Разработка теории изменений

Теория изменений представляет собой логическую модель, которая позволяет связать следующие основные элементы на пути к системному социальному воздействию:

1) Ресурсы

a. Информационные

b. Финансовые

c. Кадровые

d. Технологические

e. Социальные

f. Материальные

2) Планируемые действия

a. Процессы

b. Инструменты

c. События

d. Технологические стадии

3) Ожидаемые результаты по каждому действию

4) Социальное воздействие. Изменения в:

a. Поведении

b. Знаниях

c. Навыках

d. Возможностях

5) Долгосрочное социальное воздействие. Системные изменения

Формирование данной логической модели начинается, однако, с конца, т. е. с формулирования стратегической цели.

Рисунок 3. Схема теории изменений. Источник: http://www.theoryofchange.org

 

Теория изменений представляет собой нестандартную концепцию работы с процессами, поскольку работа в ней начинается с формирования конечной цели, т. е. с определения социальной проблемы, которую необходимо решить - покончить с бедностью, безработицей и т.д., а затем разрабатывается весь путь “с конца” для достижения этой цели. В конечном счете, все социальные предприятия хотят достичь максимально возможного социального воздействия. Чем больше создаваемая социальная стоимость, тем больше социальное воздействие.

I. Социальное воздействие

•  Конечная цель, которую Вы хотите достичь

II. Социальная стоимость

•  результаты, которые социальное предприятие добьется для создания социальной стоимости (изменения в поведении, знаниях, навыках, возможностях)

III. Ожидаемые измеримые количественные показатели и результаты деятельности (обученные дети, созданные рабочие места для представителей неблагополучных социальных групп и др.)

IV. Действия

•  конкретные действия, которые организация осуществляет для достижения результатов, указанных в пункте 3.

V. Ресурсы

•  Ресурсы, необходимые для выполнения действий, указанных в пункте 4: это могут быть природные, материальные, трудовые, финансовые, информационные, технологические и прочие ресурсы.

Модель теории изменений впервые была сформирована Кэрол Вайс (1972), когда она исследовала механизмы достижения долгосрочных целей.

Теория изменений в простой и понятной графической форме дает представление о пути для достижения поставленной долгосрочной цели.

Каждый конкретный результат логически связывается с набором действий, необходимых для его достижения, и ресурсов, необходимых для осуществления каждого действия. Теория изменений является визуализацией долгосрочных и краткосрочных аспектов деятельности СП и возможной базой для аргументации при привлечении ресурсов.

Для обоснования предположений, сделанных в рамках теории изменений, могут проводиться конкретные исследования (маркетинговые, социологические, опросы экспертов).

Стейкхолдеры, как правило, позитивно относятся к применению теории изменений при планировании и оценке социальных проектов, потому что она в сжатой форме дает представление о долгосрочных целях, способах их достижения и показателях для оценки прогресса на этом пути.

Процесс формирования теории изменений требует также четкой формулировки предположений, на основе которых предприниматель строит свою модель. Предприниматель должен описать, в чем конкретно выражается решаемая проблема и каковы будут индикаторы ее решения и какие именно меры и на сколько смогут ее решить.

Предположения в основе теории изменений могут касаться:

· связей между долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными результатами, отраженными на карте;

· утверждения, что все важные предпосылки для успеха были определены в построенной модели;

· обоснования поддержки связи между программой деятельности и ее результатами;

· влияния факторов окружающей среды, которые могут способствовать или препятствовать достижению результатов на пути изменений.

 

Полностью сформированная теория изменений содержит:

· Четкие и проверяемые гипотезы о том, какие изменения будут происходить, что не только позволяет социальному предпринимателю чувствовать свою ответственность за результат, но и делает результат более прогнозируемым;

· Визуализацию целей социального предпринимателя;

· Измеримые показатели успеха деятельности СП;

· Общее видение всех заинтересованных сторон о том, что определяет успех и что нужно, чтобы его достичь.

Вы можете использовать теорию изменений в качестве:

· основы для самоконтроля;

· средства работы со своей командой, когда каждый знает, и каковы цели и приоритеты в деятельности;

· основы для социальной отчетности перед инвесторами и обществом.

 

Дополнительную информацию о концепции теории изменений можно найти на сайте http://www.theoryofchange.org

Приведем пример разработки теории изменений одного из российских социальных предприятий, занимающегося туризмом для людей с ограниченными возможностями.

Как видно из таблицы 1, стратегической целью данного социального предприятия является социализация российских туристов с помощью туризма. Проблема недоступности не только путешествий, но и передвижения инвалидов в родном городе, является для России давнишней, насущной и до сих пор не решаемой. Городская инфраструктура (дома, транспорт, тротуары, магазины, входы в любые учреждения) не приспособлена для передвижения, в частности, инвалидов-колясочников. Таким образом, они оказываются запертыми у себя дома и не имеют возможности трудоустройства и передвижения, не говоря уже о путешествиях. В результате представители этой социальной группы в силу своей исключенности из социальной жизни проявляют недоверие к любым представителям «внешней» социальной среды, и предоставление им любых социальных услуг связано с необходимостью дополнительных усилий по преодолению барьера недоверия. Кроме недружественной для инвалидов городской среды (включая большую часть туристических объектов), препятствием для путешествий для инвалидов является отсутствие финансовой возможности, поскольку большинство инвалидов живут исключительно на пенсию по инвалидности. Таким образом, стратегическая цель по вовлечению инвалидов в социальную жизнь и создание для них возможности путешествовать и общаться, выражается в 5-и конкретных приоритетных задачах (создаваемой социальной стоимости): 1) доступная инфраструктура; 2) доступные цены 3) доверие инвалидов 4) создание сети общения для инвалидов 5) формирование сектора туристических услуг для инвалидов, в том числе для лоббирования создания доступной инфраструктуры.

Какими же показателями измеряется на предприятии достижение поставленных задач? Например, по «доступной инфраструктуре»: предприятие последовательно накапливает информацию о доступных для инвалидов инфраструктурных, транспортных и культурных объектах и создает специальные карты для путешествий инвалидов. На основе этих карт и формируются конкретные туры. Кроме того, организация последовательно формирует пул партнерских соглашений с транспортными и инфраструктурными организациями (гостиницами), готовыми работать с клиентами-инвалидами и предоставлять им качественные и адаптированные услуги. Кроме того, компания использует свой собственный специально оборудованный транспорт для организации небольших туров.

Т.е. количественными показателями по данному пункту могут быть количество созданных карт доступности, количество сформированных туров и количество туристов по каждому направлению, количество и территориальный охват по услугам в рамках заключенных партнерских соглашений, процент загрузки и окупаемость собственного транспорта.

Следующим пунктом карты теории изменений являются план действий по достижению показателей предыдущего пункта.

Например, по созданию карт доступности туристических объектов необходимо:

1) собрать информацию по открытым источникам

2) сотрудник организации должен осмотреть каждый объект и оценить его удобство и туристическую привлекательность

3) информация должна систематизироваться

4) необходимо подобрать (создать) программное обеспечение для формирование карт доступности

5) карта должна быть размещена на сайте организации

И в последнюю очередь планируются ресурсы для каждого пункта плана действий:

Сколько сотрудников, времени, денег нужно, например, для сбора информации в интернете о культурных и инфраструктурных объектах, для ее систематизации, кто, когда и на какие средства поедет осматривать объекты, какие есть возможности для формирования программы для создания карты доступности (или подобная программа уже существует в интернете?)

Приведенная ниже таблица не дает полной карты, а лишь дает на основании информации из открытых источников общее представление о блоках и основных направлениях работы по данному бизнес-направлению.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: