double arrow

Только он сможет нам помочь».

Этот текст – блестящий образец воплощения в жизнь мифа – Юрий Трутнев. Яркий пример использования в PR суггестивной лингвистики с опорой на миф.

1. а) Миф героя, который принесет обновление.

«Родился в первый день весны», с точки зрения семиотики, весна как знак – время года, как символ – время пробуждения, время чего-то нового (что, как мы помним, было очень важно для Перми в то время), более того весна – общепризнанный знак – время любви, значит, большинство женского электората обязательно представят хорошенького мальчика (дети), превратившегося в красавца-мужчину. Сексуальность – третья из основных составляющих успешного имиджа.

б) Миф героя, который знает традиции, значит, не принесет разрушения.

«На Разгуляе, где когда-то возник наш город, в старом двухэтажном доме (Ленина, 3) под присмотром бабушки и деда рос обыкновенный мальчик».

«Разгуляй» как знак – район города Перми, «Разгуляй» как символ – место, откуда началась Пермь, то есть без него ничего бы не было, «старый двухэтажный дом» как знак – типичный барак, как символ имеет как минимум два значения: традиции и их незыблемость, мудрость старины; «таких домов много» – значит, герой «родом из народа», один «из нас», «такой же, как мы», значит, знает чаяния и нужды народа.

Набор слов «бабушка и дедушка, воспитание» как символ также имеет два значения: одно такое же, как «старый дом на Разгуляе» – незыблемость и знание традиций, основ; второе – воспитан людьми старшего поколения, значит, не избалован, воспитан строго, значит, знает порядок (далее – миф «герой, который знает и умеет наводить порядок» – еще появится).

в) Миф земляка, миф героя, с самого раннего детства умеющего принимать правильные решения.

«Родители много работали на нефтяных промыслах. Пришлось стать самостоятельным». Прикамье – нефтяная область, нефтяники – уважаемые люди. Символическое значение фразы «родители много работали на нефтяных промыслах» для жителей Перми – «хорошая, трудоспособная, уважаемая семья».

Далее идее развитие мифов «родом из народа», «земляк», «герой, который независим и самостоятелен»: «Школа, пионерия, комсомол, – все как у миллионов советских людей. Учился легко, увлекался математикой, химией, историей. Пошел по стопам родителей и поступил в ППИ на горный факультет».

г) Миф героя – лидера, многие задатки которого даны свыше.

«С успехом окончил», «сдал кандидатские экзамены», «первый получил направление», «проявил изрядный дар лидера», «возглавил студенчество», – символическое значение: прирожденный лидер,успешный лидер, человек, который может за собой повести.

Герой – всегда особенный человек. Поэтому лидерство – это дар. А дар, как известно, дается не каждому, и дается свыше.

д) Миф героя, преодолевающего любые испытания.

«Многократно поднимался в горы» – знак. Но что на самом деле значит, когда человек поднимается гору? Это символ – преодоления испытаний, символ упорности, символ победы человека над какими бы то ни было условиями. И это значение усилено определением «многократно». И для массового сознания человек «многократно» поднимавшийся в горы – герой.

е) Миф героя как особенного человека.

Знак: «постигая тайны боевого искусства», вроде бы предельно ясно. Значит, занимается восточными (или еще какими) единоборствами в спортзале. Но на самом деле, символичное значение этой фразы иное, ведь он постигает тайны (а дано это далеко не каждому), значит, он особенный, значит, он герой.

С помощью семиологической системы (сплав означаемого и значащего, система символов и знаков) для Юрия Трутнева создали героический миф, в котором герой – земляк, «родом из народа», принесет обновление и не принесет разрушения, так как знает традиции, он с самого раннего детства принимает самостоятельные решения, он лидер, он успешен, он из хорошей семьи, он преодолевает любые испытания, и, в конце концов, он особенный.

2. а) Миф о герое как о богатыре.

Зачин у этой агитационной листовки – абсолютно сказочный, басенный. Начинается с местоимения «он», кто – он? Он – богатырь, он – мессия... Не в 1956 году, а «года 1956», как в старославянских текстах, как в былинах. Он не просто «поступил в университет», он «пошел по стопам родителей». Эта былинность, размеренность, нарочитая песенность и плавность настраивает читателя на некоторый почтительный лад, на уважение к тому, о ком басня/миф.

б) Миф о герое как о человеке думающем, интеллектуале.

«Любимое животное Юрия Петровича – тигр. Именно его он считает царем зверей. «Ведь лев, – поясняет он, – лидер по привычке, а не по призванию. Кроме того, он слишком кудряв и номенклатурен, водится где-то в Африке, и видели-то его только в зоопарке и по телевизору. А Тигр – наш российский житель. Мудрый, красивый хищник. Сила, грация... Может быть победителем». Эпитеты «мудрый, красивый, хищник, российский, лидер по призванию» читатель волей-неволей проецирует на Трутнева. Метафора «Трутнев-тигр» – слишком хороша, чтобы не закрепиться в массовом сознании.

в) Миф героя, не просто рвущегося к власти, а радеющего за родной город.

«Последним вступил в предвыборную борьбу», у читателей сразу же возникает вопрос: почему последним? Им не оставляют не времени, не вариантов для раздумья, им предлагают ответ самого Юрия Трутнева на их же вопрос, получается диалог, а когда есть диалог, есть доверие: «Я, к сожалению, не увидел среди заявившихся на пост мэра людей, которые смогут кардинально изменить Пермь. Двое из них возглавляли администрацию последние четыре года. И теперь трудно надеяться на то, что они изменят стиль работы и наш город». Они говорят: «Нет денег...» и по-прежнему сохраняют помойки и пустыри, разбитые дороги, темноту, грязь, унизительное существование тысяч людей старшего поколения – наших родителей...» И здесь возникает еще один миф, и он уже используется как «черный» PR.

г) Миф номенклатурных, ленивых, не любящих свой город, бесхозяйственных политиков.

По нашему мнению, за счет ненавязчивых сравнений «номенклатурных» и «слишком кудрявых», «не наших» львов и российских мудрых тигров, за счет «прямой» речи героя почти в финале листовки (композиционный прием – градация) у читателя складывается мнение о существующей оппозиции: герой-Трутнев против негерой-Филь (бывший мэр Перми). Именно Филь является чиновником - номенклатурщиком, именно его слова: «Нет денег...», именно его пермяки обвиняли в грязи и бездорожье. Имени Филь – нет, а образ его превосходно воссоздан, опять же мифический образ, который закрепляется глубоко в массовом сознании.

д) Миф героя, романтичного, любящего природу, верного друга.

«Пели много и хорошо, рисковали, друг друга спасали. Товарищи знали – если идешь в связке с Юрой – все в порядке». Ничего не напоминает? Высоцкий, походы, песни под гитару, рыбалка, в общем, читатель делает определенный вывод, что герой-то не просто «свой», у них общая с ним история. Ведь многие когда-то были студентами, ходили в походы и пели: «Если друг оказался вдруг...». И похоже на строчки из походных бардовских песен: «идешь в связке с Юрой – все в порядке»...

е) Миф о герое, имеющем твердый, волевой характер.

Четкая композиция, логичное построение предложений. Ни одного восклицательного или вопросительного знака, никакой неопределенности. Текст разбит на смысловые отрезки. Подзаголовки – четко над серединой каждого абзаца, не выделены курсивом, не подчеркнуты, никаких «рюшечек». Такие заголовки образовали своего рода «красную линию», охватив глазами которую читатель составляет общее впечатление и о тексте, и о человеке. Эти подзаголовки, кроме прочего, являются ключевыми словами. Так, в этом тексте это: «Путь» – «Романтика» – «Сила» – «Работа» – «Долг». Особенность создаваемая этими текстовыми приемами – создание в среде избирателей образа молодого, романтичного, сильного, честного и обязательного человека. Причем спортивный принцип подчеркивается даже в формальном построении текста: он строится ступенеобразно, словно показывая неуклонный подъем лидера к самой вершине: от крутого склона речки Егошихи до Памира к вершинам политической власти.

Много слов «сила», «сильный», «слово его крепко», «отвага», «сила и крепкое слово». Кульминационный момент – рассказ о «любимом» животном - тигре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: