Критерий отличия | Государственное (муниципальное) управление | Менеджмент |
Цель воздействия | Социально-экономическая (повышение уровня жилищной обеспеченности граждан наряду с ростом доходности от вводимого в эксплуатацию жилья с участием государства) | Экономическая (увеличение дохода, снижение издержек, рост объема продаж, повышение прибыли) |
Ресурсы | Организационные, правоустанавливающие, правоприменительные (организация инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса, ведение Единого государственного реестра субъектов предпринимательства) | Экономические, финансовые, организационные (инвестирование в проекты, ликвидация представительства) |
Ограничения | Запрет заниматься предпринимательской деятельностью (в большинстве государств), обязанность неукоснительно соблюдать закон (госслужащий руководствуется формулой «Разрешено только то, что разрешено законом») | Право заниматься всеми не запрещенными законом видами деятельности (бизнесмен руководствуется формулой:«Разрешено все то, что не запрещено законом») |
Сфера правового регулирования | Конституционное, административное право | Гражданское, трудовое, уголовное право |
|
|
Вместе с тем структурные политико-административные реформы, проведенные в ряде экономически развитых стран в 70-90-х гг. XX в., а также последние тенденции развития бизнес-сектора некоторым образом сблизили государственное управление и менеджмент.
Во-первых, современный бизнес все более ориентируется не только на получение прибыли, но и на общественное признание за счет инициирования социально ориентированных акций, поддержки общественно значимых программ, филантропии.
Так, в США весомым фактором деловой репутации фирмы является степень ее социальной ответственности, которая определяется величиной «социального индекса Домини».
Он включает 400 показателей, интегрированных по четырем основным группам экологической и социальной этичности бизнеса (экологичность производства и продукции, социальная оценка продукции, участие организации в благотворительных и социальных проектах, социальная политика организации по отношению к сотрудникам).
Во-вторых, в ряде современных государствах, правительства которых в конце прошлого века сделали ставку на повышение эффективности в государственном управлении, был снят запрет для госслужащих заниматься предпринимательской деятельностью.
В то же время был ликвидирован привилегированный статус государственных служащих по сравнению с нравами работников частного сектора и деятельность чиновников также попала в сферу частной правовой юрисдикции. Все это повлекло сближение государственного и экономического секторов в ментальном, организационном, нормативно-правовом аспектах.
|
|
Таким образом, современная государственно-общественная практика подчас оказывается гораздо богаче и разнообразнее, чем теоретические умозаключения. Все это дает новый исследовательский импульс развитию науки и учебной дисциплины о государственном и муниципальном управлении.