В системах поддержки принятия решения база моделей состоитизстратегических,тактическихиоперативныхмоделей,а такжематематическихмоделейввидесовокупностимодельных блоков, модулей и процедур, используемых как элементы дляих построения.
Совершенствование интерфейса системы поддержки принятия решений определяется успехами в развитии каждого из трех указанныхкомпонентов. Интерфейс должен обладать следующими возможностями:
- манипулировать различными формами диалога, изменяя их в процессе принятия решения по выбору пользователя;
- передавать данные системе различными способами;
- получать данные от различных устройств системы в различном формате;
- гибко поддерживать (оказывать помощь по запросу, подсказывать) знания пользователя.
Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработкиэкспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертныесистемыдаютвозможностьспециалиступолучатьконсультацииэкспертовполюбымпроблемам,окоторыхэтимисистемами накоплены знания.
Под искусственным интеллектом обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе, являются интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.
Пользовательможетиспользоватьчетыреметодавводаинформации:меню,команды,естественныйязыкисобственный интерфейс. Технология экспертных систем предусматривает возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения.
Сходство ИТ, используемых в экспертных системах и системахподдержкипринятиярешений, состоитвтом,что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений.
Однако имеются несколькосущественных различия.
Первоесвязано с тем, что решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень ее понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности.
Второеотличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение.
Третьеотличие связано с использованием нового компонента информационной технологии - знаний.
Задостаточнокороткуюисториюинформатикиужесоздано огромное количество различных информационных технологий, и сосвоениеммногихизних,необходимыхиполезных,современный человек практически постоянно запаздывает в различных видах своей деятельности.
1.4. Информационные технологии обучения(ИТО).
Внаучно-методическойлитературе,посвященнойпроблемам информатизацииобразования, частовстречаютсятакиесинонимические выражениякак «новые информационные технологии в обучении»,«современныеинформационныетехнологииобучения»,«технологиикомпьютерногообучения»,«компьютерные педагогическиетехнологии»,«ЭКССТО- электронно-коммуникативные системы,средства и технологии обучения»и др.
Это свидетельствует о том, что терминология в этой области исследований и соответствующие ей понятия еще не устоялись.
Внедрение вобразованиеновыхаппаратных,программных, коммуникационныхсредств постепеннопривело квытеснению термина«компьютерныетехнологии обучения»понятием«информационные технологии обучения».