Мы можем выделить 6 основных критериев для выбора лучшей бизнес-возможности для создания социального предприятия:
1. Социальное воздействие: является одним из ключевых факторов оценки альтернативных идей для создания социального предприятия.
2. Время: для того, чтобы бизнес-возможность была успешно реализована, должна быть выявлена и четко определена потребность рынка в продукции/услуге, а также сроки, в рамках которых эта потребность будет актуальна для рынка. Бизнес-возможности возникают, что называется, в "режиме реального времени". Даже если концепция товара или услуги очень перспективна, ошибочная оценка или несоблюдение сроков реализации проекта могут сделать нежизнеспособной любую перспективную возможность. Для успешной реализации бизнес-возможности ее временное «окно» должно быть открытым достаточно долго, чтобы предприниматель смог им воспользоваться.
3. Инновационность и конкурентное преимущество: вновь создаваемое предприятие должно предложить людям продукты с лучшими показателями, нежели те, что уже присутствуют на рынке. Новизна решения или существенно более низкий уровень цен, новый подход к ведению дел и к клиентам – все это может позволить социальному предприятию выдержать жесткую конкуренцию.
4. Экономическая составляющая деятельности предприятия: социальное предприятие должно быть прибыльным и обладать потенциалом роста. Показатели прибыли должны быть достаточными для того, чтобы даже при вероятных ошибках гарантировать его финансовую устойчивость.
5. Компетенции: необходимо, чтобы предприниматель и найденная им бизнес-возможность соответствовали друг другу. Иными словами, предприниматель должен иметь необходимые навыки и опыт, а также доступ к важнейшим ресурсам, необходимым для реализации возможности.
6. Капитал: Многие предприятия терпят крах вследствие нехватки капитала, и поэтому достаточность стартового и оборотного капитала является важнейшим фактором успешной реализации бизнес-возможности.
Индийский Центр развития социального предпринимательства и КСО (Centre for Social Entrepreneurship & CSR) приводит в своих учебных материалах следующую таблицу критериев для оценки привлекательности конкретной социальной бизнес-возможности.
| Критерии привлекательности бизнес-возможности | Привлекательная возможность | Непривлекательная возможность |
| 1. Ожидаемое социальное воздействие | Измеримое и высокое | Невозможно оценить или низкое |
| 2. Маркетинг | ||
| - Социальная потребность | Четко определена | Не выявлена |
| - Клиенты | Доступны и восприимчивы к маркетинговым акциям | Недоступны, лояльны к продуктам конкурентов |
| - Дополнительная социальная стоимость, создаваемая продуктом для клиента | Существенная | Несущественная |
| - Жизненный цикл продукта | Срок службы продукта позволяет клиенту окупить издержки на его покупку, а также получить дополнительную выгоду | Срок службы продукта не позволяет клиенту окупить издержки на его покупку |
| - Структура рынка | Новая отрасль, отсутствие жесткой конкуренции | Высокая конкуренция, развитая или стагнирующая отрасль |
| - Объем рынка | Достаточный, чтобы Ваше предприятие могло вырасти минимум на 200 — 400 процентов | Неизвестен. Перспективы для роста не выявлены. |
| - Темпы роста рынка | Наблюдается рост не менее 30% в год | Отрицательные или менее 10% в год |
| 2. Конкурентные преимущества: | ||
| - Структура расходов | Себестоимость ниже, чем у конкурентов Структура затрат лучше, чем у конкурентов | Нет преимуществ со стороны издержек |
| - Уровень контроля за: | ||
| а) ценами | Средний или высокий | Низкий или отсутствующий |
| б) расходами | Средний или высокий | Низкий или отсутствующий |
| в) поставками | Средний или высокий | Низкий или отсутствующий |
| - Преимущества в информации или административный ресурс | Имеются или могут появиться | Нет и не ожидаются |
| - Преимущество во времени или скорости реакции на изменения рынка | Имеются | Не имеются |
| - Правовые или договорные преимущества | Собственные или эксклюзивные | Не имеются |
| - Контакты и сети | Хорошо развиты | Ограничены |
| - Инновация | Имеется | Не имеется |
| 3. Экономические факторы | ||
| - Доход на инвестиции | Стабильный, 25 % и более | Нестабильный, менее 15% |
| - Требования к объему инвестиций | Низкие или средние, поиск инвестиций не затруднен | Высокие требования к инвестициям, поиск капитала представляется затруднительным |
| - Срок, необходимый для достижения финансовой устойчивости | Год и менее | 3 года и более |
| 4. Управление | ||
| - управленческий опыт и знания | Опыт управления различными командами | Управленческий опыт отсутствует |
| 5. Неудачный предыдущий опыт организации собственного предприятия | Не имеется | Был один или несколько раз |
Таблица 2. Оценка привлекательности социальной бизнес-возможности. А. Dixit. Identification & Selection Of a Social Enterprise, 2012, p. 8-9.
Однако более обоснованный и взвешенный подход на основании изученных методик таких исследователей, как Лонгенэкер, Портер, Байгрейв и Захаракис, Тиммонс и Спинелли, Китци и Дис, предложили Д. Кукис и С. Томас. Они предложили оценивать каждую бизнес-возможность по четырем блокам критериев, приведенным в таблице 3: социальный потенциал, рыночный потенциал, потенциал конкурентных преимуществ и потенциал устойчивости. В каждом блоке авторы выделили по 5 критериев, и по каждому из них можно дать оценку бизнес-возможности от «сильной» до «слабой». Чем больше будет количество критериев, по которым бизнес-возможность получит оценку «сильная», тем более привлекательным будет рассматриваемый проект по сравнению с другими альтернативными возможностями. Высокий социальный потенциал имеют бизнес-возможности, предполагающие разработку товара или услуги, удовлетворяющей конкретные выявленные социальные потребности, напрямую связанной с социальной миссией предприятия, позитивно принимаемой местным сообществом. Кроме того, дополнительную ценность получают проекты, социальную эффективность деятельности которых можно будет оценить в количественном выражении, в том числе и относительно затрат на проект. Высоким рыночным потенциалом в соответствии с данной методикой обладают социальные проекты, по которым выявлен существенный неудовлетворенный спрос и достаточное временное окно для возможной реализации, проекты, к которым проявляют интерес инвесторы, проекты, ориентированные на открытые рынки с несильной конкуренцией.
Высоким потенциалом в конкурентной борьбе обладают бизнес-возможности, которые ориентированы на рынки с высокими входными барьерами (поскольку это затруднит приток конкурентов). Сильная команда, обладающая всеми необходимыми знаниями и навыками для старта и ведения дела, - одно из самых важных конкурентных преимуществ любого предприятия. Кроме того, конкурентным преимуществом социального предприятия может стать привлекательность идеи для сторонников, волонтеров, а также возможность привлечения партнеров и создания альянсов. Возможность контролировать и оперативно менять структуру и величину расходов особенно будет важна для предприятия в период становления, который в среднем составляет для социального предприятия 3 года.
И, наконец, высоким потенциалом устойчивости обладают бизнес-возможности, ориентированные на стабильно высоких спрос на товар или услуги, а также подкрепленные наличием достаточных материальных, кадровых, финансовых и технологических ресурсов, проекты, которые позволят генерировать стабильную прибыль.
| Методика оценки социальной бизнес-возможности | ||
| Источник: «Understanding Social Entrepreneurship. The Relentless Pursuit of Mission in an Ever Changing World» | ||
| by Jill R. Kickul; Thomas S. Lyons, 2012 | ||
| Социальный потенциал | ||
| Критерий | Сильная возможность | Слабая возможность |
| Социальные потребности | Продукт или услуга непосредственно адресованы для удовлетворения существующей социальной потребности | Товар или услуга опосредованно удовлетворяют социальные потребности |
| Соответствие миссии | Продукт или услуга соответствуют социальной миссии предприятия | Продукт или услуга имеет опосредованную связь или не связан с миссией предприятия |
| Достижимое социальное воздействие | Продукт или услуга могут удовлетворять выявленную социальную потребность и достигать тем самым измеримого социального воздействия | Продукт или услуга лишь в небольшой степени удовлетворяют выявленную социальную потребность |
| Социальная эффективность инвестиций | Высокое значение показателя отношения социального воздействия к затратам на его достижение | Низкая предполагаемая эффективность инвестиций |
| Поддержка местного сообщества | Продукт или услуга позитивно воспринимаются местным сообществом | Продукт или услуга негативно воспринимаются местным сообществом |
| Рыночный потенциал | ||
| Критерий | Сильная возможность | Слабая возможность |
| Есть неудовлетво-ренный спрос | Клиенты высказывают заинтересованность и потребность в товаре или услуге СП | Клиенты безразличны к появлению товара или услуги |
| Временное окно | Достаточно времени для реализации возможности | Времени недостаточно для реализации проекта |
| Интерес инвестора(ов) | Наличие заинтересованного частного, государственного или благотворительного инвестора | Отсутствие интереса к проекту со стороны инвесторов |
| Размер рынка | Большой | Небольшой |
| Достижимая доля рынка для проекта | Открытый рынок с несильной или отсутствующей конкуренцией | Рынок с сильной конкуренцией, закрытый рынок с несколькими сильными игроками |
| Потенциал конкурентных преимуществ | ||
| Критерий | Сильная возможность | Слабая возможность |
| Входные барьеры | Много серьезных барьеров для входа на рынок | Несущественные или отсутствующие барьеры для прихода новых игроков |
| Перспективные партнерства или альянсы | Много потенциальных партнеров | Мало потенциальных партнеров |
| Контроль над расходами | Сильный контроль | Слабый или отсутствующий контроль над расходами |
| Привлекательность миссии | Идея понятна, вызывает симпатию и может привлечь сторонников | Миссия не вызывает понимания, симпатии и не привлекает сторонников |
| Управленческая команда | Сильная команда, полный набор необходимых компетенций | Слабая команда, недостаток ключевых компетенций |
| Потенциал устойчивости | ||
| Критерий | Сильная возможность | Слабая возможность |
| Обеспеченность ресурсами | Наличие материальных ресурсов для старта и работы СП | Недостаток материальных средств для старта и работы СП |
| Возможности предприятия | Персонал и руководство обладают необходимыми компетенциями для старта и работы СП | Недостаток компетенций у сотрудников или руководства СП |
| Достаточность инвестиций* | Инвесторы заинтересованы в проекте и готовы инвестировать средства, достаточные для старта и работы проекта | Потенциальных инвестиций недостаточно для старта и работы проекта |
| Способность генерировать стабильную прибыль | Высокая потенциальная способность генерировать устойчивую прибыль | Низкая вероятность прибыльности социального предприятия |
| Наличие устойчиво высокого потенциального спроса** | Высокий и стабильный потенциальный спрос на продукты или услуги СП | Низкий или нестабильный потенциальных спрос на продукты или услуги СП |
| Таблица 3. Методика оценки социальной бизнес-возможности | ||
| Источник: «Understanding Social Entrepreneurship. The Relentless Pursuit of Mission in an Ever Changing World» by Jill R. Kickul; Thomas S. Lyons, 2012 |
| Пример оценки конкретной социальной бизнес-возможности | |||
| на основе методики Д. Кикул и С. Лайонса | |||
| Критерии | Сильная | Средняя | Слабая |
| Социальный потенциал | |||
| Социальные потребности | + | ||
| Соответствие миссии | + | ||
| Достижимое социальное воздействие | + | ||
| Социальная эффективность инвестиций | + | ||
| Поддержка местного сообщества | + | ||
| Рыночный потенциал | |||
| Есть неудовлетворенный спрос | + | ||
| Временное окно | + | ||
| Интерес инвестора(ов) | + | ||
| Размер рынка | + | ||
| Достижимая доля рынка для проекта | + | ||
| Потенциал конкурентных преимуществ | |||
| Входные барьеры | + | ||
| Перспективные партнерства или альянсы | + | ||
| Контроль над расходами | + | ||
| Привлекательность миссии | + | ||
| Управленческая команда | + | ||
| Потенциал устойчивости | |||
| Обеспеченность (материальными) ресурсами | + | ||
| Возможности предприятия (компетенции) | + | ||
| Достаточность инвестиций | + | ||
| Способность генерировать стабильную прибыль | + | ||
| Наличие устойчиво высокого потенциального спроса | + | ||
| Итого: |
Подводные камни при выборе новой бизнес-возможности:
Стадия перехода от идеи к проекту реального предприятия является одной из самых ответственных для его будущей судьбы. Здесь представлены шесть наиболее важных подводных камней, которые часто встречаются в процессе выбора деятельности для нового социального предприятия:






