Структура простейшей программы

Программа на языке Pascal представляет собой набор строк, длина каждой из которых не превышает 127 символов, и в общем виде может быть представлена следующим образом:

 

Program<имя программы>; {заголовок программы} Uses<модуль1>,<модуль2>,…; {подключаемые библиотечные модули} Label<метка 1>, <метка 2>,…; {раздел описания меток} Const<имя1>=<значение1>; <имя2>=<значение2>;…;{раздел описания констант} Type<имя типа>=<описание>;…;{описание типов данных пользователя} Var {раздел описания переменных} <имя переменной 1>:<тип1>;<имя переменной 2>:<тип2>;…; Procedure; {объявление процедур пользователя} Function; {объявление функций пользователя} Begin …{раздел операторов} End.

 

Данные в программах. Типы данных

Любые данные, используемые в программе, должны относиться к определенному типу, характеризующему множество значений (диапазон), которые могут принимать данные, способ представления этих данных в памяти компьютера и множество применимых к ним операций и функций.

Типы данных языка Pascal можно подразделить на

простые (порядковые и вещественные);

структурированные (массивы, записи, строки, множества, файлы).

Кроме того, можно отметить указатели, процедурные типы и объекты.

Наиболее часто используютданные:

Integer − целого типа (целые числа);

Real − вещественного типа (действительные числа);

Boolean − логического типа (true, false);

Char − символьного типа.

Переменные одного из указанных выше типов могут быть описаны в разделе описания следующим образом:

 

var

a, n: Integer; {переменные a, n − целого типа}

x, y: Real; {переменные x, y − вещественного типа}

logic: Boolean; {переменная logic − логического типа}

symb: Char; {переменная symb − символьного типа}

 

Операторы языка программирования Pascal

Все операторы языка Pascal можно подразделить на простые (присваивания, безусловного перехода, пустой), структурированные (условия, выбора, повтора), составной и операторы ввода-вывода.

Оператор присваивания

Формат оператора следующий:

<имя переменной>:= <выражение>

Принцип действия: вычисляется выражение, находящееся в правой части, и его значение присваивается переменной в левой части.

Операторы ввода-вывода

Ввод информации с клавиатуры во время работы программы реализуется с помощью операторов

Read(список переменных, указанных через запятую)

Readln(список переменных, указанных через запятую)

Принцип действия: выполнение программы приостанавливается, и система переходит в режим ожидания (черный экран с мигающим курсором) ввода пользователем значения переменной или переменных. При использовании в программе оператора read пользователь должен вводить значения переменных, отделяя их пробелом, а при использовании readln после ввода каждого значения переменной нажимается клавиша Enter (лишние данные в строке ввода при этом игнорируются).

После ввода пользователем значений всех указанных в списке действующего оператора переменных выполнение программы возобновляется, а введенные значения присваиваются перечисленным в операторе ввода переменным.

Примечания.

1 Оператор readln без параметров можно использовать для просмотра результатов выполнения программы до завершения ее работы. В этом случае система находится в режиме ожидания нажатия пользователем клавиши Enter.

2 Значения переменных логического типа нельзя вводить с клавиатуры.

 

Для вывода информации (сообщений или результатов работы) используют операторы

Write(список переменных, констант, выражений через запятую)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow