ВНИМАНИЕ! Перед выполнением контрольных определений следует внимательно изучить правила безопасности работы, общие правила и методы работы с СЛТМ, а также правила отбора проб, изложенные в настоящем руководстве. В необходимых случаях следует организовать обучение персонала приемам работы с лабораторией. В приводимых ниже методиках контроля используется оборудование, принадлежности, приспособления, посуда, реактивы, а также номограммы и образцы из альбома номограмм, входящих в состав СЛТМ.
Контрольные определения выполняются при крене не более 15°.
Все результаты контрольных определений записываются в журнал наблюдений.
Методы определения показателей качества топлива и масла
Показатель | Характеристика метода определения |
Диспергирующая способность масла | Капельно-диффузионный, рассчитывается по соотношению зоны диффузии и зоны центрального ядра масляного пятна, полученного нанесением капельной пробы масла на фильтровальную бумагу |
Кинематическая вязкость | Вискозиметром, по времени истечения НП |
Кислотное число | Экстракционно-колориметрический, с индикатором нитразиновым желтым и визуальной оценкой пробы |
Плотность | Ареометром |
Совместимость моторных масел | Визуальный (с применением лупы), оценкой совместимости смеси масел, нанесенных на предметное стекло тонким слоем, в сравнении с графическими образцами |
Содержание воды | Калориметрический, на основе измерения повышения температуры НП, происходящего при взаимодействии с водой добавляемого к НП гидрида кальция |
Содержание нерастворимого осадка (механические примеси) в маслах | По номограмме, на основе измерения ареометром разности плотностей свежего и работающего масел |
Щелочное число | Экстракционно-колориметрический, с индикатором бромтимоловым синим и визуальной оценкой пробы по цветовой шкале |
|
|
4.1 Определение вязкости масла
Вязкость масла должна обеспечивать надежную смазку трущихся поверхностей деталей ДВС, минимальный расход масла, топлива и наименьший износ трибосопряжений на всех возможных в эксплуатации режимах работы двигателя. В процессе работы масла в дизеле происходит постоянное изменение его вязкости. Увеличение вязкости масла происходит в результате его окисления и эксплуатационного старения. Внезапное повышение вязкости обычно вызывается интенсивным загрязнением масла нерастворимыми продуктами. Уменьшение вязкости может происходить только из-за смешивания масла с маловязким топливом или маслом более низкой вязкости.
Метод определения и характеристики
4.1.1.1 Метод определения кинематической вязкости основан на зависимости времени истечения 100 мл масла от его вязкости. Результат получают при температуре окружающего воздуха и приводят значение вязкости к температуре 100 °С.
|
|
4.1.1.2 Имея значение кинематической вязкости, может быть определено и значение относительной вязкости (в % от вязкости свежего масла). Относительная вязкость определяется для установления отклонения вязкости работающего масла от первоначальной вязкости того же масла (свежего), а также в тех случаях, когда для испытуемой марки масла нет вязкостно-температурной номограммы.
Определение вязкости производится для двух проб масла:
а) свежего, вязкость которого известна по паспорту поставщика (vсв);
б) работающего, вязкость которого определяется путем контроля отобранной пробы (vраб)