Понятие и цели информационной образовательной среды

 

ИОС как комплексное понятие. За основу понятия ИОС мы возьмем ее определение в Стандарте (как ее правовое толкование и выражение):

 

«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».

 

При этом в качестве социокультурного понятия, развиваемого в соответствии с социально-экономическими условиями и методологией научно-образовательного исследования, понятие ИОС является многоаспектным. В частности, можно выделить следующие аспекты:

 

ИОС как информационное выражение образовательной среды;

ИОС как часть информационной среды, имеющая образовательное значение;

ИОС как информационное содержание образовательной среды (информационные объекты, средства, ресурсы).

 

Так же, как информационная среда общества, ИОС включает в себя свое (специфически выраженное) информационное содержание и инфраструктуру - материально-технологическое обеспечение ее продуктивного функционирования и позитивного воздействия на образование, что нашло выражение в её определении в Стандарте.

 

Нас интересует специализированная среда, целенаправленная на образовательный процесс, выражающая его специфику и особенности (логически неотделимая от него), а также имеющая информационное представление, что также является ее неотъемлемым свойством. Поэтому ИОС - это не просто информационная образовательная среда, или образовательная среда, выраженная в информационной форме, а именно ее представление (образ, проекция) в информационных средствах, ресурсах, технологиях, обучающих и управляющих системах, выраженных в документированной форме и методически адаптированных для образования. ИОС - это информационно-образовательная среда в логическом единстве информационных и образовательных характеристик.

 

Замечание. Информационное выражение – обретение или замена информационной формы. Это одновременно и действие (понимаемое как глагол), и результат (существительное) формализации и объективизации информации, что позволяет производить ее дальнейшую обработку или исследование - моделирование, систематизацию и т.д.

 

Представление – выражение на каком-либо информационном языке, т.е. на языке информационной среды, понятном в ней; оно всегда социально, поскольку влечет хранение, передачу, распространение и, следовательно, отчуждение представляемой информации, объекта, отделение их от автора. С другой стороны, представление и, следовательно, отчуждение влекут владение информационным (авторским) правом и его защиту при наличии идентификации (документирования).

 

Следовательно, сама ИОС и каждый её документированный элемент: ресурс, средство, технология – имеют социальные характеристики, социально направлены. Следовательно, ИОС является также проективным представлением общей социально-информационной среды, понимаемым в следующем аспекте:

· отображение осуществляется исходя из целей образования, достигаемых образовательных результатов, методологии ИО и методики предметного обучения;

· проектируемые образы создаются на базе системных представлений о ИОС, ее логической полноте и информационной насыщенности, упорядоченности.

ИОС является многоуровневой: общая, или общеобразовательная среда, ИОС образовательного учреждения (школы), личная образовательная среда. В аспекте системной связи между этими средами существует четкая иерархия как систем и подсистем и, следовательно, преемственность в инвариантных свойствах. При этом каждая из них представляет самостоятельную социально-информационную систему со своей спецификой и особенностями.

 

ИОС школы – это уровень реализации целей образования в конкретном образовательном учреждении со своими условиями, обусловленными объективными факторами региональной среды своего расположения, а также субъективными факторами, характеристиками реальных субъектов образования.

 

Поскольку в соответствии со Стандартом «Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы среднего... общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой», создание эффективной (с точки зрения ее позитивного воздействия) ИОС школы является одной из важнейших ее задач при поддержке общей социально-информационной среды, ИОС, системы информатизации образования.

 

Личная информационно-образовательная среда – ИОС конкретной личности (ученика, педагога). По сути дела, она совпадает с его личной информационной средой при рассмотрении этой личности как субъекта образования, т.е. исходя из целенаправлен­ности развития этой среды на достижение целей и образовательных результатов.

 

Личная информационная среда ученика как социального субъекта может (и должна быть) шире его личной ИОС, но должна ей соответствовать (не противоречить) по качественным признакам, иначе трудно рассчитывать на достижение духовных и социокультурных результатов его образования. Следовательно, одной из задач ИОС школы является опосредованное управление личной информационной средой каждого ученика.

 

Личная информационная среда субъекта, как и системная, определяется на основании существенности связи и взаимовлияния. Субъект не строит среду, но определяет с ней свои отношения. Здесь его свобода ограничивается лишь им самим (его культурой, воспитанием, мотивацией, формируемыми в школе). Личная ИОС субъекта образования определяется ИОС высшего уровня. Однако его свобода как саморазвивающейся системы остается высокой, поскольку он должен не только усваивать базовые знания, но и сам «добывать знания» в доступных ему средах.

 

Поскольку приоритетным направлением образования и воздействия образовательной среды, ИОС, является развитие личности, обеспечение непрерывности его саморазвития, личная ИОС каждого субъекта образования является необходимой. Естественно, личная ИОС должна быть самоорганизуемой на уровне этой личности, но методически управляемой со стороны ИОС школы.

 

Поэтому уровень ИОС школы – это сочетание конкретных условий и индивидуальности учащихся, особенностей их развития и саморазвития, интересов и мотивации. Согласно ФГОС это основное звено ИОС, требующий разработки:

 

определение структуры, аспектного, функционального описания;

 

вопросов проектирования, критериев оценки в аспекте качества и эффективности.

 

Однако, как известно, исследование и разработка любого частного, локального должны исходить из общего, универсального, из его инвариантных (закономерных) свойств. Поэтому сначала необходимо изучение общеобразовательной ИОС как аб­страктной информационно-методической системы с ее универсальными свойствами.

 

С одной стороны, общеобразовательная ИОС - это интегрированный образ школьных и личных ИОС, представляемый как системное объединение своих подсистем (школьных, личных и других локальных ИОС) и как система этих систем - метасистема. Школьные ИОС являются преемниками ее инвариантных (базовых) свойств по принципу наследования.

 

С другой стороны, общеобразовательная ИОС в ее абстрактно-формализованном и систематизированном представлении - является универсальным образом ИОС (универсальной информационной моделью) и прообразом любой системы любого уровня - школьной, личной и пр., сохраняющей ее базовые свойства.

 

В завершение этого пункта необходимо составить общее понятие ИОС.

 

На наш взгляд, в наибольшей мере нашим представлениям о ИОС соответствует определение О.И. Соколовой (pedagogika/andreev/andreev9.html)::

 

«Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс её обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента».

 

Именно «педагогическая система» – собирательный образ внутренней составляющей ИОС. Это её источник и адресат, создатель и потребитель. Необходимо только добавить информационное содержание, информационно-технологическое обеспечение, информационно-методическое управление. Впрочем, это можно считать частью педагогической системы, или образовательной сферы, куда включаются вся педагогико-методическая деятельность, упорядоченное множество целей, требований, тенденций, закономерностей, принципов и т.п. Просто, когда мы говорим «педагогическая система», то имеем в виду систематизированное творчество педагогов. Однако в общем плане условия образования создаются во взаимодействии всех его субъектов.

 

Вследствие такого определения (понимания), делаются простые выводы:

 

ИОС следует рассматривать только с позиции деятельности и развития педагогической системы, эффективного использования внутренних факторов образовательной сферы, а также их расширения.

 

Рассмотрение с позиций «педагогической системы» однозначно влечет первичность исследования однородной по уровню системы - общеобразовательной ИОС.

 

Рассмотрение ИОС следует вести не только с позиций ее организации и управления ее ресурсами, но и с позиции созидания, информационно-методического решения проблем подготовки и потребления этих ресурсов внутри сферы образования, «педагогической системы».

 

Образовательная сфера сама создает условия для своего функционирования и развития. Более того, она сама и составляет эти условия и благоприятные факторы: отношения, взаимосвязи, взаимодействие, т.е. взаимовоздействие. Это ее внутренней потенциал как педагогической системы.

 

Разумеется, ни педагогическая система, ни образовательная сфера не являются частью ИОС. Во-первых, речь может вестись только об их абстрактном (информационном) выражении в ИОС. Во-вторых, это выражение именно на уровне педагогических и образовательных условий, создаваемых этими системами.

 

Именно с этих позиций мы и будем рассматривать ИОС, её аспекты и функции, ее взаимосвязи со сферой образования при их реализации.

 

Следующая схема иллюстрирует связь различных уровней ИОС:

 

 

Рис.2.1 Взаимосвязи различных уровней ИОС

 

2.2. Цели информационно-образовательной среды.

Назначение ИОС, так же, как и всей образовательной среды, в обеспечении достижения целей образования. Поэтому все цели образования дублируются в качестве целей ИОС. Однако на уровне ИОС эти цели приобретают определенную специфику и форму реализации. Общее название этой специфики – информационная. Информация стала главным достоянием человечества, гиперболически увеличивается ее объем и, следовательно, роль и значение. Соответственно этому образование все более становится информационным и по содержанию, и по форме. Как следствие, повышается роль ИОС, ее объем и содержание, изменяется форма ее информационно-образовательного воздействия.

Развитие информационной среды определено как информатизация, которая по праву называется главным двигателем и условием прогресса. Проекцией информатизации общества в образовании является его информатизация – ИО. ИОС является в значительной мере следствием информатизации общества и ИО. Поэтому одним из выражений информационной специфики ИОС является «информатизационная».

В современной педагогической науке информатизация образования рассматривается в двух методических аспектах: технологическом и психолого-педагогическом (И.В. Роберт): как «целенаправленно организованный процесс» и как специализированная «новая область педагогического знания, интегрирующая научные направления психолого-педагогических, социальных, физиолого-гигиенических, технико-технологических исследований, находящихся в определенных взаимосвязях, отношениях между собой».

Информатизация образования (ИО) – это не только информатизация образовательной среды и инфраструктуры образования, но и, прежде всего, решение всех проблем информационно-познавательной деятельности, информационного взаимодействия субъектов образования, что предполагает ее проникновение во все поры образовательного процесса и образуемой им образовательной сферы. Это не только информатизация системы образования как сети образовательных учреждений, но и информатизация предмета образования.

ИО является стратегическим средством, ресурсом образования. В то же время, ИО создает условия, благоприятные факторы для образования, т.е. формирует его среду, ИОС. По сути дела, ИОС является продуктом информатизации образовательной сферы, результатом применения к ней ИО как функции. Информатизация ИОС – это ее естественное развитие.

Информатизация образования, формируя новое информационное мировоззрение, сама становится новым мировоззрением субъектов образования и, следовательно, сферы образования, что выражается в кардинальном изменении понимания содержания и форм познания, его способов и средств и, следовательно, содержания и форм образовательной среды, ИОС. Таким образом, формирование и развитие современной ИОС являются, во-первых, выражением нового (информационного) мировоззрения образования (информационного мировоззрения), а во-вторых, осуществляются в соответствии с концепцией и методологией ИО.

Отсюда следует, что информационное воздействие ИОС на образовательный процесс, предметное обучение - это опосредованное воздействие на них ИО. ИОС - это многомерная база научно-познавательных и социокультурных знаний, адаптированных для образования. То есть взаимодействие (информационное воздействие с прямыми и обратными связями) в парадигме образование - ИОС расширяется до взаимодействия в следующей парадигме:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: