Абстрактное так же, как и конкретное, может быть как мысленным, так и чувственным. Чувственно конкретное - это мир чувственно данного. В нашем случае - это изучаемый социальный объект, исходный пункт социологического исследования. Оно дано в созерцании, в образе живого целого. Именно с образа целого и начинает исследователь. Это начало движения от конкретного к абстрактному - движения, которое является обязательным условием дальнейшего перехода от абстрактного к конкретному. Здесь осуществляется переход от чувственно конкретного, данного в созерцании, в образе, целого, к мысленным абстракциям.
Мысленный образ изучаемого объекта при помощи логических средств расчленяется на множество частей, элементов и связей. В результате этого расчленения социолог должен получить такие мысленные абстракции, которые можно подвергнуть эмпирической интерпретации или, говоря иначе, перевести в эмпирические показатели. С гносеологической точки зрения эмпирические показатели представляют собой своеобразное сочетание мысленной абстракции и чувственных данных. Именно через них осуществляется переход от теоретических концепций к эмпирическому исследованию и обратно. Система эмпирических показателей очерчивает ту эмпирическую область, область чувственно конкретного, которая является объектом исследования. Эмпирические показатели являются как бы представителями социальной реальности, недоступной непосредственному наблюдению, и измерению, скрытой за чувственными данными. Эта реальность схватывается опосредованно через наблюдение и измерение.
|
|
Эмпирические данные, полученные в результате исследования, несут в себе новое знание реальности. Это знание является результатом осуществляемого в процессе исследования взаимодействия чувственности и мышления. Эмпирические данные осмысливаются, подвергаются теоретической интерпретации путем их включения в специальную, а затем и общую социологическую теорию. Таким образом, осуществляется переход от эмпирического знания к теоретическому.
Мысленные операции социолог совершает, ориентируясь на, тот образ целого, который он сформировал в начале исследования. Благодаря этому образу и осуществляется связь мысленных абстракций, отражающих отдельные стороны изучаемого объекта, в единое многостороннее целое, мысленно конкретное во всем богатстве его определений. Мысленно конкретное в отличие от чувственно конкретного является не исходным пунктом исследования, а его результатом. Процесс познания, таким образом, осуществляется двумя взаимосвязанными путями. На первом пути полное представление испаряется до степени абстрактного определения, на втором пути абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления.
В итоге создается возможность раскрыть внутреннюю структуру и механизм функционирования и развития социального объекта. Тем самым создается возможность проверить соответствие исходной гипотетической модели изучаемому объекту.