская обязанность. Правовые основы воинской обязанности и воинский учёт граждан. Подготовка граждан к военной службе.
2. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Виды воинской деятельности. Требования, предъявляемые к личным качествам военнослужащих по основным воинским учётным специальностям (ВУС).
3. Права и ответственность военнослужащих. Статус военнослужащего. Виды ответственности военнослужащих.
4. Военно-патриотическое воспитание военнослужащих. Боевые традиции и торжественные ритуалы ВС РФ. Символы воинской чести и почетные награды (ордена и медали) РФ.
Практическое занятие
Уставы ВС РФ о безопасности военной службы. Бесконфликтное общение военнослужащих и взаимоотношения между ними.
Требования безопасности при проведении занятий по боевой подготовке в ВС РФ. Тактическая подготовка. Огневая подготовка. Строевая подготовка.
Воинские звания, знаки различия, виды и правила ношения военной формы одежды.
Тема 2.3. Медико-санитарная подготовка.   Содержание учебного материала
1. Общие сведения о ранах. Способы остановки кровотечения и обработки ран. Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних конечностей.
2. Первая (доврачебная) помощь при травмах и ожогах. Оказание помощи при ушибах, переломах, вывихах, растяжении связок и синдроме длительного сдавливания. Помощь при ожогах.
3. Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма, обморожении и общем замерзании. Оказание помощи при перегревании. Порядок оказания помощи при переохлаждении организма, обморожении и общем замерзании.
4. Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током, утоплении, отравлениях и клинической смерти. Оказание помощи при остановке сердечнососудистой деятельности, различного вида удушениях. Оказание помощи при отравлениях.
Практическое занятие
Наложение кровоостанавливающего жгута, повязки, шины на верхние и нижние конечности.
Реанимационные действия (отработка на тренажёре прекардиального удара, непрямого массажа сердца и искусственного дыхания).
       

 

 

3 Информационные источники для изучения учебной дисциплины

 

Основная литература

1. Учебник, «Безопасность жизнедеятельности» под общей ред. Микрюкова В.Ю. Учебник для студентов среднего профессионального образования. – М.: Изд. «Форум» 2013.

2. Петров С.В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие. – М: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. – 263 с.

3. Петров С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. – М: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015 – 319 с.

Дополнительные источники

1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. – М.: Изд-во «Академический проспект», 2008. – 560 с.

2. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М.: Альфа – М, 2006.

3. «Безопасность Жизнедеятельности» под общей ред. Микрюкова В.Ю. Учебник для студентов среднего специального образования. – М.: Изд. «Форум» 2010 г.

4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Гражданская оборона / Шевандин М.А. и др. Учебное пособие для студентов вузов ж.-д. транспорта. – М.: Маршрут, 2008.

5. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. КОЗЬЯКОВ и др.; под общ. ред. С. В. Белова. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2008 г. (стр. 391 – 430).

6. Вайнер Э.Н., Введение в валеологию: метод. пособие / Э.Н. Вайнер.-Липецк, 2009.

7. Гетия И.Г. , Гетия С.И., Емец В.Н., Комиссарова Т.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия. Учебное пособие для среднего профессионального образования. /Под. ред. И.Г. Гетия. – М.: Колос, ИПР СПО, 2002.

8. Учебник, «Безопасность жизнедеятельности» под общей ред. Микрюкова В.Ю. Учебник для студентов среднего специального образования. – М.: Изд. «КноРус» 2010.

9. Шевандин М.А. и др. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Гражданская оборона / Учебное пособие для студентов вузов ж.-д. транспорта. – М.: Маршрут, 2008.

10. Общевоинские уставы ВС РФ. – М.: Рид Групп, 2012 г.

 

Интернет-ресурсы:

- использовать материалы персонального сайта http://ele74197079.narod.ru: «Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины БЖД и ОТ»;

- МЧС РОССИИ: http://www.mchs.gov.ru/

- Видеотека МЧС: http://www.kbzhd.ru/fotovideo/video.php

- Мультимедиа учебники: http://www.kbzhd.ru/library/

- Кульпинов: http://www.gr-obor.narod.ru/

- Безопасность. Образование. Человек: http://www.bezopasnost.edu66.ru/cont.php?rid=2&id=7

- Природные катастрофы: http://www.katastrof.com.ua/





Дата добавления: 2017-12-14; просмотров: 657; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8221 - | 7887 - или читать все...

 

18.232.171.18 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.008 сек.