Наличие цели (системы целей) управляющего воздействия

Под целью государственного управления понимается желаемое, разделяемое всеми участниками процесса управления, возможное (т.е. практически осуществимое) состояние объекта воздействия в обозримом будущем.

Желательно, чтобы цели государственного управления разделялись, понимались, принимались, т.е. легитимизовались, не только их непосредственными исполнителями (политиками и госслужащими), но и народом.

Это, несомненно, создаст благоприятную для реализации государственных целей социальную среду и, таким образом, существенно повысит результативность государственного управления.

Необходимо подчеркнуть особо: в современной демократической стране цели государственного управления обязательно должны быть социально ориентированы, т.е. исходить из интересов и потребностей народа.

 

2. Важным элементом государственного управления является организация -упорядочение элементов объекта в пространстве и установление взаимосвязей между ними.

В управлении государством вопросы организации всегда приобретали особую значимость, поскольку эффективность государственного управления — это результат не только «хорошего» отраслевого воздействия, но и показатель рационально и результативно организованной системы административного управления (т.е. кадровой работы) в данной отрасли.

Так, если «отец управления» Ф. Тейлор, будучи менеджером-производственником, выявил всего четыре принципа управления, то его последователь А. Файоль, который долгое время занимался административно-управленческим трудом, выделил уже 14 организационно-управленческих принципов. Таким образом, организовать и оценить управленческий труд гораздо сложнее, чем труд рабочего или даже бригадира.

Государственно-управленческая деятельность признана всеми исследователями архисложным видом человеческого труда.

С Нового времени и по сей день в качестве идеала государственного управления в общественной мысли, политической практике и представлениях обывателей утверждается обезличенный, иерархически организованный, бесперебойно работающий механизм, каждый «винтик» которого находится на своем месте и выполняет четкую, лишь ему одному свойственную функцию.

Например, Петр I полагал, что государственное управление должно работать, как «стенные часы». Наиболее приближенным к такому идеалу он считал бюрократический аппарат Швеции, организацию которого изучал с целью копирования данной модели в практику управления Российской империей.

 

3. Все возрастающую актуальность в связи с постоянным усложнением объекта управления (будь то конвейер, живой организм или общество) приобретает

регулирование, т.е. опосредованное управление с помощью специальных инструментов, методов, технологий.

В сфере государственного управления могут использоваться следующие регуляторы:

· нормативные правовые акты («профильные» федеральные законы),

· целевые программы различного масштаба (например, Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011—2015 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050),

· стратегии отраслевого или общегосударственного развития (например, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р),

· финансово-экономические и социальные инструменты (ставка рефинансирования, установление верхних границ тарифов на коммунальные услуги, управление общественным мнением),

· государственные институты (Центральный банк России).

 

В настоящее время, когда одной из общемировых тенденций административных реформ стало сокращение масштабов прямого вмешательства государства в жизнь гражданского общества проблема повышения эффективности государственно-регулятивных инструментов приобретает все возрастающее прикладное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: