Анализ базовых понятий науки и практики государственного и муниципального управления

ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Данный курс призван дать студенту общее представление о системе государственного и муниципального управления.

В нем государственное и муниципальное управление изучается в целостном виде, как определенная система элементов - органов, должностных лиц, связей между ними, их деятельности.

Где бы ни работал затем выпускник вуза в центральном аппарате министерства, у губернатора субъекта РФ, в мэрии, районной управе, функционером общественного объединения, в управлении акционерным обществом и т.д., он должен иметь представление о целостной системе управления в обществе.

Сущность государственного и муниципального управления

Осмысление содержания института государственного и муниципального управления связано с определением понятия «управление».

С точки зрения кибернетики – профильной науки об управлении,

управление - целенаправленное воздействие субъекта (того, кто управляет) на объект (того/то, кем/чем управляют) при получении непрерывной обратной связи.

Кибернетика – это наука об общих принципах и закономерностях управления и передачи информации в механических, биологических и социальных системах [1].

Государственное и муниципальное управление – это один из видов управления, специфика которого обусловлена тем, что объектом воздействия является общество, являющееся с точки зрения кибернетики наиболее сложным и наименее предсказуемым объектом.

Данная сложность определяется многими факторами, к числу которых можно отнести:

· высокую важность обратных связей,

· множественность социальных ролей государственных служащих, их вовлеченность в сферу действия принимаемых решений и другие.

 

В то же время государственное и муниципальное управление неверно отождествлять с управлением обществом, которое является более широким понятием по нескольким причинам:

1. Субъектами управления обществом помимо органов государственного и муниципального управления могут быть политические партии, СМИ и другие;

2. В отличие от государственного и муниципального управления, осуществляемого обычно «сверху вниз» субъект общественного воздействия чаще и эффективнее реализует «горизонтальные» средства и методы управления, предусматривающие партнерство, взаимодействие с объектом.

3. Субъект государственного управления институционально, функционально, культурно-этически дистанцирован отвнешней среды в гораздо большей степени, чем субъект социального управления.

 

С учетом вышеизложенного, государственное и муниципальное управление – это особый вид общественного управления, который отличается:

· спектром субъектов воздействия,

· особым инструментарием воздействия,

· высокой степенью автономии от окружающего социума [1].

 

При этом государственное и муниципальное управление тесно связано с обществом, которое является не только объектом воздействия, но и источником и ресурсом совершенствования, количественных и качественных преобразований системы управления.

Анализ базовых понятий науки и практики государственного и муниципального управления

Основным термином государственного и муниципального управления является понятие государственная власть.

 

Государственная власть – официально установленное, юридически закрепленное право, возможность и способность субъекта воздействовать на объект государственного управления [1].

 

Государственная власть отличается от других видов власти по ряду критериев:

· субъекты;

· источники и ресурсы;

· характер осуществления;

· пределы распространения.

 

Для конкретного государства значение этих критериев зависит от следующих факторов, определяющих профиль национальной государственности: (рисунок 2.1).

 

 

 


Сущностные признаки государственной власти:

1. Суверенитет – верховенство над иными субъектами власти на данной территории, возможность самостоятельно и независимо определять и реализовывать государственную политику.

В зависимости от формы правления источники и носители суверенитета различны:

· в монархии верховным сувереном власти является глава государства – монарх;

· в республике (лат. respublica; res – дело,publicа – общественный, всенародный) сувереном и единственным источником государственной власти является народ.

 

2. Легитимность – признание народом данной власти, показатель уровня доверия народа.

 

3. Участие общественности в учреждении государственной власти и контроле над ней.

 

4. Подчиненность власти праву.

 

5. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви.

 

6. Ограниченность сферы влияния власти на общество.

Государственная власть является исходным, волевым началом, источником государственного управления, определяет его форму и содержание.

По различным критериям выделяют различные типы государственной власти:

1. По характеру политического режима (американские политологи ГаблиэльАлмонд, Сидней Верба)

· тоталитарная государственная власть – характеризуется отсутствием политического, экономического и культурного плюрализма (например, режим СССР в эпоху И.В. Сталина);

· авторитарная государственная власть – характеризуется отсутствием политического, культурного плюрализма, но допускается экономический плюрализм;

· демократическая государственная власть - характеризуется присутствием политического, экономического и культурного плюрализма;

 

2. Классификация государственной власти по Максу Веберу. Согласно М. Веберу политический строй каждого общества определяет его религиозно-культурная специфика. Смена типов властвования происходит вследствие изменения типа социокультурных и экономических отношений.

Таблица 1

Типы политической власти по М. Веберу

Критерии Традиционный тип власти Харизматический тип власти Рационально-легальный тип власти
Тип общественно-политического мировоззрения Религиозно-мифологический Социально-психологический Рационалистский
Источники и ресурсы власти Мифы, традиции, обычаи, религия Харизма (с греч. – «божественный дар») – исключительные личные качества политического лидера Право – универсальный регулятор общественных отношений
Методы власти Воздействие с опорой на укоренившиеся в данном обществе, унаследованные методы, приемы, традиции управления Психологическое воздействие лидера на массу (призывы революционеров к свержению существующего государственного строя) Воздействие посредством издания и применения правовых норм (изменение ставки налога на имущество)

 

Смена типов властвования в соответствии с концепцией Вебера происходит вследствие изменения типа социокультурных и экономических отношений. Когда общество перестает чтить и соблюдать традиции, обычаи, мифы (в том числе поддерживающие государственное управление), основанная на них власть теряет легитимность и ей на смену приходят харизматические лидеры, разрушающие старый государственно-общественный строй.

Со временем у новых субъектов власти появляется необходимость обрести стабильную опору. Поскольку в современном социуме религия и соответствующие ей идеалы уже не могут стать такой опорой, вырабатываются рационально-легальные, конституционно-правовые нормы и методы взаимодействия власти и общества, в соответствии с которыми:

· общество делегирует власти часть управленческих функций и контролирует власть;

· власть ответственна перед обществом и осуществляет свое воздействие посредством норм права.

Таким образом, в современном обществе господствует рационально-легальный тип политической ментальности, когда гражданину выгоднее соблюдать закон, нежели его не исполнять или нарушать, а государственная власть поддерживается гражданами постольку, поскольку она выполняет данные народу обязательства.

Любопытно, что, размышляя о специфике взаимодействии социума и власти в западных и не западных государствах, М. Вебер в рамках традиционного способа осуществления власти выявил:

· феодальный тип, предполагающий децентрализацию экономики и концентрацию политической власти (государственности стран Западной Европы);

· патримониальный тип, основанный на экономическом и политическом монизме субъекта власти (государственность древнего Китая, Золотой Орды).

Патримониальный тип властеосуществленияукоренился на Руси начиная с «московского периода», когда в результате политического возвышения московского княжества остальные удельные князья, боярство и дворянство должны были «челом бить» (т.е. присягать на верность) великому московскому князю. По мнению ряда современных исследователей, в ходе дальнейшего развития России государственная власть, несмотря на внешние трансформации, сохранила патримониальный характер.

 

Государственная власть осуществляется посредством государственного управления.

Государственное управление — это целенаправленное, организующее, регулирующее воздействие политических и административных субъектов на общественные явления, процессы и отношения.

 

Его отличительными признаками являются следующие:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: