Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Для любителей учиться: http://www.alleng.ru/index.htm




 

 

4 Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебной дисциплине

 

Текущий контроль успеваемости студентов проводится преподавателем по всем видам учебной работы студентов (аудиторной и внеаудиторной учебной самостоятельной работы ) в соответствии с запланированными в рабочей программе учебной дисциплины контрольно-оценочными мероприятиями (далее - КОМ и разработанными к ним оценочными материалами. Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем, с периодичностью оценивания - не менее чем за каждые восемь часов занятий, за счет учебного времени отведенного на освоение учебной дисциплины, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.

Номер КОМ Наименование КОМ
СПР по теме «Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера (ЧС)».
СПР по теме «Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)».
СПР по теме «Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР)».
СПР по теме «Железнодорожная транспортная система чрезвычайных ситуаций (ЖТСЧС)».
Зачет (письменный) по темам 1 раздела «Гражданская оборона».
СПР по теме «Основы обороны государства (военная безопасность)».
СПР по теме «Предназначение и структура Вооружённых сил РФ (ВС РФ)».
СПР по теме «Воинская обязанность».
СПР по теме «Военная служба».
СПР по теме «Медико-санитарная подготовка».
Итоги АСР.
Итоги ВСР.

- промежуточной аттестации, в процессе которой оценивают результаты учебной деятельности студентов за курс, и которая проводится в следующей(их) форме(ах):

Номер семестра Форма промежуточной аттестации
Дифференцированный зачёт

 

 

Для проведения промежуточной аттестации разработаны билеты, содержащие теоретические вопросы для подготовки к дифференцированному зачёту:

Перечень вопросов для собеседования:

1. Дайте определение чрезвычайной ситуации (ЧС). Раскройте классификацию ЧС по источникам их возникновения.

2. Дайте определение стихийного бедствия и раскройте сущность и причины землетрясения и наводнения.

3. Дайте определение пожару и краткую характеристику видов природных пожаров.

4. Дайте определение взрыву и перечислите поражающие факторы взрыва.

5. Дайте определение аварии (катастрофам), перечислите их основные виды на транспорте и производстве.

6. Перечислите виды отравляющих веществ и дайте им краткую характеристику.

7. Перечислите поражающие факторы ядерного взрыва и дайте им краткую характеристику.




8. Назовите основные виды оружия массового поражения и дайте им краткую характеристику.

9. Перечислите основные источники (опасности) и отличительные признаки чрезвычайных ситуаций военного времени.

10. Назовите этапы становления и развития Гражданской обороны (ГО), раскройте её предназначение и основные задачи по защите населения.

11. Перечислите и раскройте содержание основных принципов, определяющих направления государственной политики в области защиты населения от ЧС.

12. Перечислите основные документы нормативно-правовой базы РФ и Федеральные законы, в которых определены основные положения по защите населения и территорий от ЧС.

13. Перечислите основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и Гражданской обороны.

14. Назовите этапы становления и развития Гражданской обороны (ГО), раскройте её предназначение и основные задачи по защите населения.

15. Сформулируйте основные мероприятия, которые выполняют силы МЧС РФ в режиме повседневной деятельности.

15. Сформулируйте основные мероприятия, которые будут выполнять силы МЧС в режиме повышенной готовности.

16. Сформулируйте основные мероприятия, которые будут выполнять силы МЧС РФ в режиме ЧС.

17. Перечислите основные виды АСДНР.

18. Перечислите основные виды всестороннего обеспечения АСДНР.

19. Сформулируйте цель и задачи ОКСИОН, перечислите основные технические средства терминальных комплексов.

20. Перечислите основные требования по подготовке железнодорожных станций и узлов к аварийному режиму работы.



21. Перечислите основные требования по подготовке локомотивного и вагонного хозяйств к аварийному режиму работы.

22. Перечислите основные требования по подготовке складов и хранилищ ГСМ к аварийному режиму работы.

23. Перечислите организационные мероприятия по защите рабочих и служащих ОЖДТ.

24. Перечислите инженерно-технические мероприятия по оборудованию ИТК ОЖДТ.

25. Перечислите специальные мероприятия по защите рабочих и служащих ОЖДТ.

26. Что понимается под устойчивостью ОЖДТ? Перечислите основные задачи ПУФО (ПУРО).

27. Раскройте содержание этапов проведения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

28. Перечислите состав сил и задачи эшелонов при проведении аварийно-спасательных работ.

29. Перечислите основные мероприятия, представляющие собой комплекс защиты населения и территорий в случае ЧС.

30. Раскройте сущность эвакуации и рассредоточения, виды эвакуации, эвакуационные органы и их функции.

31. Раскройте сущность обороны государства и перечислите основные мероприятия по организации обороны государства.

32.Назовите основные угрозы военной безопасности РФ.

33. Раскройте сущность терроризма и перечислите его виды.

34. Перечислите отличительные признаки, присущие любому виду терроризма.

35. Раскройте классификацию современных войн и вооружённых конфликтов.

36. Перечислите основные принципы и задачи по борьбе с терроризмом.

37. Дайте определение национальной безопасности РФ, раскройте её составляющие.

38. Назовите характерные черты современных войн (вооружённых конфликтов).

39. Раскройте сущность, предназначение и перечислите исторические этапы создания и развития Вооружённых сил России.

40. Назовите основные задачи ВС РФ в мирное и военное время.

41. Назовите основные задачи ВС РФ в внутреннем вооружённом конфликте и в операциях по поддержанию мира.

42. Дайте определение воинской обязанности и перечислите её составляющие в мирное и военное время.

43. Перечислите основные обязанности военнослужащих ВС РФ.

44. Назовите основные направления и задачи по подготовке граждан к военной службе.

45. Раскройте организацию и порядок воинского учёта граждан.

46. Перечислите виды воинской деятельности и дайте им краткую характеристику.

47. Раскройте порядок призыва на военную службу.

48. Раскройте основные требования, предъявляемые к качествам военнослужащего.

49. Раскройте статус военнослужащих РФ и перечислите их основные права и свободы.

50. Дайте определения воинской дисциплине и внутреннему порядку, раскройте их сущность.

51. Перечислите ордена и медали Российской Федерации, которыми могут награждаться военнослужащие ВС РФ.

52. Перечислите боевые традиции ВС РФ и дни воинской славы (победные дни) России.

53. Назовите виды во­енной формы одежды и основные правила её ношения.

54. Дайте определение ранам, перечислите их виды и дайте рекомендации по оказанию первой медицинской помощи при ранениях.

55. Дайте определение кровотечениям, перечислите их виды и дайте рекомендации по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях.

56. Дайте определение травмам, перечислите их виды и дайте рекомендации по оказанию первой медицинской помощи при ушибах.

57. Дайте определение ожогам, перечислите их виды и дайте рекомендации по оказанию первой медицинской помощи при ожогах.

58. Дайте определение обморожениям, перечислите их виды и дайте рекомендации по оказанию первой медицинской помощи при обморожениях.

59. Дайте определение переломам, перечислите их виды и дайте рекомендации по оказанию первой медицинской помощи при переломах.

60. Дайте определение клинической смерти, перечислите характерные признаки и дайте рекомендации по оказанию первой медицинской помощи при клинической смерти.

Для проведения внутренней оценки качества обучения по учебной дисциплине(оценка усвоенных знаний) разрабатываются оценочные материалы в тестовой форме. Количество тестовых заданий рассчитывается от max количества часов по учебной дисциплине проводится (если иное не указано в показателях) и определяется по следующей формуле: до 60 часов - не менее одного тестового задания на один час; от 60 до 100 часов не менее одного тестового задания на полтора часа; от 100 часов и выше не менее одного тестового задания на два часа. Оценочные материалы для проведения внутренней оценки качества освоения ППССЗ являются едиными для обучающихся по очной и заочной формам обучения.

Необходимым условием к определению критериев оценки результата является 100% выполнение требований стандарта и не менее 70% правильно выполненных заданий по каждой дидактической единице или КОМ, а также достижение запланированного в рабочей программе уровня освоения.

Оценка освоенных умений и усвоенных знаний в процессе текущего контроля успеваемости включает в себя результаты прохождения студентом КОМ, при этом обязательно оцениваются результаты выполнения аудиторной (АСР) и внеаудиторной (ВСР) самостоятельной учебной работы. С целью всесторонней оценки освоенных умений и усвоенных знаний по учебной дисциплине и для обеспечения объективности в оценивании результата обучения студент обязан, выполнить задания всех КОМ независимо от причин отсутствия во время их проведения. В случае невыполнения заданий пропущенных КОМ в сроки, установленные преподавателем, студент получает оценку «неудовлетворительно».

Оценка по промежуточной аттестации выставляется в процессе проведения формы аттестации, указанной в учебном плане, при этом учитываются результаты текущей контроля успеваемости. Таким образом, оценка по промежуточной аттестации должна носить комплексный (интегрированный или кумулятивный) характер.

 

5 Научные и жизненно-актуальные подходы к изучению изучения дисциплины

 

Как всякая наука, безопасность жизнедеятельности имеет свои постулаты. К ним, в первую очередь, относятся следующие аксиомы:

1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).

8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

9. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.

Теоретические знания основаны на многих принципах БЖД, их можно разделить на четыре группы:

1. ориентирующие (общее направление поиска);

2. организующие (организация рабочего дня);

3. управленческие (контроль за соблюдением норм, ответственность);

4. технические (направлены на реализацию защитных средств технических устройств).

К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.

К управленческим – стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие.

К организационным - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты времени (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).

К техническим – принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности: принцип защиты количеством, например, максимальное снижение вредных выбросов; принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация; принцип слабого звена, использование его в системах, работающих под давлением (разрывные мембраны, скороварки и т.д.).

Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга. На основе принципов БЖД разрабатываются методы и создаются средства обеспечения безопасности жизнедеятельности. В БЖД существуют два понятия ноксосфера («ноксо» (лат.)- опасность) и гомосфера (сфера, в которой присутствует человек). Опасность реализуется на пересечении этих двух сфер. Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.

Опасность - явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы «Человек - Окружающая среда» и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Остаточный риск- свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

Безопасность – свойство систем «Человек – Машина – Среда» сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

Признаки опасности - угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью и нарушения нормального функционирования экологических систем.

Источники формирования опасности -сам человек, его труд, деятельность, средства труда, окружающая среда, явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

Этапы решения конкретных задач безопасности - идентификация (подробный анализ) опасностей, присущих каждой конкретной деятельности, разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных опасностей, разработка мер ликвидации последствий реализации опасности.

Рассмотрим методы обеспечения БЖД:

1. А–методы – разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиа. двигателей);

2. Б-методы – нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий, привести её характеристики до возможных);

3. В­-методы – приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);

4. Г-методы – комбинирование А,Б,Вметодов.

Средства обеспечения БЖД подразделяются на средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ).

СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).

СИЗ – в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.), применяются индивидуально каждым человеком особенно тогда, когда нет других средств защиты. Отдельно можно выделить различные приспособления для обеспечения безопасности, например, лестницы, трапы, леса, люки.

Знание основных постулатов, методов и способов защиты позволяет людям вырабатывать основные правила безопасности жизнедеятельности:

- предвидеть;

- при возможности – избегать;

- при необходимости – действовать.

Предвидеть,чтобы развить эту способность, необходимо мысленно проигрывать различные опасные ситуации, с которыми вы можете столкнуться. Один из девизов науки выживания таков: «Пройденная опасность – безопасна». Если человек задумается о факторахугрожающих ему, то он заранее попытается найти выход из положения и исключить риск.

По возможности - избегать, не война и эпидемии, не стихийные бедствия и экологические катастрофы уносят сегодня больше всего человеческих жизней, а элементарная беспечность людей. Человеку нужно знать и учитывать слабые стороны потенциально проблемных для человека ситуаций, например плохая физическая подготовка, боязнь замкнутого пространства (клаустрофобия), отсутствие дома и на работе технических средств безопасности, не исправность техники (автомобиля, мотоцикла или велосипеда). Халатность и неподготовленность могут обернуться бедой. По возможности человеку необходимо избегать обстоятельств, которые он заведомо не сможет контролировать, не провоцировать агрессию по отношению к себе, если не уверен, что нейтрализует её.

При необходимости – действовать,оказавшись вэкстремальных условиях решительно, используя весь арсенал своих знаний и навыков. Анализировать происшедшее следует позже.

Таким образом, мы рассмотрели сущность и предназначение, аксиомы и принципы, методы и способы, историю возникновения и развития научной и учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Контрольные вопросы:

1. Назовите предмет и задачи изучаемой дисциплины.

2. Перечислите основные источники для изучения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

3. Сформулируйте актуальность изучения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».





Дата добавления: 2017-12-14; просмотров: 506; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8234 - | 7893 - или читать все...

 

35.175.200.4 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.009 сек.