4 Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебной дисциплине
Текущий контроль успеваемости студентов проводится преподавателем по всем видам учебной работы студентов (аудиторной и внеаудиторной учебной самостоятельной работы) в соответствии с запланированными в рабочей программе учебной дисциплины контрольно-оценочными мероприятиями (далее - КОМ и разработанными к ним оценочными материалами. Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем, с периодичностью оценивания - не менее чем за каждые восемь часов занятий, за счет учебного времени отведенного на освоение учебной дисциплины, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.
Номер КОМ | Наименование КОМ |
СПР по теме «Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера (ЧС)». | |
СПР по теме «Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)». | |
СПР по теме «Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР)». | |
СПР по теме «Железнодорожная транспортная система чрезвычайных ситуаций (ЖТСЧС)». | |
Зачет (письменный) по темам 1 раздела «Гражданская оборона». | |
СПР по теме «Основы обороны государства (военная безопасность)». | |
СПР по теме «Предназначение и структура Вооружённых сил РФ (ВС РФ)». | |
СПР по теме «Воинская обязанность». | |
СПР по теме «Военная служба». | |
СПР по теме «Медико-санитарная подготовка». | |
Итоги АСР. | |
Итоги ВСР. |
- промежуточной аттестации, в процессе которой оценивают результаты учебной деятельности студентов за курс, и которая проводится в следующей(их) форме(ах):
|
|
Номер семестра | Форма промежуточной аттестации |
Дифференцированный зачёт |
Для проведения промежуточной аттестации разработаны билеты, содержащие теоретические вопросы для подготовки к дифференцированному зачёту:
Перечень вопросов для собеседования:
1. Дайте определение чрезвычайной ситуации (ЧС). Раскройте классификацию ЧС по источникам их возникновения.
2. Дайте определение стихийного бедствия и раскройте сущность и причины землетрясения и наводнения.
3. Дайте определение пожару и краткую характеристику видов природных пожаров.
4. Дайте определение взрыву и перечислите поражающие факторы взрыва.
5. Дайте определение аварии (катастрофам), перечислите их основные виды на транспорте и производстве.
6. Перечислите виды отравляющих веществ и дайте им краткую характеристику.
7. Перечислите поражающие факторы ядерного взрыва и дайте им краткую характеристику.
|
|
8. Назовите основные виды оружия массового поражения и дайте им краткую характеристику.
9. Перечислите основные источники (опасности) и отличительные признаки чрезвычайных ситуаций военного времени.
10. Назовите этапы становления и развития Гражданской обороны (ГО), раскройте её предназначение и основные задачи по защите населения.
11. Перечислите и раскройте содержание основных принципов, определяющих направления государственной политики в области защиты населения от ЧС.
12. Перечислите основные документы нормативно-правовой базы РФ и Федеральные законы, в которых определены основные положения по защите населения и территорий от ЧС.
13. Перечислите основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и Гражданской обороны.
14. Назовите этапы становления и развития Гражданской обороны (ГО), раскройте её предназначение и основные задачи по защите населения.
15. Сформулируйте основные мероприятия, которые выполняют силы МЧС РФ в режиме повседневной деятельности.
15. Сформулируйте основные мероприятия, которые будут выполнять силы МЧС в режиме повышенной готовности.
16. Сформулируйте основные мероприятия, которые будут выполнять силы МЧС РФ в режиме ЧС.
17. Перечислите основные виды АСДНР.
18. Перечислите основные виды всестороннего обеспечения АСДНР.
19. Сформулируйте цель и задачи ОКСИОН, перечислите основные технические средства терминальных комплексов.
20. Перечислите основные требования по подготовке железнодорожных станций и узлов к аварийному режиму работы.
21. Перечислите основные требования по подготовке локомотивного и вагонного хозяйств к аварийному режиму работы.
22. Перечислите основные требования по подготовке складов и хранилищ ГСМ к аварийному режиму работы.
23. Перечислите организационные мероприятия по защите рабочих и служащих ОЖДТ.
24. Перечислите инженерно-технические мероприятия по оборудованию ИТК ОЖДТ.
25. Перечислите специальные мероприятия по защите рабочих и служащих ОЖДТ.
26. Что понимается под устойчивостью ОЖДТ? Перечислите основные задачи ПУФО (ПУРО).
27. Раскройте содержание этапов проведения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.
28. Перечислите состав сил и задачи эшелонов при проведении аварийно-спасательных работ.
29. Перечислите основные мероприятия, представляющие собой комплекс защиты населения и территорий в случае ЧС.
30. Раскройте сущность эвакуации и рассредоточения, виды эвакуации, эвакуационные органы и их функции.
31. Раскройте сущность обороны государства и перечислите основные мероприятия по организации обороны государства.
32.Назовите основные угрозы военной безопасности РФ.
33. Раскройте сущность терроризма и перечислите его виды.
34. Перечислите отличительные признаки, присущие любому виду терроризма.
35. Раскройте классификацию современных войн и вооружённых конфликтов.
36. Перечислите основные принципы и задачи по борьбе с терроризмом.
37. Дайте определение национальной безопасности РФ, раскройте её составляющие.
38. Назовите характерные черты современных войн (вооружённых конфликтов).
39. Раскройте сущность, предназначение и перечислите исторические этапы создания и развития Вооружённых сил России.
40. Назовите основные задачи ВС РФ в мирное и военное время.
41. Назовите основные задачи ВС РФ в внутреннем вооружённом конфликте и в операциях по поддержанию мира.
42. Дайте определение воинской обязанности и перечислите её составляющие в мирное и военное время.
43. Перечислите основные обязанности военнослужащих ВС РФ.
44. Назовите основные направления и задачи по подготовке граждан к военной службе.
45. Раскройте организацию и порядок воинского учёта граждан.
|
|
46. Перечислите виды воинской деятельности и дайте им краткую характеристику.
47. Раскройте порядок призыва на военную службу.
48. Раскройте основные требования, предъявляемые к качествам военнослужащего.
49. Раскройте статус военнослужащих РФ и перечислите их основные права и свободы.
50. Дайте определения воинской дисциплине и внутреннему порядку, раскройте их сущность.
51. Перечислите ордена и медали Российской Федерации, которыми могут награждаться военнослужащие ВС РФ.
52. Перечислите боевые традиции ВС РФ и дни воинской славы (победные дни) России.
53. Назовите виды военной формы одежды и основные правила её ношения.
54. Дайте определение ранам, перечислите их виды и дайте рекомендации по оказанию первой медицинской помощи при ранениях.
55. Дайте определение кровотечениям, перечислите их виды и дайте рекомендации по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях.
56. Дайте определение травмам, перечислите их виды и дайте рекомендации по оказанию первой медицинской помощи при ушибах.
57. Дайте определение ожогам, перечислите их виды и дайте рекомендации по оказанию первой медицинской помощи при ожогах.
58. Дайте определение обморожениям, перечислите их виды и дайте рекомендации по оказанию первой медицинской помощи при обморожениях.
59. Дайте определение переломам, перечислите их виды и дайте рекомендации по оказанию первой медицинской помощи при переломах.
60. Дайте определение клинической смерти, перечислите характерные признаки и дайте рекомендации по оказанию первой медицинской помощи при клинической смерти.
Для проведения внутренней оценки качества обучения по учебной дисциплине(оценка усвоенных знаний) разрабатываются оценочные материалы в тестовой форме. Количество тестовых заданий рассчитывается от max количества часов по учебной дисциплине проводится (если иное не указано в показателях) и определяется по следующей формуле: до 60 часов - не менее одного тестового задания на один час; от 60 до 100 часов не менее одного тестового задания на полтора часа; от 100 часов и выше не менее одного тестового задания на два часа. Оценочные материалы для проведения внутренней оценки качества освоения ППССЗ являются едиными для обучающихся по очной и заочной формам обучения.
|
|
Необходимым условием к определению критериев оценки результата является 100% выполнение требований стандарта и не менее 70% правильно выполненных заданий по каждой дидактической единице или КОМ, а также достижение запланированного в рабочей программе уровня освоения.
Оценка освоенных умений и усвоенных знаний в процессе текущего контроля успеваемости включает в себя результаты прохождения студентом КОМ, при этом обязательно оцениваются результаты выполнения аудиторной (АСР) и внеаудиторной (ВСР) самостоятельной учебной работы. С целью всесторонней оценки освоенных умений и усвоенных знаний по учебной дисциплине и для обеспечения объективности в оценивании результата обучения студент обязан, выполнить задания всех КОМ независимо от причин отсутствия во время их проведения. В случае невыполнения заданий пропущенных КОМ в сроки, установленные преподавателем, студент получает оценку «неудовлетворительно».
Оценка по промежуточной аттестации выставляется в процессе проведения формы аттестации, указанной в учебном плане, при этом учитываются результаты текущей контроля успеваемости. Таким образом, оценка по промежуточной аттестации должна носить комплексный (интегрированный или кумулятивный) характер.
5 Научные и жизненно-актуальные подходы к изучению изучения дисциплины
Как всякая наука, безопасность жизнедеятельности имеет свои постулаты. К ним, в первую очередь, относятся следующие аксиомы:
1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.
2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.
3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.
4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.
5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.
6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.
7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).
8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.
9. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.
Теоретические знания основаны на многих принципах БЖД, их можно разделить на четыре группы:
1. ориентирующие (общее направление поиска);
2. организующие (организация рабочего дня);
3. управленческие (контроль за соблюдением норм, ответственность);
4. технические (направлены на реализацию защитных средств технических устройств).
К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.
К управленческим – стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие.
К организационным - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты времени (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).
К техническим – принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности: принцип защиты количеством, например, максимальное снижение вредных выбросов; принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация; принцип слабого звена, использование его в системах, работающих под давлением (разрывные мембраны, скороварки и т.д.).
Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга. На основе принципов БЖД разрабатываются методы и создаются средства обеспечения безопасности жизнедеятельности. В БЖД существуют два понятия ноксосфера («ноксо» (лат.)- опасность) и гомосфера (сфера, в которой присутствует человек). Опасность реализуется на пересечении этих двух сфер. Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.
Опасность - явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы «Человек - Окружающая среда» и возникает, когда их характеристики не совпадают.
Остаточный риск - свойство систем, объектов быть потенциально опасными.
Безопасность – свойство систем «Человек – Машина – Среда» сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.
Признаки опасности - угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью и нарушения нормального функционирования экологических систем.
Источники формирования опасности -сам человек, его труд, деятельность, средства труда, окружающая среда, явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.
Этапы решения конкретных задач безопасности - идентификация (подробный анализ) опасностей, присущих каждой конкретной деятельности, разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных опасностей, разработка мер ликвидации последствий реализации опасности.
Рассмотрим методы обеспечения БЖД:
1. А –методы – разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиа. двигателей);
2. Б -методы – нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий, привести её характеристики до возможных);
3. В -методы – приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);
4. Г -методы – комбинирование А, Б, В методов.
Средства обеспечения БЖД подразделяются на средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ).
СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).
СИЗ – в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.), применяются индивидуально каждым человеком особенно тогда, когда нет других средств защиты. Отдельно можно выделить различные приспособления для обеспечения безопасности, например, лестницы, трапы, леса, люки.
Знание основных постулатов, методов и способов защиты позволяет людям вырабатывать основные правила безопасности жизнедеятельности:
- предвидеть;
- при возможности – избегать;
- при необходимости – действовать.
Предвидеть, чтобы развить эту способность, необходимо мысленно проигрывать различные опасные ситуации, с которыми вы можете столкнуться. Один из девизов науки выживания таков: «Пройденная опасность – безопасна». Если человек задумается о факторахугрожающих ему, то он заранее попытается найти выход из положения и исключить риск.
По возможности - избегать, не война и эпидемии, не стихийные бедствия и экологические катастрофы уносят сегодня больше всего человеческих жизней, а элементарная беспечность людей. Человеку нужно знать и учитывать слабые стороны потенциально проблемных для человека ситуаций, например плохая физическая подготовка, боязнь замкнутого пространства (клаустрофобия), отсутствие дома и на работе технических средств безопасности, не исправность техники (автомобиля, мотоцикла или велосипеда). Халатность и неподготовленность могут обернуться бедой. По возможности человеку необходимо избегать обстоятельств, которые он заведомо не сможет контролировать, не провоцировать агрессию по отношению к себе, если не уверен, что нейтрализует её.
При необходимости – действовать, оказавшись вэкстремальных условиях решительно, используя весь арсенал своих знаний и навыков. Анализировать происшедшее следует позже.
Таким образом, мы рассмотрели сущность и предназначение, аксиомы и принципы, методы и способы, историю возникновения и развития научной и учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Контрольные вопросы:
1. Назовите предмет и задачи изучаемой дисциплины.
2. Перечислите основные источники для изучения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
3. Сформулируйте актуальность изучения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».