Воспламеняемость топлива определяет пусковые и маневренные качества двигателя. Низкая воспламеняемость может вызывать трудности при пуске двигателя и работе на переменных нагрузках. Показателями воспламеняемости дистиллятных топлив являются цетановое число, цетановый и дизельный индексы. Первый показатель определяется при помощи лабораторной установки, два последующих рассчитываются при помощи эмпирических зависимостей.
Остаточные топлива являются смесями различных компонентов. Их воспламеняемость зависит от фракционного и химического составов. Особую роль играет присутствие в топливе ароматических углеводородов. В процессе испытаний было выяснено, что содержание ароматических углеводородов в топливе хорошо согласуется с функцией, зависящей от его плотности и вязкости. Эта функция получила название «Расчетный индекс углеродной ароматичности», РИУА (в англоязычной терминологии Calculated Carbon Aromatically Index, CCAI). Значение этого индекса определяется по формуле
|
|
Величина CCAI может быть определена при помощи номограммы, представленной на рис. 1.4
Величина CCAI, меньшая 850,свидетельствует о надежной самовоспламеняемости топлива, 850-875 – удовлетворительная, а более 875 – характеризует затруднение самовоспламенение. По величине CCAI можно судить о воспламеняемости топлива, что в свою очередь связано с кажущимся цетановым числом. Значение CCAI, равное 875, представляет кажущееся цетановое число в диапазоне 18-20, а значение CCAI, равное 850, соответствует кажущемуся цетановому числу в диапазоне 29-31. Чем меньше CCAI, тем больше величина кажущегося цетанового числа.