Теоретические основы распознавания бизнес-возможностей для социальных предприятий

Лекция: От идеи до старт-апа: выявление бизнес-возможности и разработка теории социальных изменений

 

Опыт показывает, что хорошая идея - это далеко не всегда хорошая бизнес-возможность. Очень многие люди, увлеченные своими идеями, недооценивают трудности, сопряженные с адаптацией идеи и ее реализацией в реальной рыночной ситуации.

 

Чтобы стать хорошей бизнес-возможностью, продукт должен соответствовать реальным потребностям клиентов по функциональности, качеству, сроку полезного использования и цене. Бизнес-возможность зависит от способности производителя и продавца убедить потребителей (рынок) в полезности и выгодности товара или услуги. В конечном счете, именно рынок определяет, есть ли у идеи потенциал стать бизнес-возможностью или нет.

Таким образом, бизнес-возможность – это возможность успешной реализации идеи в конкретных рыночных условиях.

И социальное предприятие, как и коммерческое предприятие, также должно удовлетворять конкретные социальные потребности и должно быть конкурентоспособным по цене и качеству своих товаров и услуг.

С чего же начать? Как всегда, со сбора информации. Необходимо детально изучить проблемы и нужды тех людей, для которых социальный предприниматель собирается работать. Это могут быть жители конкретного города, деревни, области или представители определенной социальной группы. Затем необходимо понять, как выявленные проблемы уже решаются (или не решаются), какие существуют товары или услуги, удовлетворяющие социальные потребности людей.

В большинстве случаев предпринимателю требуется проведение двух исследований рынка: первое — для выбора сферы и сектора деятельности, второе — для оценки возможности реализации конкретной бизнес-возможности в этом секторе. Например, предприниматель хочет организовать предприятие в сфере экологического фермерства. Изучив ситуацию на рынке в этом секторе в своем регионе, он приходит к решению выращивать, например, экологически чистые огурцы и помидоры, и еще раз исследует рыночную конъюнктуру уже по этим продуктам.

Многие социальные предприниматели по всему миру свидетельствуют о том, что наилучшие результаты дает формирование идей и создание концепций социальных продуктов, если в этом процессе участвует целевая аудитория, то есть те люди, чьи социальные проблемы Вы собираетесь решать. Поэтому чтобы разработать действительно нужный людям социальный продукт, встречайтесь с людьми, для которых Вы работаете, делитесь с ними Вашими идеями и обсуждайте их, внимательно прислушивайтесь к мнению, пожеланиям и собственным идеям Ваших будущих клиентов – эти контакты помогут Вам сформулировать решения той или иной социальной проблемы и сформировать концепцию социального продукта.

Теоретические основы распознавания бизнес-возможностей для социальных предприятий

Исследователи в сфере СП разработали несколько моделей выявления бизнес-возможностей в сфере СП. К числу наиболее удачных можно отнести модель, известную под названием CASE. Модель получила такое название, поскольку была разработана в Центре развития социального предпринимательства (Center of Advancement of Social Entrepreneurship, CASE) известными исследователями в сфере СП Гюклю, Дисом и Андерсон. Кроме того, весьма успешной считается модель, созданная в Гарвардском университете учеными Вэй-Скиллерн, Леонард, Остин и Стивенсон. Ниже мы кратко остановимся на каждой из вышеназванных моделей.

Модель CASE рассматривает процесс создания социальной возможности. Она выделяет 2 основные стадии: 1) генерация многообещающей идеи и 2) разработка реальной бизнес-возможности на основе этой идеи. Модель исходит из того, что идеи рождаются на основе изучения неудовлетворенных социальных потребностей, с одной стороны, и использования имеющихся социальных ресурсов, на которые в свою очередь влияет личный опыт социального предпринимателя, а также изменения социальной среды. На первой стадии идеи еще не являются стимулом к действию. Для того, чтобы они были реализованы, они должны превратиться в работоспособные бизнес-возможности, привлекательные для широкого спектра стейкхолдеров (т.е. для непосредственных бенефициаров (получателей) социальных продуктов, инвесторов, а также общественного и политического окружения).

 

Рисунок1. Модель CASE.

Источник: Guclu, Dees & Anderson, 2002, p.2

 

Возможность не будет считаться перспективной, пока она не будет содержать реализуемой бизнес-модели, а также стратегии достижения реального социального воздействия с помощью конкретного набора ресурсов. Кроме того, любая социальная возможность реализуется в конкретной среде, которая может оказывать влияние на работу предприятия. Именно поэтому важной составляющей перспективной возможности является операционная модель, т.е. модель взаимодействия предприятия с окружающей экономической и социальной средой.

 

Второй известной моделью распознавания социальных бизнес-возможностей является Концепция среды социального предпринимательства (Social Entrepreneurship Framework, SEF), созданная в Гарвардском университете учеными Вэй-Скиллерн, Леонард, Остин и Стивенсон. Модель иллюстрирует появление возможности создания новой социальной стоимости, которое становится возможным при благоприятном сочетании таких факторов, как «Возможность», «Люди» и «Капитал». Именно новая создаваемая социальная стоимость является основанием для клиента из целевой группы выбрать именно услуги, предлагаемые данным конкретным социальным предприятием, а не его конкурентами. И именно создание социальной стоимости является миссией социального предприятия.

 

Рисунок 2. Концепция среды социального предпринимательства (Social Entrepreneurship Framework, SEF) Источник: Wei-Skillern and al., 2007, p. 23

Основным отличием модели CASE от модели SEF является подчеркивание роли идеи как отправной точки формирования перспективной социальной возможности, тогда как модель SEF удачно отражает факторы внешней среды, от которых зависит деятельность СП.

 

Важной составляющей модели CASE является формирование теории социальных изменений. Эта методика признается практиками и экспертами сферы СП одной из самых удачных, и поэтому мы остановимся на ней более подробно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: